Формирование УУД как один из способов повышения эффективности образовательного процесса

Формирование УУД как один из способов повышения
эффективности образовательного процесса
Т.В. Крутякова
учитель биологии, заместитель директора по УВР
МБОУ «ИСОШ № 1 им.Н.П.Наумова»

Образование - это индустрия,
направленная в будущее
С.П. Капица
Под эффективностью обучения Г.А. Ключников понимает единство процесса и результата обучения, а не только его конечный результат. В толковом словаре русского языка под эффективностью понимаются действия, приводящие к нужным результатам.
Как показывают педагогические исследования, на эффективность образовательного процесса оказывает влияние целый ряд факторов. Определяющими по мнению многих специалистов являются:
- материально-техническая база школы;
- учебный план образовательного учреждения;
- программы и учебники;
- управление учебным процессом;
- уровень квалификации учителя и его личностные качества.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 –го века. В условиях решения этих задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В этом документе говорится и о том, что «школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации». 
Федеральный государственный стандарт общего образования также определяет направленность общего образования на личностное развитие детей. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей). Это значит, что сегодня умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.  Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
По-моему мнению, каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
В то же время, существенное место в преподавании школьных дисциплин занимают и так называемые  метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные)  УУД, которые направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью – будь то ценностно – моральный выбор в решении моральной дилеммы на уроке литературы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по русскому языку и мировой религии или планирование совместной с другими учащимися деятельности на уроках биологии и иностранного языка.
Иными словами можно с уверенностью сказать, что методологической основой ФГОС ОО является системно - деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения в школе является урок, то учителю необходимо знать принципы его построения, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.
В то же время, для построения урока в рамках ФГОС ОО важно учитывать и следующие критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие учитель – ученик через отношения и совместную деятельность. В настоящее время при отборе содержания образования, выборе методов, определении форм обучения учитель должен учитывать и цели  формирования  конкретных видов  УУД. Овладение обучающимися УУД  в конечном счете ведет к  формированию  способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями.  
Общими рекомендациями по  формированию    УУД  в ходе  образовательного   процесса  мы считаем следующие:
1. Необходимость выделения цели  формирования   УУД, четкого выделения их функций в  образовательном   процессе, их содержания и требуемых свойств в соответствии с возрастом и психологическими особенностями учащихся.
2. Определение ориентировочной основы каждого  УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся в его выполнении.
3. Поэтапная отработка УУД, обеспечивающая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, которое основано на саморегуляции.
4. Определение связи каждого  УУД  с учебным предметом. Выделение учебных предметов, наиболее благоприятных для  формирования  конкретных видов  УУД  и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы  УУД  применительно к учебному предмету, описание свойств действия.
В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют от учителя поиска инновационных средств, форм и методов организации образовательного процесса.
На наш взгляд, внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий дают возможность повышать качество образования, позволяют учителю более эффективно использовать учебное время, снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.
По-нашему мнению, для успешного формирования УУД в рамках ФГОС всё больший вес приобретает использование технологий личностно-ориентированной направленности, которые позволяют ответить на вопрос «Как учить результативно?». 
Ниже приведённые принципы, описанные голландским психологом Карлом ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и практику применяемых нами педагогических технологий: Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, что может основываться на личном опыте учащихся. Принцип 2: учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз». Принцип 3: учить диагностично: то есть постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся, поправляя и поддерживая их в случае необходимости. Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся (разноуровневое обучение).
Принцип 5: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства (индивидуальное обучение) Принцип 6: обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей, а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач.  Принцип 7: способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего процесса обучения.
Принцип 8: стимулировать инициативу и творчество учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике.
Принцип 9: способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности. Принцип 10: обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося. Для реализации этих принципов, в первую очередь, необходимо повышение профессиональной компетентности учителя. Здесь важную роль играют курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные, информационное пространство и сетевое взаимодействие учителей и, конечно же, сама личность учителя.
Наша задача – построить методическую работу и образовательный процесс таким образом, чтобы все учителя могли сказать: «Работаю так, что ребята сами открывают новое знание». Только тогда мы и сможем сказать, что создали условия для самореализации личности ученика, который: - ставит цели, - решает задачи, - отвечает за результаты.
15