Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»)


Интеллект-карта как один из способов активизации обучения лексике на уроках английского языка (по УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English»)
Педагогический опыт обучения школьников иностранному языку убеждает в том, что недостаточный объем знания лексики – основная проблема при изучении иностранного языка в школе. На решение ее уходит немалое количество времени и усилий. Это постоянная забота учителя в системе мер, направленных на развитие у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции.
Как же помочь ученику расширить, и самое главное – запомнить больше слов по той или иной теме? Очевиден ответ – чем больше свойств и особенностей личности ребенка учитывается в учебном процессе, тем успешнее происходит процесс овладения лексикой. Для этого учителю следует превратить лексику, предложенную в учебнике в «собственность» учащихся, сделать так, чтобы она стала их активным словарным запасом. Опробовав на практике некоторые средства, методы, приемы, технологии обучения, регулярно осуществляя рефлексию и мониторинг автор статьи пришла к выводу, что незаменимым помощником здесь могут стать «интеллект-карты» (mind maps), или, как их по-другому называют, умственные карты или ассоциограммы. Если совсем упростить – это конспект, но только не скучный и неинтересный, а конспект стихийный, яркий. Это дает возможность овладеть лексикой английского языка творчески, экономно, и целенаправленно. Ассоциограммы помогают анализировать, сравнивать с аналогичным в родном языке, подготовиться к учебному процессу и активно в нем участвовать, делать заметки, составлять план, пользоваться словарем. Я активно использую эту педагогическую технологию на уроках. Обычно мы рисуем эти схемы на развороте тетрадного листа. Примером может служить самая простая интеллект-карта по теме «seasons», изучаемая в 3-м классе. Ее можно дополнить рисунками, добавить блок “My favourite season”.

При изучении темы «времена года» в 4 классе эту схему можно расширить, а в 6 классе дополнить темой «Праздники».

В данном случае используются свойства человеческой памяти. Что такое человеческая память, и как она задействована в процессе обучения? Психологи различают долговременную и кратковременную память. В кратковременной памяти информация хранится в течении короткого времени (от одного до 5 дней). Если эту информацию не освежить, она забывается без следа. Это я вижу на примере своих учащихся. Если же слова и выражения неоднократно повторяются, то они переходят в долговременную память. Интеллект-карты – это наглядный способ представления информации (пройденных новых лексических единиц и речевых оборотов), когда в центре расположено понятие, от которого отходят стрелками ассоциации, или связанные с ним родственные понятия. Именно на принципе ассоциаций работает человеческая память. Мозг ребенка мгновенно связывает образы, понятия, и события. При этом единицы информации (слова) образуют блоки.
В своей работе применяю смысловые блоки (слова, связанные между собой по смыслу), например, Погода-> Сезоны -> солнечно, тепло, холодно, дождливо. Можно делить слова по частям речи. В дальнейшем это существенно облегчит выполнение таких экзаменационных заданий как словообразование.
В целом, применение Mind maps на уроках помогает учащимся:
Активизировать процессы мышления (узнавать то или иное явление языка, анализировать его, сравнивать с аналогичным в родном языке).
Ускорить процессы запоминания слов по пройденным темам.
Подготовиться к учебному процессу и активно участвовать в нем, например, при выполнении домашнего задания самостоятельно составлять схемы, затем в классе обсуждать, добавлять, оптимизировать – организовывать свою учебную деятельность (проверять, оценивать, исправлять), осуществлять поиск нужной информации.
Организовать работу в группах, затем сравнить результаты, взять самое лучшее из предложенного.
Упорядочить и систематизировать пройденный материал
Применить интеллект-карту как опорный план при устном высказывании на заданную тему
Совершенствовать орфографические навыки и навыки письменной речи
Хочется отметить, что интеллект-карты можно видоизменять и адаптировать в зависимости от целей и задач, поставленных учениками. Работу по изготовлению карт можно использовать на любом этапе урока. При повторении определенной темы следует еще раз пройтись по всем подразделам этой темы, фиксируя графически группы слов, новых, а также пройденных в предшествующих разделах. Желательно выписывать не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания. Приведу пример диаграммы по теме «Food», проходимой в 6 классе. Компоненты подраздела «My favourite dish» дети заполняют самостоятельно, остальные подразделы заполняются в классе, совместно с учителем методом мозгового штурма.
right000Имея перед собой такую схему учащийся может самостоятельно построить устное высказывание по заданной теме.
Как показывает опыт, интеллект-карты способствуют запоминанию новых слов и выражений, упорядочению и систематизации пройденного лексического материала, а также планированию тематического контроля учителем. Все это является составной частью когнитивного (осознаваемого) аспекта в изучении английского языка.
Еще один пример: тема «Животные» в УМК «Enjoy English» начинается в 4 классе начинается с изучения названий домашних и диких животных, их мест обитания. В 6 классе она дополняется лексикой «Животные на воле и в неволе», «Вымирающие животные». Вот как может выглядеть карта-схема в результате. Учащиеся могут дополнить ее рисунками животных, сделать более красочной.

Как мы видим, карта выглядит как огромное солнце со множеством лучей, или как корни дерева. Перед учащимися стоит задача – собрать всю лексику по одной теме вместе, распределить ее по группам, показать эти связи на графике. Можно применять не только отдельные слова, но и словосочетания, фразовые глаголы, речевые штампы, разговорные клише.
Добавим, что карты можно создавать на любую тему, любой степени сложности, в зависимости от уровня обученности детей. При этом, немаловажным условием будет заблаговременное продумывание учителем логики карты, выкладывание заготовки без подписей (при необходимости можно сделать одну-две для образца).
В результате использования интеллект-карт на уроках затрачивается меньше усилий при запоминании, развивает мышление и память детей, знание лексики переходит из пассивной формы в активную. Они позволяют удерживать большой объем информации в поле зрения. Для ученика она является инструментом развития памяти, логики, творческого мышления, анализа, способствует активному вовлечению его в процесс учебной деятельности. Учащиеся делают такие задания с удовольствием, проявляя пытливость и творчество. Все это в конечном счете положительно сказывается на результатах обучения.