Программа курса Твоя профессиональная карьера 9 класс

Программа по предмету «Твоя профессиональная карьера» в 9 классе
на 2014 – 2015 учебный год
1. Пояснительная записка.
Программа составлена на основании:
Программы «ТПК 8-9 кл.» - М.: Просвещение, 2000г.
Использованы следующие методические и дидактические разработки:
Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 кл./ Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. М.: Просвещение, 1998.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И.Шалавиной. М., 1999.
Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н.Чистяковой и А.Я. Журкиной. – М., 1998.
С целью более целесообразного распределения часов, выделенных на программу, с учетом трудоемкости учебного материала, были произведены следующие изменения в программе:
Тема «Современный рынок труда и его требования к профессионалу» расширена: вместо 3 часов выделено 5, добавлены темы «Предпринимательство. Менеджмент и маркетинг», «Основные принципы формирования рынка труда. Безработица».
Темы «Мой «профплан», «Виды консультаций. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации» сокращены с 2 часов на 1 (совмещены с соответствующими практическими работами).

2. Основное содержание.
Цели курса:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей в себя получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе практических занятий. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
4. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
Основное содержание (тематика) курса:
Тема 1. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (10 часов).
Память. Общее представление о памяти.
Основные процессы памяти.
Способность к запоминанию.
Пространственное воображение. Способность оперировать пространственными представлениями. Роль образов в процессе переработки информации.
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда.
Основные типы связей.
Индивидуальные стили кодирования информации.
Словесная форма кодирования информации.
Образная форма кодирования информации.
Чувственно-сенсорная форма кодирования информации.
Тема 2. Неисчерпаемость человеческих ресурсов (3 часа).
Творческое отношение к собственной жизни.
Психологические механизмы компенсации.
Программа и средства самовоспитания.
Тема 3. Человек в новых социально-экономических условиях (3 часа).
Структурная перестройка экономики. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг.
Развитие сельского хозяйства, земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение.
Экосистема ХМАО, проблемы, роль, решения.
Тема 4. Человек среди людей (5 часов).
Личность и межличностные отношения в группах.
Лидерство и его роль. Лидерство и совместная деятельность в трудовом коллективе.
Конфликты, их причины и способы устранения.
Психологическая совместимость и несовместимость людей.
Роль психологического микроклимата в эффективности трудовой деятельности коллектива.
Тема 5. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (5 часов).
Разнообразные виды предприятий и форм собственности.
Рынок. Его функции и структура.
Спрос и предложение, и методы их регулирования.
Предпринимательство. Менеджмент и маркетинг.
Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.
Тема 6. Пути получения профессии (1 час).
Система профессионально-технического образования. Виды учебных заведений, возможности квалифицированного роста.
Тема 7. Моя профессиональная карьера (3 часа).
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности.
Профессиональное прогнозирование и самоопределение.
Мой «профплан».
Тема 8. Оценка способности школьников к выбору профессии (3 часа).
Общие основы оценки способности личности к выбору профессий. Оценка способности к самоанализу.
Анализ профессиональной деятельности и профессии.
Показатель соответствия выбранной профессии.
Тема 9. Профконсультационные услуги (1 час).
Виды консультаций. Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.

3. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного курса.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, разнообразные виды предприятий и форм собственности, социально-экономических условий развития экономики, критериев профкомпетентности, понятие о самовоспитании, совместной деятельности в коллективе, о причинах возникновения конфликта и способах его устранения, о памяти и воображении.

Учащиеся должны уметь: использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; составлять индивидуальный профессиональный план и мобильно изменять его; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; соотносить свои способности с требованиями конкретной профессии; анализировать экономические проблемы, искать пути их решения.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентации на современном рынке труда, для получения профессии, для осуществления связи между интеллектуальными способностями и успешностью профессионального труда, использования полученных знаний для налаживания психологического микроклимата для эффективной трудовой деятельности.


Календарно-тематическое планирование
по курсу «Твоя профессиональная карьера»
на 2014 – 2015 учебный год
9 класс
Учитель: Чалых С.М.


Содержание раздела темы
Виды практических работ
Кол-во часов
Дата проведения

1 полугодие

1 четверть

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда (10 часов)

1
Память. Общее представление о памяти.

1


2
Основные процессы памяти

1


3
Способность к запоминанию.
П/р тренинг «Способность к запоминанию».
1


4
Пространственное воображение. Способность оперировать пространственными представлениями. Роль образов в процессе переработки информации.

1


5
Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда.
П/р «Практикум по отслеживанию уровня способностей к анализу предметов и образов».
1


6
Основные типы связей.

1


7
Индивидуальные стили кодирования информации.

1


8
Словесная форма кодирования информации

1


9
Образная форма кодирования информации.
П/р «Кодирование информации с помощью эмоциональных качеств личности». Зачет за четверть
1


2 четверть

10
Чувственно-сенсорная форма кодирования информации.

1


Неисчерпаемость человеческих ресурсов (3 часа)

11
Творческое отношение к собственной жизни.

1


12
Психологические механизмы компенсации.

1


13
Программа и средства самовоспитания.
П/р «Составление программы самовоспитания».
1


Человек в новых социально-экономических условиях (3 часа)

14
Структурная перестройка экономики. Развитие производственной инфраструктуры. Сфера услуг.

1


15
Развитие сельского хозяйства, земельная реформа. Фермерство. Экологические проблемы и их решение.

1


16
Экосистема ХМАО, проблемы, роль, решения.
П/р «Составление программы решения экологической проблемы». Зачет за четверть
1


Человек среди людей (5 часов)

17
Личность и межличностные отношения в группах.




2 полугодие

3 четверть

18
Лидерство и его роль. Лидерство и совместная деятельность в трудовом коллективе.

1


19
Конфликты, их причины и способы устранения.

1


20
Психологическая совместимость и несовместимость людей.

1


21
Роль психологического микроклимата в эффективности трудовой деятельности коллектива.
П/р «Способы устранения конфликтов».
1


Современный рынок труда и его требования к профессионалу (5 часов)

22
Разнообразные виды предприятий и форм собственности.

1


23
Рынок. Его функции и структура.

1


24
Спрос и предложение, и методы их регулирования.
П/р «Рынок труда нашего региона, возможность самореализации»
1


25
Предпринимательство. Менеджмент и маркетинг
Деловая игра «Маркетинговое исследование покупательского спроса»



26
Основные принципы формирования рынка труда. Безработица
П/р «Составление резюме»



Пути получения профессии (1 час)

27
Система профессионально-технического образования. Виды учебных заведений, возможности квалифицированного роста.
П/р «Аналитическая работа со справочниками средних и высших заведений».
1


Моя профессиональная карьера (3 часа)

28
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности

1


29
Профессиональное прогнозирование и самоопределение

1


30
Мой «профплан»
П/р «Индивидуальный профессиональный план»
1


Оценка способности школьников к выбору профессии (3 часа)

31
Общие основы оценки способности личности к выбору профессий. Оценка способности к самоанализу

1


32
Анализ профессиональной деятельности и профессии


1


33
Показатель соответствия выбранной профессии.
П/р тест «Выбор».
1


Профконсультационные услуги (1 час)

34
Виды консультаций
Возможность получения профессиональной и медицинской консультации.
П/р «Аналитическая работа на основе медицинских справок и годности к выбранной профессии».
1









35
Экскурсии на производства посёлка. Встречи с представителями профессий.





ИТОГО:

35 часов








































Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415