Учебная программа по факультативному курсу по математике в 3 классе Занимательная математика

1. Пояснительная записка.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание факультативных занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  факультатива «Занимательная математика» должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Факультативное занятие создается при  участии  всего  класса. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
2. Цели и задачи данного направления воспитательной деятельности:
Цель: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.
Задачи:
Привитие интереса к математике;
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области однозначных чисел;
учить правильно применять математическую терминологию;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
3. Содержание воспитательной деятельности в выбранном направлении:
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятия, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный факультатив включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
     На данном занятии формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
    В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей: «Необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину» в решении этих задач окажет помощь и данный кружок. Характер материала определяет назначение факультатива: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
    Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Такие группы представлены в схеме. Характер и назначение материала того или иного вида: Занимательный материал Развлечения: математические (логические) и дидактические игры, задачи. Принципы реализации программы:
Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
Коллективизм;
Креативность (творчество);
Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; ·
Научность;
Сознательность и активность учащихся;
Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
Взаимодействие;
Поощрение;
Наблюдение;
Коллективная работа;
Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.

5. Требования к результатам освоения:
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой.

6. Рекомендации по оснащению учебно-воспитательного планирования:
А)Книгопечатная литература:
1. Учебник «Математика » 3 класс 1 – 2 часть, издательство «Алматыкітап баспасы», 2014 г.,авторы А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева.
2.Рабочая тетрадь «Занимательная математика» издательство «Алматыкітап баспасы», 2014 г.,авторы А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева.
3. В. Волина «Праздник числа» Издательство Москва 1993г.
4. Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике »
Москва «Просвещение»1985г.
5. Г.А. Лавриненко Задания развивающего характера по математике» Саратов
Издательство «Лицей» 2002г.
6. Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. – С.:Лицей, 2000.

Б)Дидактические игры
В) Счетный материал.
Г) Интернет-ресурсы

Календарно-тематической планирование факультативного занятия по математике «Занимательная математика»
3 класс 2016-2017 учебный год
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

        Тема занятия
                           
Кол-во
часов
Дата


                             1 четверть



1.
Магические квадраты.
1
08.09

2.
Математические ребусы, шарады.
1
15.09

3.
Трехзначные числа.
1
22.09

4
Решение логических  и нестандартных задач.
1
29.09

5
Геометрия вокруг нас. Площадь фигур.
1
06.10

6
Геометрия вокруг нас. Площадь фигур
1
13.10

7
 Площадь и периметр.
1
20.10

8.
Игра «Самый умный».
1
27.10


2 четверть



9.
Примеры со звёздочками.
1
10.11

10.
Математические головоломки.
1
17.11

11.
Занимательная геометрия.
1
24.11

12
Занимательная геометрия.
1
03.12

13
Меры длины.
1
08.12

14.
Действия над многозначными числами.
1
15.12

15.
Решение логических  и нестандартных задач.
1
22.12

16
Решай, смекай, отгадывай.

29.12


                                   3 четверть



17.
Числовой луч. Именованные числа.
1
12.01

18.
Геометрические задачи на смекалку.
1
19.01

19
Решение заданий конкурса «Кенгуру».
1
26.01

20
Решение заданий конкурса «Кенгуру».
1
02.02

21.
 Задачи – сказки, задачи в стихах.
1
09.02

22.
Числовые и буквенные ребусы.
1
16.02

23.
Закономерность. Составление закономерностей.
1
23.02

24.
Уравнения сложной конструкции.
1
02.03

25.
Логические игры и задачи.
1
09.03

26.
 Математический КВН.
1
16.03


        4 четверть



27.
Занимательная геометрия.
1
06.04

28.
Занимательный материал с дробными числами.
1
13.04

29.
Решение нестандартных примеров и задач.
1
20.04

30.
Математические кроссворды.
1
27.04

31.
Задачи на движение на смекалку.
1
04.05

32.
Математический турнир.
Смекай, отгадывай, считай.
1
11.05

33.
Решение примеров со звёздочками.
1
18.05

34.
Математический калейдоскоп.
1
20.05










13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15