Гуманистическая направленность технологии обучения, погруженного в общение


Табат Ирина Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №14»
с. Надежда Шпаковский район
Ставропольский край


Гуманистическая направленность технологии обучения,
погруженного в общение

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
В.А. Сухомлинский

Гуманизм в образовании непрерывно связан с ориентацией на решение проблем формирования «человеческих» качеств в человеке.
В соответствии с взглядами Ш.А. Амонашвили на личностно – гуманную основу педагогического процесса, концепцию гуманистической направленности образования составляют следующие пять теоретических положений:
1. Ребенок – растущая личность, целостность которой определяется системой потребностей, мотивов, установок, ориентации, убеждений. Обучение становиться смыслом жизни учащегося, если оно управляется с его же позиции, которая включает в себя разносторонние тенденции к развитию, самостоятельности, самоутверждению, познанию и т.д.
2. Образование личности эффективно проходит в комфортной, здоровьесберегающей, диалогической среде.
3. Познавательные силы ребенка стремятся к развитию, которое мыслится как процесс /потребность/ преодоления все более усложняющихся препятствий. Потребность школьника возбуждает не просто активную деятельность в виде усвоения, заучивания, запоминания, повторения, а скорее экспансивную, выражающуюся в формах присвоения, овладения, добывания, распознавания. Экспансивные формы деятельности способствуют формированию жизненного
, личностного смысла обучения.
4. В силу общественной значимости результатов учебно – познавательная деятельность, основной функцией которой является стремление к новому, имеет для школьника огромный личностный смысл. Успешность деятельности школьника равнозначна успеху становления его личности. Успех выражается в чувстве удовольствия и радости. Неуспех, вызывающий неудовлетворенность и огорчение, должен сопровождаться сопереживанием неудачи, рассматриваемой как приближение к намеченной цели, как индивидуальные неизбежные задержки, вызванные необходимостью совершенствования знаний и опыта, способов деятельности, определенных умений.
5. Ребенок стремится к свободной активности своих познавательных сил, ему необходимо чувство свободного выбора и педагогическая поддержка. Свободное функционирование познавательных сил в процессе обучения обеспечивается:
а) установлением атмосферы взаимного доверия и уважения;
б) управление учебным процессом в формах «со» педагога и школьника;
в) создание условий для свободного выбора педагогически однозначных /с одной и той же учебной задачей/, но субъективно /для школьника/ разнообразных учебных материалов;
г) удовлетворение потребности в экспансивной учебно – познавательной деятельности и обеспечение развития всех познавательных сил;
д) пробуждение, формирование и поощрение творческой и созидательной самостоятельности учебно – познавательной деятельности.
Действительно, современная школа сегодня нацелена на создание условий перехода от простого познания действительности учащимися к открытиям и прогнозам разной общественной значимости, на предоставление школьникам возможности выступать в роли исследователя, инициативной личности, способной работать над собой.
Поэтому творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке с детства, но не каждый может ощущать ее присутствие.
Задача современного учителя – создать условия для творческой самореализации детей. В творчестве происходит слияние человека с его делом, если это дело захватывает, увлекает. Творческий труд – это гармония всех способностей человеческого существа.
Основным средством воздействия на школьника был и остается урок и слово учителя, приглашающее к раздумью. Только педагог в постоянном общении с ребенком остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления, духовного роста и развития творческих возможностей, интеллектуальных задатков необходимо работать.
Проблема общения детей, подростков и взрослых людей - одна из самых важных проблем сегодня в самых различных областях деятельности человека, и учебная деятельность – не исключение.
Школьник испытывает огромную потребность в общении друг с другом, преподавателем, родителями. Но организация его жизни предполагает постоянное погружение в учебную деятельность, а не реализацию потребности в общении. Поэтому просто необходимо, чтобы решение учебно – воспитательных задач на современном развивающем уроке способствовало развитию сферы общения школьников.
Для этого в процессе обучения должны проявляется все три стороны общения:
- информативная /передача и сохранение информации/;
-интерактивная /организация взаимодействия в совместной деятельности/;
- перцептивная /восприятие и понимание человека человеком/.
Педагог, проводящий занятия, должен владеть приемами учебного диалога, который способствует созданию атмосферы сотрудничества, сооуправления, взаимодействия на уроке: учитель и ученик выступают в роли собеседника и сотрудника.
Существуют вербальные приемы учебного взаимодействия на уроке:
- постановка «открытых» вопросов /т.е. таких, которые заранее ориентируют не на единый – «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме/;
- определение собственной позиции во взаимодействии не как главной, но как нейтральной, что дает учащимся возможность высказывать на уроке и «правильные» и «неправильные» точки зрения без боязни, что их остановят;
- анализ и самоанализ урока /что, как и почему происходило/;
- ведение заметок, помогающих отслеживать течение урока, его кульминацию, результативность;
Важную роль играют невербальные приемы учебной коммуникации на уроке:
- визуальные /выражение лица (заинтересованное – равнодушное), зрительный контакт (взгляд на собеседника – избегание прямого взгляда), позы, движения (располагающие к собеседованию и угрожающие и пр.)/;
- акустические /интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы/;
- тактильные /расстояние между говорящими (далекое – близкое, способствующее контакту – препятствующее), прикосновения (одобряющие – агрессивные и пр.)/.
Опытный педагог – профессионал стремится на уроке умело использовать технологии, позволяющие сочетать гуманное обучение и общение.
К методам интерактивного обучения в общении относятся те, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний.
Использование на уроке таких форм обучения как учебная дискуссия, учебный диалог, игровое моделирование, «дебаты», «сократические диалоги» позволяет каждому школьнику включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другую точку зрения, увидеть многомерность задачи
С психологической точки зрения подобные занятия позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, обратиться за помощью к товарищу, педагогу. Происходит перенос знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.
Самоуправление своей учебно – познавательной деятельности на уроке процесс не простой, он под силу не каждому. Только организуя групповые взаимодействия между детьми на уроке, учитель способен выработать у школьников навыки сотрудничества.
Работа учащихся в микрогруппах предусматривает индивидуальный поиск ответов на учебную задачу, работу в парах, принятие группового решения.
Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение. В процессе учения школьнику предоставляется возможность общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, учиться оценивать чужую и, конечно, свою речь, поддерживать беседу, устанавливать контакт, передавать информацию
Использование такой формы работы на уроке особенно эффективна и полезна для застенчивых, стеснительных, замкнутых детей, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа.
Микрогруппы – микромиры благотворно влияют на самооценку таких детей и подростков.
Исходя из вышесказанного, под гуманистической направленностью современного урока можно понимать проявление, воспроизведение, учет в обучении сущностных человеческих качеств, направленность на удовлетворение как социально, так и индивидуально обусловленных потребностей, бережное обращение при обучении к внутреннему миру индивида, к его развитию, потенциальной духовности, культуре, преимущественное использование здоровьесберегающих технологий, субъект – субъектное взаимодействие участников образовательного процесса /обучаемого, обучающего и образовательной среды/.
То, в связи с чем человек изменяется, составляет его истинную образовательную среду, состоящую как из внешних так из внутренних условий, которые поддерживают или сдерживают, стимулируют или пресекают характерные действия обучающих и обучающихся.
Школа, педагоги должны таким образом построить образовательную среду, чтобы она предоставила ученикам все возможные средства и условия для самообучения, выстраивала «помогающее» поведение. Такое поведение сводиться к организации помощи ребенку открыть в себе то положительное, что в нем уже есть, к стимулированию развития ученика, его духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия, к овладению навыками, необходимыми для достижения интеллектуально – нравственной свободы, личной автономии и счастья.





















рисунок 1 001Рисунок 1рисунок 1 00115