Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Анатомия» Тема: Пищеварительная система


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Частное учреждение «Темиртауский медицинский колледж»
Рассмотрено на заседании ЦМК № 4
протокол № __ от «__» _____ 2016г.
председатель ЦМК № 4
Акашев Г.В.
___________________
Проверено
методист
Медведева Т.Ю.
_____________ Утверждаю
зам. директора по УР
Кызылбаева Б.К
________________
Методическая разработка открытого занятия
по дисциплине «Анатомия»
Тема: Пищеварительная система
Специальность: «Лечебное дело»
II курс, III семестр
Подготовила
Герасимчик О.В.,
преподаватель высшей категории

г. Темиртау – 2016 г.
Тема: Пищеварительная система
Количество учебного времени: 180 минут.
Место проведения: кабинет анатомии и физиологии
Вид занятия: практическоеТип занятия: урок комплексного применения знаний на практике
Образовательная цель занятия: систематизировать и совершенствовать знания студентов по анатомии пищеварительной системы
Задачи занятия:
Дидактическая: закрепить материал, полученный на теоретических занятиях, применять знания при решении проблемных заданий;
Воспитательная: способствовать воспитанию инициативности, чувства долга, гордости, уважения к предмету, формировать умение работать в группе и индивидуально, развивать чувство товарищества и взаимопомощи, воспитывать толерантные отношения в группе;
Развивающая: формировать умение рассуждать, логически мыслить, развивать умение сопоставлять, оценивать, развивать наблюдательность, познавательный интерес к изучаемому предмету.
После окончания занятия
Студент должен знать: расположение органов пищеварительной системы и их строение;
Студент должен уметь: показывать органы пищеварительной системы и их части на различных наглядных пособиях;
Студент должен обладать базовыми компетенциями:
БК 1.1. - Саморазвитие - владеть навыками долговременного планирования обучения, профессионального роста;
БК 1.2. - Информация - собирать и анализировать информацию, применять знания на практике.
Оснащение: ПК, проектор, программа «Essential anatomy 3D», плакаты, барельефы.
Межпредметные связи: «Физиология», «Основы сестринского дела», «Пропедевтика внутренних болезней», «Внутренние болезни»
Литература:
Основная:
Сапин М.Р., Билич Г.Л., Анатомия человека. Учебник для медицинских училищ и колледжей. М.,ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Дополнительная:
Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф., Сагун В.А., Анатомия и физиология. Учебник для студентов учреждений среднего профобразования. М., ГЭОТАР – Медиа, 2013.
Липченко В.Я., Самусев Р.П., Атлас нормальной анатомии человека. Учебное пособие. М., Медицина, 1988
Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И., Анатомия человека. М., Медицина, 1985
Ход занятия
I. Организационный момент
5 мин
проверяется готовность аудитории к занятию, наличие оснащения, отмечаются отсутствующие, студенты знакомятся с планом проведения занятия
II. Подготовка к закреплению знаний и усвоению умений
10 мин
Весь материал разбивается на блоки, студенты делятся на малые группы
III. Применение изученных знаний на практике
155 мин
1. самостоятельная работа студентов по блоку №1
2. контроль знаний и умений блока №1 проведением немого
диктанта;
3. самостоятельная работа студентов по блоку №2
4. контроль знаний и умений блока №2 проведением немого
диктанта;
5. самостоятельная работа студентов по блоку №3
6. контроль знаний и умений всего материала занятия проведением
немого диктанта, взаимопроверкой
IV. Подведение итогов занятия
8 мин
оценки за три работы выставляются в оценочный лист, выводится
итоговая оценка, даются комментарии к работам
V. Домашнее задание
2 мин
подготовить теоретический материал по дыхательной системе,
пользуясь конспектом лекций и учебником - стр.232 – 255.

Технологическая карта занятия
Этап занятия Деятельность преподавателя Деятельность студентов
1.Организационный момент
Отмечает готовность аудитории к занятию, наличие всех наглядных пособий, присутствие и готовность студентов к занятию
Проводит ознакомление с планом проведения занятия, сообщает этапы деятельности студентов, виды контроля Настраиваются на быстрое включение в работу
2.Подготовка к закреплению знаний и усвоению умений
Разбивает всю тему на блоки, которые будут поэтапно осваиваться.
Делит студентов на малые группы. Делают записи в тетрадях
3.Усвоение материала блока №1 – ротовая полость, органы ротовой полости, глотка, пищевод

Озвучивает конкретные вопросы, над которыми студенты будут работать, ставит проблему.
Проводит фронтальный опрос. Записывают вопросы, работают с наглядными пособиями, самостоятельно осваивают часть материала, решают проблему, отвечают на вопросы
4. Контроль вопросов блока №1 проведением немого диктанта
Показывает анатомические элементы на различных наглядных пособиях Записывают на листах ответы и сдают на проверку
5. Усвоение материала блока №2 - желудок, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа
Озвучивает конкретные вопросы, над которыми студенты будут работать, ставит проблему.
Проводит фронтальный опрос.
Записывают вопросы, работают с наглядными пособиями, самостоятельно осваивают часть материала, решают проблему, зарисовывают в тетради схему желчных протоков
6. Контроль вопросов блока №2 проведением немого диктанта
Показывает анатомические элементы на различных наглядных пособиях. Записывают на листах ответы и сдают на проверку
7. Усвоение материала блока №3 - тонкий и толстый кишечник
Озвучивает конкретные вопросы, над которыми студенты будут работать Самостоятельно работают с наглядными пособиями
8.Проведение немого диктанта по всей теме занятия
Показывает анатомические элементы на различных наглядных пособиях Записывают на листах ответы, меняются листами для взаимопроверки
9.Взаимопроверка письменных работ

Показывает анатомические элементы и озвучивает правильные ответы Проверяют чужие работы, подсчитывают и записывают количество правильных ответов
10.Подведение итогов
Выставляет оценки в оценочный лист и выводит общую оценку с комментариями.
Подводит итоги проделанной работы
Делают выводы по проделанной работе
11.Домашнее задание
Подготовить теоретический материал по дыхательной системе - конспект лекции, учебник – стр 232 – 255.
Записывают домашнее задание
Перечень анатомических элементов, которые необходимо уметь показывать на наглядных пособиях
Блок №1
Ротовая полость: преддверие рта и собственно ротовую полость, твердое и мягкое небо, уздечки верхней и нижней губы, небную занавеску и небный язычок, небно- язычную и небно- глоточную дужки, десна, небные миндалины, зев.
Язык: его части, видимые сосочки, уздечка, подъязычные сосочки, язычная миндалина.
Слюнные железы: подъязычная, поднижнечелюстная, околоушная.
Зубы: части зуба – коронка, шейка, корень; ткани зуба - эмаль, дентин, цемент, пульпа. Глотка: части глотки – носовая, ротовая, гортанная; глоточная и трубные миндалины, хоаны, вход в гортань, вход в пищевод.Пищевод: части, отверстия.
Блок №2
Желудок: отверстия – кардиальное и привратниковое, края – большая и малая кривизна, отделы – дно, тело, кардиальная часть, привратник, оболочки - складки слизистой, мышечная, серозная. Двенадцатиперстная кишка: луковица, части - верхняя, нисходящая, горизонтальная и восходящая, сосочки – большой и малый.Печень: поверхности – диафрагмальная, висцеральная; края - задний и нижний; серповидная связка; доли - правая, левая, квадратная, хвостатая; ворота.Желчный пузырь и желчные протоки: части - дно, тело, шейка; протоки - правый и левый печеночные протоки, общий печеночный, пузырный проток, общий желчный проток.Поджелудочная железа: части – головка, тело, хвост.
Блок №3
Тонкая кишка: тощая, подвздошная, ворсинки, циркулярные складки, брыжейка.
Толстая кишка: слепая, аппендикс, ободочная - восходящая, поперечная, ободочная, нисходящая, прямая; мышечные ленты, гаустры, полулунные складки, сальниковые отростки. Немой диктант №1
Преддверие ротовой полости
Коронка зуба
Небные миндалины
Околоушная слюнная железа
Зев.
Верхушка языка.
Шейка зуба.
Носовая часть глотки.
Подъязычная слюнная железа
Пульпа.

Немой диктант №2
Большая кривизна желудка.
Дно желчного пузыря.
Квадратная доля печени.
Большой сосочек двенадцатиперстной кишки.
Дно желудка.
Головка поджелудочной железы.
Общий печеночный проток.
Кардиальное отверстие желудка.
Диафрагмальная поверхность печени.
Общий желчный проток.
Немой диктант №3
Корень языка.
Эмаль зуба.
Зев.
Глотка.
Небные миндалины.
Привратник желудка.
Толстая кишка.
Хвостатая доля печени.
Поджелудочная железа
Поднижнечелюстная слюнная железа.
Ободочная кишка.
Малая кривизна желудка.
Ворота печени.
Тонкая кишка.
Слепая кишка.

Оценочный лист
№ ФИО студента
Оценка1 Оценка2 Оценка3 Оц.итог Примеч.