«Метод круговой тренировки как один из способов повышения эффективности физкультурно-оздоровительных занятий»


«Метод круговой тренировки как один из способов повышения эффективности физкультурно-оздоровительных занятий»
Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников уже несколько лет находится в центре внимания. Однако, в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:
- возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда с одной стороны и снижение двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.; - недостаточным количеством уроков физической культуры; - слабой материальной базой; - массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением других более сильных интересов. На фоне таких удручающих факторов, передо мной и возник ряд вопросов: - Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? - Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? - Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? - Как сделать, чтобы предмет "Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.  При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его здоровьесберегающей направленности;  С одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, которая необходима им для поступления в высшие военные учебные заведения, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.  Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так
и для практики: - Как эффективно организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок получил оптимальную нагрузку без ущерба здоровью? - Поиски путей повышения эффективности обучения (интенсивность, нагрузка, воспитательное воздействие) привели к созданию дифференцированных методов организации учебного процесса. 
- Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (три урока в неделю) на деле приводит к низкому качеству учебного процесса.  Поэтому, в моей практике широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий. Основная из них – так называемая круговая тренировка, которая не только помогает увеличить моторную плотность урока, но и хорошо сочетает в себе избирательно направленное комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия. 
Метод круговой тренировки для учеников интересен тем, что они проходят через все снаряды, совершенствуя все элементы. Может использоваться с учащимися, начиная с 5 класса по 11 класс. Обязательным при выполнении упражнений является соблюдение правил техники безопасности. Ученик не должен выполнять элементы один, без страховки. Удобно применять метод круговой тренировки на уроках гимнастики.
Суть метода круговой тренировки заключается в выполнении упражнений сериями на станциях. Количество детей на отделения зависит от возраста детей и поставленной учителем цели. Круговая тренировка включает в себя распределение класса на отделения, которая дает возможность постепенного отхода от традиционной работы с низкой интенсивностью. Девочки и мальчики работают на разных снарядах. Это способствует комплексному развитию физических качеств, позволяет добиться стопроцентной активности детей, обеспечить высокую работоспособность и необходимый уровень эмоционального состояния. Применение метода круговой тренировки уже в течение нескольких лет позволяет выделить ряд положительных моментов используемой методики:
является универсальной и эффективной для разных видов программы;
позволяет включить в деятельность максимальное количество учащихся;
повышает динамику и плотность занятий;
допускает вариативность;
позволяет снизить утомляемость занимающихся за счетпереключения с одного вида упражнений на другой;
допускает использование различных методов в комплексе, в том числе коллективный и индивидуальный.
В настоящее время в качестве основных вариантов применяю несколько форм работы, а также их комбинацию.
1.Фронтальная работа. ( одно упражнение выполняется сразу всеми одновременно). Это значительно повышает эффективность работы и упрощает контроль за выполнением упражнений и дифференцировкой отдыха. Одновременная работа всего класса над общей задачей позволяет развить высокую интенсивность выполнения упражнений.
2.Работа по отделениям. Здесь возможны следующие варианты:
а) несколько отделений одновременно выполняют одно и то же упражнение на одинаковых снарядах;
б) несколько отделений одновременно выполняют одно и то же упражнение на различных снарядах или «станциях»;
в) несколько отделений одновременно выполняют различные упражнения на различных снарядах или «станциях» (одновременная разнородная работа с отделениями).
В большинстве случаев основной упор делается при этом на одну «станцию». Другие «станции» служат, как правило, для закрепления и совершенствования.
Решающее значение для успешной работы с отделениями имеют не только хорошо продуманные планы и тщательная подготовка к занятиям, но и, прежде всего выбор командиров (капитанов) отделений.
Между отдельными методами и их вариантами не может быть проведена четкая граница, здесь возможны разнообразные комбинации. Способ выполнения и количество повторений должны быть увязаны между собой таким образом, чтобы ни на одной из «станций» не было пауз в работе. Хорошие результаты дают самостоятельное определение количества повторений учащимися, получившими такое задание (капитанами отделений), одновременная работа нескольких учащихся на одной и той же «станции» и, прежде всего «поточное» выполнение упражнений.
Таким образом, метод круговой тренировки позволяет:
Повысить успеваемость по предмету.
Повысить общую и моторную плотность урока.
Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Повысить динамику состояния здоровья учащихся.