Урок «Бородинское сражение как историческое событие и предмет художественного осмысления»


Тема: «Бородинское сражение как историческое событие и предмет художественного осмысления»
Цели
Учителя: помочь ребятам увидеть в описании Бородинского сражения не только картину битвы, но и восприятие этого события М.Ю. Лермонтовым.
Ученика: учиться анализировать поэтический текст.
Воспитательные: воспитание гордости за свой народ.
Обучающие: сформировать представление об отношении Лермонтова к Бородинской битве и ее героям, сформировать личностную позицию ученика к
Бородинской битве
Развивающие: развивать у учеников умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умение извлекать нужную информацию, перерабатывать информацию, создавать текст.
Планируемые результаты:
личностные метапредметныепредметные
регулятивные познавательные коммуникативные Усилить интерес к различным видам речевой деятельности как средству самовыражения Определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений; преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы Уметь слушать и понимать речь других; оформлять мысли в устной и письменной форме Понимать, что такое поэтический текст;
Понимать авторское восприятие событий и людей.
(Цели урока: воспитательные, обучающие, развивающие)
Оборудование:
- портрет М.Ю. Лермонтова в военном костюме юнкера,
- канделябры со свечами,
- иллюстрации: Ф. Рубо «Бородинская битва» (1912), Заболотский «Старый солдат»

Сценарий урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Организационный момент Настрой на восприятие поэтического текста: оформление кабинета
- Сегодня мы снова знакомимся со стихотворением. Настрой на восприятие поэтического текста
2
Повторение
Актуализация знаний Беседа:
- Вы уже познакомились в 5 классе со стихотворениями о природе. Любите ли вы читать стихотворения?
(Да (почему?). Нет (почему?)
- Получается, что стихотворения не всем понятны. Как вы думаете, почему?
- Стихотворение – это не всегда рассказ, чаще всего не повествование о чем-то. А что тогда?
- Да, в стихотворении бывает описание, а также отражаются разные чувства человека. Какого человека? Кто этот человек?
- Как вы думаете, почему нам бывает приятно и радостно читать стихотворения о природе, о дружбе, любви?
- Под голубыми небесами, великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит… Каким настроением проникнуты эти строки? Чье настроение выражено в этом стихотворении?
По ходу беседы можно записывать на доске опорные (ключевые) слова: чувства, настроение, автор
- Сделаемте вывод: что выражает стихотворение?
(Чувства, настроение автора) Участие в беседе Уметь слушать и понимать речь других; оформлять мысли в устной и письменной форме
3 Постановка цели урока - Подойдите и посмотрите на предметы, портрет и иллюстрации, которые я принесла на сегодняшний урок.
- Значит, о чем мы сегодня будет говорить на уроке?
(О Лермонтове, Бородинской битве) Знакомство с портретом поэта, иллюстрациями к произведению и репродукцией картины Определять и формулировать цель урока с помощью учителя
4 Постановка проекта выхода из затруднения Прием «Мысли во времени», или «Инсерт»
- Ребята, запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи с понятием «Бородинская битва» (выполняют все, кроме тех, кто выполнял опережающее д/з – «Паспорт Бородинского сражения»)
- сколько слов вы записали? Как вы думаете, почему у вас так мало записей получилось?
Прием «Паспорт»
Это опережающее домашнее задание.
Если это первый опыт, то помочь ученикам.
- Вот такой вот паспорт создали ребята. Скажите, что было самым трудным в создании паспорта?
-Теперь мы узнали об этом сражении намного больше. Спасибо за ценную информацию. Вы прекрасно справились с домашним заданием. Но остальные должны были в качестве домашнего задания прочитать статью учебника о М.Ю. Лермонтове и подготовить аналитический пересказ с опорой на вопросы:
- когда и где родился Лермонтов?
- как выглядела Москва в то время?
- почему бабушка настояла на том, чтобы внука назвали Михаилом? Как вы думаете в честь кого?
- как вы думаете, откуда Лермонтов узнал о Бородинском сражении?
Анализ стихотворения предварим комментарием незнакомых для учащихся слов (либо опережающее задание для детей). На доске запишем значение слов: бивак, редут, уланы, драгуны, картечь, лафет, кивер. Слова мусью, басурманы требуют не только лексического, но и стилистического пояснения.
Перед чтением стихотворения очень важно, чтобы учащиеся смогли представить рассказчика. Оживить воображение поможет картина Заболотского «Старый солдат».      Спросим у ребят, приходилось ли им когда-нибудь слушать рассказы участников войны — дедов. С каким чувством эти люди вспоминали войну, что для них было самым страшным? Что им запомнилось больше: победы или поражения?      Учащимся необходимо пояснить характер битв, которые совершались в прежние времена, когда на полях сходились армии, прояснить их отличие от современного ведения боя.
- А теперь послушаем стихотворение «Бородино». Послушаем, как об этом историческом событии написал Лермонтов (чтение учителя наизусть или прослушивание аудиозаписи). Запись: Бородинская битва – сражение, Наполеон, Кутузов, 1812 год, под Москвой и т.п.)- Определение слова паспорт
Переработка информации, отбор главного
Создание брошюры
(показать как презентацию):
-фотография (иллюстрация сражения);
- фамилия и имя: Бородинское сражение
- дата: 26 августа 1812 года
- стороны: русские войска под руководством М.И. Кутузова, французская армия под предводительством Наполеона Бонапарта
- исход: победа русских, отступление французов
- потери: ____ русской армии;
____ французской армии
Перечисляют учебные действия
Аналитический пересказ статьи учебника Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов
Преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы
Устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений
5 Первичное заключение Вопросы на восприятие:
- Понравилось вам стихотворение? Что именно?
- Что осталось непонятным?
- Почему ворчали старики?
- Каково общее настроение стихотворения? При хорошем чтении ученики понимают, что старый солдат рассказывает молодому человеку (племяннику, тоже военному) о Бородинском сражении Уметь слушать и понимать речь других
6 Самостоятельная работа и предъявление работы Создание проблемной ситуации (постановка центрального вопроса анализа):
- Как вы думаете, о чем в первую очередь раздумывает М.Ю. Лермонтов:
1) почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана»?
Или
2) почему «помнит вся Россия про день Бородина»? Прием «Генераторы – критики»
Обсуждение и решение проблемного вопроса
Можно включить в анализ такие вопросы:
Как вы представляете солдат, ведущих разговор, - старого и молодого?
О чем сожалеет и чем гордится старый солдат?
Каким чувством одушевлены русские солдаты перед боем?
Почему «ликовал француз, но тих был наш бивак открытый»?
Выпишите из описаний слова высокого, торжественного стиля и просторечные. Почему они соседствуют в рассказе солдата?
Разъясните употребление сравнений: «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени», «земля тряслась – как наши груди».
С какой интонацией следует читать первую и последнюю строфы в рассказе старого солдата?
Делают выводы, сообщают позицию автора Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Понимать, что такое поэтический текст;
Осознавать авторское восприятие событий и людей.
7 Рефлексия Прием «ЗХУ»
- Что знаю?
- Что хочу узнать?
- Что узнал? Прием «ЗХУ»
-о Лермонтове слышали
-хочу узнать: биографию, другие стихотворения
-узнали много нового о нем: непафосная «странная» любовь к родине поэта, гордость за простой народ Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок