ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к методическому семинару Использование ИКТ на уроках ОБЖ в условиях ФГОС ООО


Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года-2017»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару
Использование ИКТ на уроках ОБЖ в условиях ФГОС ООО
Актуальность  использования информационно – коммуникационных технологий на уроках ОБЖ. На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении ОБЖ. (Слайд 2)
Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем широкие возможности при структурировании большого объема информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.Актуальность использования ИКТ на уроках ОБЖ:
обеспечение наглядности и интерактивности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности учащихся;
ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;
эффективная проверка знаний;
систематизированное изучение и проверка нового материала;
использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.Цели применения ИКТ: (Слайд 3)
активизировать деятельность учителя и ученика;
повышать качество обучения;
воплощать в жизнь принцип наглядности;
выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Этапы подготовки урока с использованием ИКТ: (Слайд 4)
  1-й этап - технологический (определяю способ использования ИКТ: работа учащихся за компьютером (занятия в компьютерном классе- Интернет) или работа в классе с использованием проектора);
2-й этап - содержательно-организационный (выбор темы урока, определяю цели и задачи, планируют деятельность учителя и учащихся, оцениваю эффективность использования выбранных методов и форм изучения материала);
3-й этап -  процессуальный (проведение урока и реализация замыслов на основе использования ИКТ);
 4-й этап - аналитико-рефлексивный (анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использования компьютерных средств, оценка качества знаний учащихся).
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения: (Слайд 5)
личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания; 
обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях; 
использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит какая -либо проблема; 
формирование экологической компетенции; формирование нравственных норм и принципов отношения к природе раскрытию мировоззренческих вопросов
(Слайд 6) Информационные технологи используются на разных этапах урока. В ходе урока ИКТ могут использоваться на всех этапах учебного процесса при: мотивации; актуализации знаний; объяснении нового материала; в практической деятельности и при закреплении знаний; обобщении и систематизации знаний; контроле знаний и умений.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроках изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Пример организации актуализации знаний.(Слайд 7)
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Для решения дидактической задачи этапа актуализации знаний можно использовать:
мультимедиа технологии:
презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint);
презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint);
презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
раздаточный материал:
тесты (Excel) (Word);
карточки (Word);
кроссворды (Excel);
самостоятельные работы (Word);
контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ. (Слайд 8)
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем:
мультимедиа технологии:
презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом. Нами они используются на уроках изучения ЧС природного и техногенного характера;
видеофрагменты фильмов. Например, тема «Безопасное питание» - демонстрация фрагмента фильма «Осторожно еда!».
презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint), тема «Землетрясения» 7 класс, на экране представлена модель сейсмографа, где можно наглядно продемонстрировать его действие при различном колебании поверхности земли;
слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint);
изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop);
коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop);
видеоклип  - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
компьютерные технологии:
диаграммы (Excel) например, вычислить дневные энергозатраты учащегося, составить диаграмму, проанализировать дневной рацион и сделать выводы соответственно;
схемы (Excel) - составить схему действий при ЧС;
таблицы (Excel ) – «Инфекционные заболевания».
Пример организации закрепления и систематизации знаний. (Слайд 9)
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.
Для решения дидактической задачи данного этапа мы  используем:
мультимедиа технологии:
презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). Например, собрать аптечку лекарственных растений. На экране изображения растений. Учащимся необходимо выбрать только лекарственные. С помощью анимации дается правильный вариант ответа.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности. (Слайд 10)
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии
мультимедиа технологии:
презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint);
презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях. «А ну-ка, парни!», «Рыцарский турнир».
компьютерные технологии:
стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher), например участие в конкурсе  газет  «По страницам истории печати» мы выпустили газету «Пятишкольник» используя программу Publisher;
буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher);
брошюра  - сборник дидактических, методических материалов (Word), брошюра «Юбилей светофорика», энциклопедия «Лекарственные и ядовитые растения»;
плакат, заголовки  - текстовое оформление стендов, помещений (Word);
открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher);
анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы. (Слайд 11)
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека);
оформление портфолио проекта (Word);
создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
(Слайд 12)Примером служит создание проекта в 9 классе по теме «ЗОЖ»  «Рациональное питание». С помощью компьютерных технологий создано портфолио проекта (Word ), проведено исследование по теме проекта (Интернет), выполнен продукт проекта:
презентация-тест на правильное питание, где наглядно продемонстрирована продукты питания, приведены несколько способов тестирования;
буклет – «Рекомендации и советы по рациональному питанию»;
плакат – «Питайся правильно».
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету, что немаловажно, потому что курс ОБЖ воспитывает культуру безопасного поведения, учит действовать в непредсказуемых ситуациях.
При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Выводы. (Слайд 13)
Использование ИКТ повышает: 
Интерес к предмету
Эмоциональное состояние
Познавательную активность
Успеваемость по предмету
Качество знаний по ОБЖ
Результативность в конкурсах(олимпиадах, спартакиадах, конкурсах,) 
(Слайд 14) С применением ИКТ на уроках прослеживается динамика уровня обученности
Уровень обученности за последние три года
Учебный год 2013-2014 2014-2015 2015-2016
Качество знаний 60.4 63.6 67,7
Уровень обученности 100% 100% 100%
(Слайд 15) Результативность участия в конкурсах и олимпиадах повышается

Список литературы. (Слайд 17)
Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/
Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.