Контрольная работа по анатомии на тему Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения

Контрольная работа по дисциплине:
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
ПЛАН
1. Строение гортани, функции.
2 Дыхание образование воздушной струи. Фонация. Артикуляция.
3. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи. Причины возникновения, формы, особенности течения. Профилактика и коррекция.
4. Повреждения органа зрения у детей. Профилактика и первая помощь при повреждениях органа зрения.
5. Значение раннего выявления недостатков
слуха для формирования речи.
Задача.
Ночью соседи попросили вас оказать помощь двухлетнему ребенку. В течение последних трех дней у него отмечались явления
ОРВИ. Среди ночи ребенок проснулся в связи с приступом грубого лающего кашля, сопровождающегося беспокойством, затруднением дыхания. При осмотре ребенок бледен, определяется цианоз носогубного треугольника, ногтей, втяжение межреберной мускулатуры. В момент осмотра у ребенка наступила внезапная остановка дыхания. Ваш диагноз? Какова лечебная тактика?
Ответы:
1 вопрос:
Строение гортани, функции.
Гортань - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 46 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу с трахеей.
Гортань расположена в передней области шеи; образует выступ, который сильно выражен у мужчин. Сверху гортань соединяется с подъязычной костью, снизу – с трахеей. Спереди гортань покрыта подъязычными мышцами, поверхностной фасцией шеи и предтрахеальной фасцией, перешейком щитовидной железы, доли которой охватывают гортань по бокам. Глотка сообщается с гортанью посредством входа в гортань, ограниченный с боков черпалонадгортанными складками и надгортанником спереди. Полость гортани условно делится на три отдела: верхний, средний и нижний.
Полость гортани условно делится на три отдела: верхний, средний и нижний.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Функции гортани:
1-ПРОВОДНИКОВАЯ. Гортань – это проводник. Она передает по своей полости воздух в легкие, чем и обеспечивает нормальную работу всей дыхательной системы. При этом важно отметить, что данный орган за счет своего расширения или же сужения способен влиять на глубину, а также на ритм дыхательных движений. Все зависит от того, насколько гортани «понравился» тот воздух, который вдохнул человек.
2-ДЫХАТЕЛЬНАЯ. Гортань берет непосредственное участие в дыхательной системе. То количество воздуха, которое поставляется в нижние дыхательные пути, регулируется при помощи расширения и сужения гортани. Стоит отметить, что если человек дышит нормально, спокойно, щель голосовая расширяется немножко. При глубоком дыхании она сильно расширяется, а при задержании воздуха – гранично сужается.
3-ЗАЩИТНАЯ. Во время проглатывания пищи надгортанник имеет свойство опускаться, благодаря чему гортань немного поднимается. Вследствие этого становится невозможным попадание пищи в просвет этого органа, что смогло бы негативно повлиять на его работу. Подъем надгортанника – это первый защитный барьер. Следующий - сильнейший кашель, который возникает после того, как в гортань попадают частички пищи. Таким образом организм выбрасывает ненужное из этого органа. Третьим же защитным уровнем является наличие бактерицидной слизи, лимфатических узелков и мерцательного эпителия.
4-ОБРАЗОВАНИЕ ГОЛОСА. Очень важно сказать о том, что именно данный орган является голосообразующим. То есть именно гортань позволяет людям говорить и доносить до собеседника желаемую информацию. Но выделение «живого голоса» – это уже работа иных органов. В гортани рождаются различные звуки. Именно тут они и приобретают особую эмоциональную окраску. Важно также отметить, что некоторые гормоны могут влиять на активность и работу голосовых связок. К примеру, гормоны половых желез, надпочечников, щитовидки и гипофиза. Именно поэтому во время полового созревания (в период с 12 до 16 лет) у человека может меняться или же «ломаться» голос.
ПРОБЛЕМЫ ГОРТАНИ:
Аномальное развитие. В таком случае речь идет о врожденном дефекте мембраны. Справиться с этим можно только лишь при помощи оперативного вмешательства. И чем скорее это сделать (в более раннем детском возрасте), тем лучше для самого человека.
Острый стеноз. Возникает чаще всего у деток, которые еще не достигли пятилетнего возраста. Причины возникновения этой проблемы весьма разнообразны. Проявляется заболевание изменением голоса, одышкой, а также невольным запрокидыванием головы ребенка назад.
Ожоги гортани. Получить их можно из-за различных химических средств. В таком случае данный орган начнет отекать, также будут сильные болевые ощущения. Если задеваются при этом голосовые связки, то может меняться и голос. Воспалительные процессы. Данные проблемы как раз и могут вызывать такое заболевание, как вышеописанный стеноз. У заболевших деток дыхание шумное, могут быть проблемы с вдохом. Также возможно ощущение нехватки кислорода. ВЫВОД: Рассмотрев строение и функции гортани человека, можно сделать простой вывод, что это важнейший орган в нашем теле. Именно поэтому при малейших подозрениях на его заболевание надо обращаться за докторской помощью. Заниматься самолечением в таком случае может быть даже опасно для здоровья. -
2 вопрос. Дыхание образование воздушной струи. Фонация. Артикуляция
Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена, т. е. доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. Этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в легких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз  вдоха и выдоха.
При вдохе происходит расширение грудной клетки вперед, в стороны, вверх и вниз. Это расширение осуществляется благодаря действию вдыхательных мышц, главным образом наружных межреберных мышц и диафрагмы.
При расширении грудной клетки происходит также увеличение объема легких, так как в силу наличия отрицательного давления в плевральной полости легкие пассивно следуют за стенками грудной клетки. При этом легочные альвеолы наполняются воздухом, поступающим из атмосферы через дыхательные пути.
Для осуществления спокойного выдоха достаточно одного лишь расслабления вдыхательных мышц. Стенки грудной клетки при этом спадаются, диафрагма поднимается, а легкие в силу эластичности стенок альвеол уменьшаются в объеме и выталкивают содержащийся в них воздух через дыхательные пути наружу. Форсированный (усиленный) выдох происходит при участии выдыхательных мышц, т. е. мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц.
Дыхание при речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с обычным спокойным дыханием имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Голособразование. Фонация. При фонации истинные голосовые связки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые связки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием мышц, суживающих голосовую щель, связки возвращаются в исходное, т. е. срединное, положение, с тем чтобы в силу продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны, и т. д.
Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых связок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не продольном направлении, т. е. связки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу (рис. 1).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сила, высота и тембр голоса. Как и звуки другого происхождения, голос обладает силой, высотой и тембром. Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. АРТИКУЛЯЦИЯ-это звукобразование (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] articulo  «расчленяю»)  в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В произношении любого звука речи принимают то или иное участие все активные произносительные органы. Положение этих органов, необходимое для образования данного звука, образуют его артикуляцию, отделимость звуков, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] их звучания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является одним из способов образования, то есть определяющим фактором того, насколько близко органы речи приближаются друг к другу, создавая звуки. Параметры иначе, чем стриктура, участвуют в образовании [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и произношение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] тоже считается способом образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но некоторые учёные, такие как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], считают их отдельным явлением.

Артикуляция звука состоит из 3 этапов:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  подготовка речевого аппарата к произнесению звука, или начало артикуляции;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  само произношение с сохранением положения органов, необходимого для произнесения;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  окончание артикуляции, представляющее собой завершение звука, при котором органы речи меняют своё расположение для произнесения следующего звука или переходят в состояние покоя.
В реальных условиях обычно произносятся не отдельные звуки, а речевая цепочка, тогда экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию, а иногда и на выдержку предыдущего звука.

3 вопрос. Нервно-мышечные нарушения голоса и речи. Причины возникновения, формы, особенности течения. Профилактика и коррекция.
Дизартрия нарушение звукопроизношения, которое вызвано нарушением иннервации речевого аппарата. В осуществлении речи принимают участие многочисленные мозговые структуры:
кора;
подкорковые образования;
мозжечок;
черепно-мозговые нервы (так называемой бульбарной группы).
В зависимости от этого выделяют следующие формы дизартрии (что поражается):
1.Бульбарная
2.Псевдобульбарная
3.Подкорковая (экстрапирамидная)
4.Мозжечковая
5.Корковая
Бульбарная дизартрия. При этой форме идёт поражение 9 пары языкоглоточного нерва, 10 пары блуждающего нерва. В некоторых случаях наблюдается поражение 7 пары лицевого и 5 пары тройничного нервов. Так как черепно-мозговые нервы относятся к периферическому отделу нервной системы, то возникающие при поражении параличи либо порезы иннервируемых мышц будут носить периферический характер.
Характеристика:
1.Возникают периферические параличи (парезы) в мышцах гортани, глотки, мягкого нёба, языка.
2.Наблюдается нарушения глотания из-за паралича мышц глотки, в результате происходит попёрхивание при приёме пищи дисфагия.
3.Из-за паралича мышц мягкого нёба происходит затекание жидкой пищи в носовую полость.
4.Из-за паралича мышц гортани происходит снижение тонуса голосовых связок и их провисания, поэтому голос становится слабым.
5.Из-за паралича мышц языка его движения ограничены, он отклонен в сторону поражения. Атрофия мышц (похудение) на поражённой стороне.
Диагностическим признаком является отсутствие нёбного глоточного рефлекса.
Нёбный рефлекс – при дотрагивании до нёбной занавески, мягкое нёбо поднимается вверх.
Глоточный рефлекс – дотрагивании до задней стенки глотки, в ответ происходит рвотное движение.
Т.о. при бульбарной дизартрии происходит нарушение голосообразования (голос слабый, глухой, с носовым оттенком), нарушение звукопроизношения (речь смазанная, невнятная), наблюдается атрофия мышц языка и глотки.
Псевдобульбарная дизартрия. Она возникла при двухстороннем поражении корково-ядерных путей бульбарных нервов. Так как поражается центральный отдел нервной системы (головной мозг), все нарушения будут иметь центральный характер. Черты:
1.Центральные параличи (порезы) мышц гортани, глотки, мягкого нёба, языка.
2.Тонус этих органов (см. 1) будет высокий гипертонус. Из-за него движения в речедвигательных мышцах будут ограничены.
3.Так как поражение центрального характера, то атрофии мышц не наблюдается.
4.Нёбный и глоточный рефлекс сохранены.
5.Слюнотечение. Оно развивается из-за ограничения движений языка, губ и снижения их чувствительности.
6.Характерны рефлексы орального автоматизма. К ним относят:
- лодонно-подбородочный при штриховом раздражении ладони в области большого пальца наблюдается подрагивание-сокращение мышц подбородка.
- хоботковый при постукивании молоточком по верхней губе, губы вытягиваются в хоботок (трубочкой).
Рефлексы орального автоматизма относятся к патологическим рефлексам.
Т.о. при псевдобульбарной дизартрии отличается нарушение голосообразования, речь становится низкая, смазанна  появляется слюнотечение, рефлексы орального автоматизма, нарушение звукопроизношения из-за ограничения речедвигательных мышц.
Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия. Основные функции экстрапирамидной системы: регуляция мышечного тонуса и непроизвольных движений. При её поражении возникают нарушения в регуляции мышечного тонуса дистания, а также нарушение непроизвольных движений гиперкинезы. Гиперкинезы это насильственные (без человеческого контроля) непроизвольные движения. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии характерны следующие черты:
1. Дистания органов артикуляции. Мышцы то напряжены, то расслаблены. Поэтому голос напряжённый, резкий, человек как бы выталкивает слова, но может внезапно оборваться «затухнуть».
2. Наблюдаются гиперкинезы, как в мышцах лица, так и в речевой мускулатуре.
Т.о. при подкорковой дизартрии нарушаются модуляция, темп речи, голосообразование (голос то напряжён, то затухающий) и нарушается звукопроизношение, связанное с гиперкинезами в мышцах.
Мозжечковая дизартрия.Мозжечок отвечает за тонус мышц и за координацию движений. Характерны следующие черты:
1. Раскоординированность, асинхронность в речевых этапах речевого акта (фонации, артикуляции и дыхании).
2. Речь становится толчковообразной «скандированная речь».
3. Нарушение тонуса (его снижение), т.е. мышц речевого аппарата. С этим связано затухание речи к концу фразы.
Корковая дизартрия.Наиболее трудна для диагностики. Характеристики:
1. Нет слюнотечения
2. Нет нарушения голосообразования
3. Произношение отдельных звуков не нарушено, а нарушение звукопроизношение проявляется только в словах, фразах.
Алалия – это отсутствие или системное недоразвитие речи у детей, связанное с органическим поражением корковых речевых зон в доречевой период. 2 основных формы:
1. Моторная алалия
2. Сенсорная алалия
При моторной алалии поражается центр осуществления речи. Поэтому происходит нарушение моторной речи при сохранности её понимания.
Сенсорная алалия развивается при поражении центра понимания речи. Поэтому у ребёнка нарушено понимание при сохранном элементарном слухе.
Афазия – это вид нарушения речи в виде полной или частичной утрате её в период, когда речь уже сформирована. Формы:
1. Моторная афазия
2. Сенсорная афазия
3. Амнестическая афазия
4. Тотальная афазия
Причины афазии: опухоли мозга; воспалительные заболевания мозга (менингит); инсульты, острое расстройство; черепно-мозговые травмы.
При моторной афазии нарушается моторная речь, т.е. человек не способен пользоваться словами, фразами для выражения своих мыслей. При сенсорной афазии утрачивается способность понимать чужую речь (как на иностранном языке). При амнестической афазии происходит забывание названных предметов, отдельных слов. При тотальной афазии происходит утрата способности говорить и понимать чужую речь.
Для предупреждения хронических болезней голосового аппарата очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины, острого ларингита и других простудных заболеваний. Здесь большую роль играет закаливание детского организма. Не следует приучать детей к излишнему теплу, не надо их закутывать, так как при этом организм теряет способность приспосабливаться к изменениям внешней температуры, становится чувствительным даже к небольшим ее колебаниям, и ребенок легко простуживается при малейшем охлаждении или сквозняке. Разумеется, при закаливании необходимо проявлять осторожность: приучать тело к охлаждению следует постепенно, процедуры по закаливанию надо начинать летом, приучая детей ходить босиком, купаться в прохладной воде. При любом заболевании закаливание надо прекращать и начинать его снова лишь после полного выздоровления.
Огромную роль в укреплении здоровья и закаливании организма играют физкультура и доступные детям виды спорта.
В происхождении хронического воспаления слизистой оболочки гортани (хронического ларингита) большое значение имеет воздействие вредных примесей к вдыхаемому воздуху, в частности табачного дыма. Всем известно, как часто у привычных курильщиков голос становится грубым и хриплым. Особенно вредное воздействие оказывает табачный дым на нежную слизистую оболочку детской гортани. Поэтому борьбу с курением среди детей следует проводить особенно настойчиво и энергично; вести ее не только посредством запретительных мероприятий, но и путем разъяснительной работы, используя для этого всякий подходящий случай во время классных занятий и внеклассных мероприятий.
4 вопрос: . Повреждения органа зрения у детей. Профилактика и первая помощь при повреждениях органа зрения.
Из всех органов чувств человека наиболее важным бесспорно является орган зрения. Через него люди получают более 80% всей внешней информации, диапазон которой беспределен от космических далей до микромира. Зрительная информация наиболее достоверна и имеет для человека первостепенное значение. Справедливо говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Зрение это главное средство и непременное условие почти всех видов человеческой деятельности. Потеря зрения приводит человека к тяжелой инвалидности, причиняет ему большие страдания.


Опасные и тяжелые повреждения глаз у детей чаще наносятся острыми колющими и режущими предметами. В убывающем порядке по частоте ранений эти предметы располагаются следующим образом: стекло, ножницы, острый обрезок листового металла («железка»), проволока, шило, вилка, булавка, гвоздь и т. д. Нередко дети тяжело травмируют орган зрения и тупыми предметами. Из них на первом месте по частоте случаев стоит палка, затем идут камень, ветка дерева или кустарника, кнут, шайба, снежок и др. Рисунок ниже

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Часто ранение глаз происходит при выстреле из рогаток и луков, осколками стекла от разбиваемой стеклянной посуды. Встречаются повреждения глаз осколками разорвавшейся электролампы, клювом домашней птицы (обычно петуха или курицы). Много неприятностей доставляют попавшие в глаз колючки репья и малины,1 а также остинки злаков.
Наблюдаются в детском возрасте также ранения глаз из духовых ружей и пистолетов. Ожоги глаз часто наблюдаются в быту и являются результатом прямого действия на ткани глаза различных химических веществ, высокой температуры и лучистой энергии. Химические ожоги могут быть вызваны кислотами (уксусной, соляной и др.), щелочами  (аммиаком, каустической содой, известью, цементом), анилиновыми красителями (химическим карандашом, красками), косметическими средствами (некоторыми красками для ресниц, волос), канцелярским клеем, а также лекарственными веществами, которые по ошибке закапывают в глаза, например нашатырный, винный спирт. Термические ожоги могут быть вызваны попаданием в глаза горючего жира, кипящей воды, пара, пепла, отскочившей головки горящей спички, щипцов для завивки волос и др. Повреждения глаз лучистой энергией возникают во время пребывания на открытой местности при ярком солнце и значительном снежном покрове, отражающем большое количество ультрафиолетовых лучей. Это чаще наблюдается в Заполярье, в высокогорной местности.
Особую группу химических повреждений глаз составляют ожоги анилиновыми красителями грифелем чернильного карандаша, чернилами. Частицы красителя, попадая в глаз, быстро растворяются в слезной жидкости и окрашивают ткани органа зрения. Они проникают в поверхностные и глубокие слои, оказывая на них ядовитое действие. В большинстве случаев глазные травмы получают мальчики. Девочки страдают относительно редко. Повреждения глаз у девочек имеют место преимущественно в дошкольном возрасте, в то время как у мальчиков они преобладают в школьные годы. Статистика свидетельствует, что глазной травматизм выше среди детей, проживающих в сельской местности.
Профилактика и первая помощь: 1)важно научить детей правильно обращаться с острыми предметами, а также рассказать им о возможных последствиях травм.
2)Причиной многих несчастных случаев среди детей и молодежи является отсутствие у них представлений о том, чем может закончиться безответственное обращение с некоторыми представляющими опасность устройствами и веществами.
3)Негативную роль играет телевидение и кино, демонстрируя сцены агрессивных драк и насилия, которые могут стать примером для подражания.
4)Взрослые, как на рабочем месте, так и в домашних условиях, должны соблюдать элементарные правила безопасности и гигиены, не оставлять без внимания никакие, даже, на первый взгляд, самые незначительные, травмы глаз.
5)Следует помнить, что любая глазная травма может вызвать самые серьезные последствия.
6)Крайне важно использовать соответствующие защитные средства и очки при проведении работ, связанных с риском для глаз, следить за безопасностью оборудования.
7) Не следует игнорировать ношение корректирующих очков, обеспечивающих четкое зрение.

Первая помощь при травмах глаза:
В случае травмы век или глазного яблока следует наложить на поврежденное место стерильную повязку и немедленно обратиться на станцию скорой помощи или в дежурную поликлинику.
Нельзя дотрагиваться до поврежденного глаза, а также применять местно какие-либо лекарства. Если повреждения глаза не видны, а инородное тело находится в конъюнктиве или под верхним веком, можно попробовать удалить его с помощью промывания конъюнктивы струей теплой кипяченой воды, используя при этом пипетку или специальный сосуд с тонким носиком. Если инородное тело замечено в конъюнктиве или под веком, его можно удалить с помощью небольшого ватного или марлевого тампона, смоченного в кипяченой воде. Чтобы не повредить роговицу, нельзя дотрагиваться до нее. Экстренная интенсивная помощь требуется при химическом ожоге глаза или попадании раздражающего вещества в конъюнкти-вальный мешок. В этом случае необходимо обильно промыть конъюнктиву и поверхность глазного яблока. Для проведения этой процедуры лучше использовать чистый сосуд с тонким носиком, наполненный кипяченой водой. Если нет воды, то глаз можно промыть любой нейтральной нераздражающей жидкостью, например чаем или молоком. При попадании в глаз твердого вещества, например кальция, важно механически очистить конъюнктивальный мешок и его уголки. Для этого можно использовать увлажненные ватные или марлевые тампоны (например, чистую вату, обернутую вокруг спички). Выполнить эту процедуру достаточно непросто, так как пациент все время старается сомкнуть веки. Тщательная очистка и промывание конъюнктивы часто имеют решающее значение для спасения глаза. После оказания первой помощи следует наложить на глаз повязку из стерильной марли и немедленно доставить пациента в дежурную поликлинику или другое медицинское учреждение. Следует помнить, что время имеет огромное значение и любое промедление может негативно отразиться на состоянии глаза. Оказать первую помощь при ожоге глаз обязан каждый медицинский работник независимо от специализации. Ни в коем случае нельзя оставлять пациента без первой помощи и ждать вмешательства офтальмолога. 


5 вопрос: Значение раннего выявления недостатков
слуха для формирования речи.
Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Кроме того, слух дает возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Еще слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.
Отклонения в развитии нервно-психических функций у детей раннего возраста в большинстве случаев своими корнями уходят в перинатальный период. Усилия специалистов должны быть направлены на их раннюю диагностику и коррекцию.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Значительно чаще у детей встречаются функциональные нарушения речи, возникающие при отсутствии каких-либо заметных анатомических изменений в речевом аппарате. У большинства таких детей нарушения речи обусловлены неправильным воспитанием. В связи с этим становится очевидной огромная роль правильного воспитания речи в семье и в дошкольных учреждениях в том именно периоде, когда развитие речи происходит наиболее интенсивно и когда возникшие по каким-либо причинам ее дефекты еще не успели закрепиться. Очень важно, чтобы ребенок ясельного и младшего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального «речевого окружения». Речь родителей и воспитателей должна быть ясной, четкой и грамматически правильной. Следует считать недопустимым практикующееся многими родителями и некоторыми воспитателями подлаживание под детскую речь («сюсюканье»), потому что это может вредно отразиться на развитии речи ребенка.
Большое значение с точки зрения предупреждения и устранения нарушений развития речи у детей имеет раннее выявление недостатков слуха.
Наряду с правильным и своевременным лечением органов слуха (в тех случаях, когда это возможно) таким детям необходима и своевременная систематическая помощь в развитии у них речи. Эту помощь должны оказывать им все окружающие, и в первую очередь родители.
Нередко в школы для глухих детей поступают неговорящие дети, потерявшие слух в 34-летнем возрасте, когда у них уже развивалась речь, которую нужно было сохранять и развивать. В школах для тугоухих детей можно встретить детей со сравнительно небольшим понижением слуха, но со значительным нарушением речевого развития. В то же время известно немало и таких случаев, когда родители, пользуясь советами и помощью сурдопедагога или логопеда, добиваются больших успехов в развитии речи у глухих и плохослышащих детей.
Для нормального и самостоятельного развития речи у ребенка должна быть высокая степень сохранности слуха. Даже небольшое понижение слуха, оставаясь незамеченным, может повести к дефектам произношения и к нарушению грамматического строя речи. Своевременное выявление таких дефектов слуха имеет большое значение для профилактики речевых расстройств, так как, зная о том, что слух у ребенка понижен, родители будут стараться говорить особенно ясно, четко и правильно, обеспечивая тем самым нормальное речевое развитие ребенка. В предупреждении и устранении дефектов речи у детей очень большую роль играют воспитатели детских садов и учителя младших классов школы. Помня о том, что их речь является образцом, по которому дети учатся говорить, которому они подражают, воспитатели и учителя должны прежде всего заботиться о совершенствовании своей речи. Кроме того, следует активно вмешиваться в процесс развития речи у ребенка, учить его четко произносить звуки речи, слова и фразы, грамматически правильно выражать свои мысли.
Велика роль учителя и в привитии учащимся навыков умелого пользования своим речевым аппаратом. Учитель должен приучать детей правильно дышать во время речи, говорить не спеша, отчетливо, достаточно громко, но без крикливости. Излишняя громкость голоса ведет к перенапряжению голосовых связок, в результате чего могут возникнуть хрипота, слабость голоса и даже афония. Поэтому учитель не должен требовать от учащихся слишком громкой речи, особенно на первых годах обучения. При насморке и при малейших признаках охриплости дети должны говорить как можно меньше и тише; в этих случаях детей надо освобождать от уроков пения и от участия в школьной самодеятельности.
При наличии у учащихся того или иного дефекта произношения учитель должен попытаться сам устранить этот дефект путем объяснения и показа правильной артикуляции. Там, где это не удается, а также при наличии анатомических дефектов в речевом аппарате к исправлению дефекта должны быть привлечены логопед и врач-специалист.

ЗАДАЧА:
Симптомы похожи на острый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и ларинготрахеит. В основном страдают дети дошкольного или младшего школьного возраста.
Прежде всего успокоить ребенка, создав соответствующую обстановку: удалить лишних лиц, внушить им необходимость выдержки при уходе за больным, в комнате поддерживать свежий прохладный воздух, по возможности увлажняя его. Больному рекомендуется теплое питье (хорошо боржом с молоком), горячие ножные ванны, горчичники или влажное тепло на шею, горячие ванны, влажные обертывания, банки на грудь и спину. Внутрь прежде всего рекомендуется бром с кодеином. При продолжающемся беспокойстве - люминал, ларгактил. При наличии катаральных явлений или повышении температуры применяются антибиотики (пенициллин) внутримышечно и в виде аэрозолей, а также ингаляции с щелочами. 
Лечение должно быть направлено на восстановление проходимости дыхательных путей и устранение воспалительного процесса.нал, барабанную полость, гортань, трахею, бронхи и легкие.
Также лечении широко используется рефлекторная терапия (горчичники к икроножным мышцам, сухая горчица в носки к подошвам, горячие ножные или общие теплые ванны, парафиновые или озокеритовые башмачки).



Рисунок 9Иђ Заголовок 215