Конспект урока факультативного курса Твоя профессиональная карьера в 9 классе по теме Способность изменять способы интеллектуальной деятельности


Твоя профессиональная карьера
9 класс
Тема урока: Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.
Цель:
Дать понятие о связи мышления и познания, их значение в разрешении проблемных ситуаций;
Раскрыть понятие «интеллектуальная деятельность»
I. Работа над новым материалом.
Мышление и познание. Вряд ли надо вам объяснять, какое значение имеет мышление в жизни. Ведь в ходе мыслительной деятельности каждому приходится решать задачи, планировать будущее. Однако всегда ли вы знаете, как работает мышление, каковы механизмы его развития? Этой проблемой занимаются философы, логики, медики, психологи, педагоги. Попытаемся вместе разобраться, уяснить, что же представляет собой мышление.
Психологи рассматривают мышление как особую форму психического отражения окружающей действительности, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Благодаря особенностям своей психики человек активно познает окружающий мир, сталкиваясь при этом во многом с очевидными вещами. Так, известными являются факты: песок сыпучий, у кубика шесть граней, а яблоко имеет шаровидную форму. Вместе с тем размеры Земли, химический состав стекла, конструктивные особенности здания и т. д. — все это не поддается познанию путем непосредственного восприятия. Познать их природу помогает процесс мышления. Альберт Эйнштейн на вопрос своего девятилетнего сына о том, чем он знаменит, ответил: «Слепой жук, ползущий по поверхности шара, считает, что он передвигается по плоскости, а мне удалось увидеть эту поверхность кривой».
Человек, передвигаясь по поверхности Земли, не всегда воспринимает и ощущает ее истинную форму. Пришлось приложить немало усилий, чтобы, используя свое мышление и воображение, разобраться в этом вопросе. Только в XX веке люди, взглянув на Землю через иллюминатор космического корабля, смогли убедиться в правильности своих догадок и расчетов.
Процесс мышления особенно отчетливо проявляется в тех случаях, когда вам приходится долго и упорно решать трудную мыслительную задачу или проблему (математическую, техническую, бытовую).
И вот в результате мыслительной деятельности, настойчивых попыток вы наконец находите или, наоборот, не находите правильного ответа. Почему неудача в решении проблемы в такой же мере, как и успех, является продуктом мыслительного процесса? Успех и неудача всегда эмоционально переживаются человеком и поэтому оказывают влияние на мыслительный процесс и дальнейшую регуляцию поступков. Таким образом, мышление — это всегда поиск и открытие чего-то существенно нового как для личного опыта, так и для духовного обогащения человечества в целом.
В практической и профессиональной деятельности человека всегда возникают проблемные ситуации, требующие решения. Жизненные условия и обстоятельства постоянно изменяются и выдвигают новые требования. Конвейерное производство, управление транспортными средствами и механизмами, преподавание, хирургическая операция редко обходятся без того, чтобы специалисту не приходилось преодолевать подчас труднопредвидимые ситуации. Эти ситуации возникают там, где специалисты не имеют объективной информации, и тогда, когда они не могут удовлетворить свои социальные, психологические потребности.
Проблемная ситуация — это еще довольно неопределенное, малоосознаваемое тревожное состояние, которое можно выразить словами: «Что-то не то», «Что-то не так». Она всегда характеризуется целью, условиями, потребностями в достижении цели, недостаточностью стандартных средств решения.
Процесс мышления начинается с анализа предметной ситуации, в результате которого формулируется задача или проблема.
Постановка задачи указывает на то, что осознано количество известного и неизвестного в сложившихся обстоятельствах. Если известного намного больше, чем неизвестного, то проблемная задача решается в основном с помощью мыслительных процессов.
Например, в задаче по физике, где надо определить силу тока в последовательной цепи, по условию заданы напряжение и сопротивление. Здесь известного (напряжение и сопротивление) больше, чем неизвестного. Кроме того, заранее определен алгоритм решения — закон Ома. Таким образом, неизвестное (сила тока) вы определяете в процессе мышления, который связан с припоминанием формулы законов, известных математических расчетов.
Другое дело — когда известного мало, а неизвестного много. Здесь в решении проблемной ситуации, кроме мышления, ведущую роль играет воображение. Выдающийся английский физик Э. Резерфорд в эксперименте, где бомбардировалась альфа-частицами тонкая платиновая пластинка, обнаружил, что после прохождения частицами пластинки они отклоняются от первоначального направления. Причем основная масса частиц имела незначительное отклонение. В то же время очень малое количество частиц имело угол отклонения более 90°. Этот феномен необходимо было объяснить. Но в условии задачи неопределенного было больше, чем известного. Богатым воображением ученого Э. Резерфорду удалось представить механизм взаимодействия частиц с веществом и на основе этих представлений объяснить причины данного явления, создать планетарную модель строения атома. За научные заслуги он получил титул лорда Нельсона (1921).
Мышление и воображение взаимообусловливают и дополняют друг друга, так как находятся в неразрывном единстве.
Результатом воображения является образ, а мышления — выраженные в словах мысли: понятия, суждения и умозаключения.
Виды и операции мышления. Различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Предметно-действенное — наиболее простая форма мышления, сопутствующая практической деятельности человека. При рубке дров, конвейерной сборке деталей и других подобных работах этот вид мышления проявляется наиболее полно. Он всегда основывается на обобщении опыта и потому способствует формированию более сложных видов мышления: образного и логического.
Представления и образы служат опорой профессиональной деятельности художников, изобретателей, конструкторов и представителей других творческих профессий, так как у них в наибольшей степени развито наглядно-образное мышление.
Словесно-логическое мышление наиболее характерно для математиков, программистов, инженеров, физиков-теоретиков, т. е. для тех, кто выполняет мыслительные операции с различными понятиями. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При возникновении любой проблемной задачи словесные рассуждения всегда опираются на образы. В то же время решение даже самой простой практической задачи требует словесно-логического обобщения. Вот почему так важно при выборе профессионального будущего знать особенности своего мышления.
Важное значение для профессиональной деятельности имеет способность личности к выполнению различных мыслительных операций, таких, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Сочетание данных операций в различных вариантах составляет механизм мышления и воображения. Способность оперировать пространственными представлениями, так необходимая во всех сферах профессиональной деятельности, не обходится без включения большинства перечисленных мыслительных операций. Например, технический дизайнер при создании модели корпуса будущего автомобиля осуществляет мыслительные операции, сравнивает ее с известными образцами, анализирует их с точки зрения аэродинамических и технических характеристик, обобщает, классифицирует и, абстрагируясь от них, создает новый облик. Опираясь на пространственные представления как на условие творческого познавательного процесса, дизайнер создает усовершенствованную марку автомобиля.
В основе способности устанавливать связи между предметами и явлениями лежит такая мыслительная операция, как обобщение, т. е. объединение по существенным и общим признакам.
При изучении многих школьных предметов вам приходилось встречаться с тем, как систематизируются и классифицируются разнообразные простые и сложные объекты, понятия, факты, явления. К примеру, растительные и животные организмы объединяются в типы, классы, виды, семейства, отряды. Это облегчает изучение природы. Выполняя операции по креплению деталей между собой, слесарь-сборщик мысленно обобщает разрозненные детали (болты, шайбы, гайки) на основании общего признака и создает единый крепежный узел. Операции обобщения иногда приводят к стереотипизации мыслительных процессов, что во многом облегчает жизнедеятельность человека, освобождает его от выполнения рутинных замыслов и действий по планированию и осмыслению деятельности. Стереотип в некотором смысле схож с навыком. Усвоив решение физических задач по образцу, легче справиться с аналогичными задачами. Но в случае, когда необходимо выполнить нестандартное задание, стереотипность мышления будет только затруднять поиск ответа.
Стереотипность и шаблонность мышления отрицательно влияют на успешность и продуктивность интеллектуальной деятельности, делают ее безликой, нетворческой. Иногда прийти к верному выводу мешают традиционные методы, шаблонные идеи и рассуждения. По словам известного авиаконструктора А. Н. Туполева, чтобы избавиться от таких преград, следует взглянуть на проблему чужими глазами, подойти к ней по-новому, вырвавшись из обычного, привычного круга рассуждений.
Умение изменять способы интеллектуальной деятельности является признаком гибкости мышления. Это означает широкое применение всего многообразия мыслительных операций, в том числе кодирования и переработки информации.
В практической деятельности одни и те же предметы и явления по-разному воспринимаются и творчески преобразуются за счет индивидуального словесного, образного и чувственного опыта. На основании индивидуального опыта формируется индивидуальный стиль деятельности человека, его интеллект.
Под интеллектом понимаются особенности организации индивидуального познавательного опыта. Это означает не только способность решать различные проблемные задачи, но и умение организовывать свою жизнедеятельность, используя при этом весь накопленный жизненный потенциал.
II. Диагностические процедуры.
Методика «Решение серии арифметических задач»
Работа с текстом, имеющим противоречия
III. Развивающие процедуры.
Решение задачи «9 точек»
Методика «Разрыв привычных связей»
IV. Ответы на вопросы
учебник стр.51 - 53