Занятие курса «Твоя профессиональная карьера» для 9 класса «Способности»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
с.Перегрёбное, Октябрьский район, Тюменская область
Автор: педагог-психолог Калиниченко Е.Д.

Занятие по курсу «Твоя профессиональная карьера»
Класс: 9-й
Тема: Способности
Цель: развитие представлений учащихся о собственных способностях, их влиянии на выбор профессиональной деятельности

Задачи:
1. Продолжать знакомить учащихся с общими и специальными способностями с условиями их развития, с их влиянием на успешность профессиональной деятельности
2. Развивать память, внимание, мышление
3. Воспитывать интерес к самопознанию

Оборудование: проектор, раздаточный материал (листы формата А4 для игры «Паучок»).
Ход занятия:
Организационный момент
Ознакомление с темой занятия и новым материалом
Ребята, а как вы думаете, что такое способности, зачем они нужны? Какие способности вы знаете?
Способности – это индивидуальные психологические особенности человека, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности.
Различают общие и специальные способности.
Общие способности:
-Трудолюбие
-Внимательность
-Сообразительность
-Целеустремленность
Общие способности важны во всех профессиях и видах деятельности. Это способности воспринимать информацию, совершать движения, устанавливать контакты с другими людьми, произвольно управлять своим поведением и состоянием. Человек должен учиться, общаться и контролировать самого себя.
Таким образом, общие способности это:
Способность к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательным реакциям, координации движений и формированию двигательных навыков
Способность к обучению (умственные способности и интеллект)
Способность к общению и управлению собой (саморегуляция), тесно связанная с характером человека
Специальные способности – способности, которые необходимы для успешного выполнения конкретного вида деятельности (художественные, музыкальные, организаторские, педагогические, технические, математические, артистические).
Например, для профессии художника недостаточно иметь общие способности к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению, а также требуется высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса.
Способности человека не являются врожденными. Ребёнок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Они-то и выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Однако задатки многозначны. На основании одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности, в зависимости от требований деятельности, которой занимается человек.
Вспомните известное изречение: «нельзя научиться плавать, стоя на берегу реки». Систематические занятия учащегося, например, электротехникой могут развить его технические способности, в результате он будет лучше и быстрее других разбираться в чертежах и схемах, сложных приборах и машинах. Упорные тренировки, могут развить любые способности спортсмена.
Формирование способностей можно разделить на несколько этапов:

I этап. Формирование задатков в раннем детстве. Игры помогают формированию интеллектуальных операций, навыков, личных качеств, поведенческих установок. Игры с кубиками, мозаикой, конструктором развивают пространственные представления и воображения.
II этап. В школе знакомятся с цифрами, учатся считать, начинают осваивать математику, тем самым развивают абстрактное мышление, которое необходимо для выполнения расчетных и проектных конструкторских работ. На уроках черчения развивается пространственное мышление.
III этап. Ученический – в различных кружках, секциях. Если задатки не сформировались, то получаемые сведения о профессии постепенно забываются. Бывает так, что уже заканчивая институт, студент так и не представляет, где он будет работать, что он будет делать. Соответственно, ему трудно найти работу, в итоге он не работает по специальности. Полученные знания так и остаются мертвым грузом.
Если профессия была выбрана правильно, то по окончании института наступает завершающий этап развития способностей. Происходит объединение в комплекс необходимых для успешной работы представлений, знаний, навыков. Человек готов стать успешным профессионалом.
А, теперь, чтобы проверить свои способности и потренироваться мы поиграем.
Упражнение № 1. Игра «Паучок».
Цель игры: корректировка отклонений в развитии восприятия и ориентировки в пространстве, развитие внимания, координации движений.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Перед вами поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок. Паук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будите передвигать по полю паучка в нужном направлении. Делайте это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Внимание! Начали. Две клеточка вверх, одна клеточка налево, одна вверх и две клеточки направо и т.д. Нарисуйте в клеточке, где остановилась муха .(грибок)». Рисунки могут быть разными: солнышко, домик, тучка, и т.п. Можно в игру ввести второго героя, например жука или муху. (Приложение № 1)
Какие способности могут развиваться в подобных играх? (Варианты ответов детей).
Сегодня многие молодые люди хотят стать программистами, потому что любят играть в компьютерные игры. Этого не достаточно. Программисту необходимо абстрактное мышление (алгебра и тригонометрия: решение уравнений и неравенств в общем виде т.е. без чисел, с буквами, с символами, нахождение и графическое выражение функциональных зависимостей). Чтобы освоить разные языки программирования, нужны лингвистические способности, хорошее знание иностранных языков.
Экономисту – требуется абстрактное мышление, которое выражается в хорошей успеваемости по алгебре (при этом не важно, как идет геометрия и тригонометрия). Важно, чтобы сложились умения быстро и точно производить вычисления, контролировать промежуточные и конечный результаты, видеть и применять типовые алгоритмы, не ошибаться в их выборе при решении примеров и задач. Кроме того требуется внимательность, усидчивость, готовность к длительной, монотонной работе с периодическими самопроверками и повторными расчетами.
Если человек активен, энергичен, любит поговорить, то вряд ли ему понравится работа бухгалтера или экономиста. Его будут раздражать монотонность и необходимость бесконечных самопроверок, которые он, со временем, престанет выполнять.
Предлагаю вам сыграть еще в одну игру.
Упражнение № 2. Нахождение слов – антонимов
Цель: развитие вербальных способностей. Упражнение лучше проводить с командами в форме соревнования (какая команда лучше и качественнее выполнит задание). Инструкция: « Я буду поочередно каждой команде называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Выигрывает та команда, кто назовет больше слов – антонимов. Пример: «ночь» - «день»,т.д. В левом столбике помещены понятия, которые должен называть учитель, в правом – возможный вариант ответа.
1. начало-конец. 9. звонкий-глухой.
2. бедный-богатый. 10. нападение-защита.
3. тепло-холодно. 11. праздники-будни.
4. тревога-покой. 12. свобода-рабство.
5. матовый-блестящий. 13. узкий-широкий.
6. активный-пассивный. 14. маленький-большой.
7. рассеянный-внимательный. 15. гладкое-шершавое.
8. спуск-подъем. 16. мягкая-твердая.
Итак, а какие способности тренирует эта игра? (Ответы детей)
Упражнение №3. «Поиск общего»
Цель: развитие мышления
Инструкция: Предлагается два слова, мало связанных между собой. Например: консервная банка и чашка. За 5 минут учащиеся должны написать как можно больше общих признаков для пары предметов. Ответы могут быть самыми обычными, стандартными: в примере «консервная банка» и «чашка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину». Необходимо указать как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, которые позволяют увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.
-дерево и дом -мел и мука -матрешка и конструктор
-блюдо и лодка
-собака и человек
-ребенок и космонавт
(Отметить самые необычные ответы)
Просмотр презентации «Иллюзии», «Перевёрнутые картинки»
Какими способностями, на ваш взгляд, должен был обладать художник, что бы нарисовать такие необычные картинки? (Ответы детей)
Подведение итогов занятия. Мы с вами сегодня постарались уточнить, что же такое способности, как они формируются и чем, собственно, могут нам помочь в жизни.



Литература
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М.: Вако, 2005.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М.: Генезис, 2004
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М.: Генезис, 2005.
Савенков А.И. Развитие исследовательских способностей школьников, М.: Генезис, 2004
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Л., 1963.
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415