Учебная программа по курсу Светскость и основы религиоведения. Примерное КТП.

Учебная программа по курсу «Светскость и основы религиоведения»
для 9 класса уровня основного среднего образования

«Светскость и основы религиоведения»

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики
Казахстан от 15 июля 2014 года №281 в учебный процесс общеобразовательных
школ в 2016-2017 учебном году вводится факультативный курс «Светскость и
основы религиоведения» вместо факультативного курса «Основы
религиоведения».
Для обязательного изучения курса «Светскость и основы религиоведения»
в 9 классе из вариативного компонента типового учебного плана выделяется 1
час в неделю, 34 часа в учебном году.
Суть и значение курса «Светскость и основы религиоведения» состоят в
принятии его как составляющего элемента формирования научно-
обоснованных основ обеспечения устойчивого развития и как первоисточника,
определяющего исторические, культурные и духовные ценности современного
общества. Курс является структурным компонентом социально-гуманитарных и
обществоведческих знаний в системе среднего образования.
Цель обучения факультативному курсу:
– довести до учащихся принцип светскости как ценности и научить
принимать его суть как важный фактор стабильности государства, научить
изучать и понимать религию на фоне светскости;
– формировать у обучающихся представления о светскости как духовно-
нравственной ценности, как важного фактора стабильности государства,
научить их воспринимать религию как культуру, как систему знаний и
способствовать расширению их кругозора;
– дать всестороннее знание о свободе совести, истории и современном
состоянии мировых и традиционных религий, новых религиозных движениях,
деструктивных религиозных течениях и запрещенных религиозных
организациях;
– научить учащихся не принимать идеологию экстремизма, терроризма и
религиозного радикализма, на основе духовно-нравственных ценностей
воспитывать у них чувство толерантности и формировать гуманистическое
мировоззрение.
Задачи обучения факультативного курса:
1) дать учащимся системные знания о значении религии, ее истории и роли
в обществе;
2) формировать представление о светскости как об основе
государственности и независимости, вооружить учащихся знаниями в данном
направлении;
3) с позиции светскости формировать навыки сравнения основ
религиозного сознания, религиозной веры, религиозного познания и
религиозного воспитания;
4) разъяснять учащимся значения мировоззренческих, культурных и
нравственных религий;
5) формировать навыки уважения свободы совести и навыки светского отношения к религиозным течениям современного общества, прививать основы
толерантности;
6) показать межнациональное и межконфессиональное согласие
Казахстана в ключе светскости, воспитывать у учащихся чувство гражданской
зрелости и ответственности;
7) показать особенности структуры межэтнического,
межконфессионального казахстанского общества;
8) разъяснять опасность идеологий религиозного радикализма и
глобальных проявлений экстремизма, терроризма для национальной
безопасности, принципов светскости и для общественной стабильности,
воспитывать чувство уважения к положениям светского государства;
9) формировать у учащихся культуру и навыки критического анализа и
оценивания, сравнения материалов религиозной литературы, электронных
ресурсов и СМИ;
10) разъяснять важность правовой грамотности в общественной жизни и
воспитывать стремление к постоянному ее повышению, воспитывать уважение
к правам и свободам граждан Республики Казахстан.
В рамках освоения учебных материалов, предложенных программой,
предусмотрено установление принципов преемственности и межпредметной
связи с предметами «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек.
Общество. Право», «География», «Казахская литература» и курсом
«Абайтану».
При формировании содержания курса «Светскость и основы
религиоведения» не следует отводить много времени на историю религий -
учащиеся не получат качественного конструктивного знания. В учебной
программе наряду с историческим обзором зарождения, укрепления и развития
религиозных верований и религий предлагаются темы «Светское государство»
и «Религия», где рассматриваются основы светской этики, роль религии в
духовной жизни человека и общества, деятельность религиозных объединений
и течений, дилемма новых религиозных движений и традиционных
религиозных систем: познавательные, психологические и бытовые
противоречия.
В формировании высоких духовно-нравственных качеств учащихся
первостепенное значение имеет изучение культурного и духовного наследия
выдающихся просветителей и мыслителей аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссауи,
Абая, Ибрая, Шакарима.
Особое внимание уделено познанию учащимися признаков и
последствий деятельности деструктивных течений, запрещенных
религиозных объединений, опасность религиозного экстремизма и
терроризма для национальной безопасности.
Красной нитью курса проходит содержательная линия «Казахстан –
страна межрелигиозного мира и согласия. Религиозное законодательство
Республики Казахстан. Светскость – платформа государственной системы
и национальной безопасности».
В содержании предусмотрены творческие проекты, организующие
самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. В творческих
проектах, в ходе исследований, организованных в различных формах
самостоятельной работы учащихся, раскрываются духовные ценности религий,
их значимость для реализации целей в области религиозной политики
Казахстана, а также специфика деятельности, интересы и цели религиозных
объединений и течений.
При систематизированном и достаточном содержании предмета учащиеся
смогут получить полноценные и необходимые в жизни знания о целях и
особенностях религий и религиозных объединениях, существующих на
территории Республики Казахстан. Таким образом, систематизированные и
усвоенные знания, с одной стороны, дают возможность учащимся и
полноправным гражданам Республики Казахстан сформировать и обогатить
духовность, способность сохранить и защищать духовную культуру своего
народа от влияний деструктивных и радикальных религиозных объединений, с
другой стороны, дают возможность определить религиозную принадлежность
человека, религиозное сознание и отношение к другим религиям, сформировать
к ним уважительное отношение.
У учащихся должны сформироваться духовные ценности своего народа, но
они должны иметь представление и о принципах, которые противоречат
гуманистическому мировоззрению, общечеловеческим ценностям и
толерантности.
Методические рекомендации к организации учебного процесса
При организации учебного процесса по курсу «Светскость и основы
религиоведения» важное значение имеют такие организационные формы, как
мини-коференция, дискуссия, круглый стол, защита малых проектов, ролевая
игра, дискуссия и др.
Проекты могут выполняться индивидуально или коллективно с
использованием принципов педагогики сотрудничества. Их количество может
быть достаточным для закрепления полученных знаний и включать следующие
направления:

· анализ статей из газет, журналов, научно-популярных изданий по
проблемам религии, подготовка устного и письменного сообщения по
выбранной теме, решение ситуационных задач;

· определение различительных особенностей религии;

· определение общих концепций и единых платформ традиционных
религий, формирование умения их доказывать;

· оценка религиозной ситуации в Казахстане, регионе на основе анализа
СМИ;

· подготовка обзорной информации о святых местах в Казахстане;

· подготовка конкретных жизненных ситуаций, подтверждающих наличие
светскости, межрелигиозного согласия и толерантности.
В процессе обучения необходимо:

· руководствоваться современной политикой и принципами Казахстана в
сфере религии, их культурно-исторической, цивилизационной сущностью;

· исключить возможность наделения какого-либо религиозного
направления привилегиями в процессе изучения предмета;

· создать необходимые условия для выполнения проектов;

· соблюдать законы, регулирующие отношения в области культуры,
духовности, религии, информации.
В целях закрепления полученных знаний особое значение в рамках курса
«Светскость и основы религиоведения» имеет творческо-проектная работа
учащихся по интересующим их темам.

Содержание учебного предмета включает в себя следующие темы:
      1) введение: предмет курса «Светскость и основы религиоведения» (1 час);       2) светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер. Светское государство и религия. Основы светской этики. Принципы светскости в системе образования (3 часа);        3) значение религии, ее определение, социальное предназначение, генезис, классификация. Структура и функции религии. Формирование и развитие науки о религии - религиоведения. Основные религиозные понятия, институты. Религия как духовно-культурный феномен (2 часа);       4) источники и исторические формы религии. Формы древних верований и национальные религии. Религии в Древнем Египте, Греции, Риме. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Танах и Талмуд. Божество. Роль божества в древне-тюркском мировоззрении (3 часа);        5) мировые религии. Буддизм: основы учения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма (1 час);       6) христианство: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Иисус Христос и Евангелие. Основные направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). Христианство в современном мире (4 часа);        7) ислам: основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Пророк Мухаммед. Сакральная книга Коран. Направления в исламе. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Исторические условия распространения и укоренения в Казахстане ханафитской богословско-правовой школы. Ее связанность с национальной культурой. Школы суфизма. Ислам, наука и культура (5 часов);       8) религии в Казахстане. Ислам в Казахстане: распространение ислама в Казахстане. Религиозная философия Ходжа Ахмета Иасауи (хикметы). Роль ислама в формировании и развитии казахской государственности. Ислам в XX веке и в современном Казахстане. Распространение в Казахстане ханафитских правовых норм и практики (3 часа);        9) распространение христианства в Казахстане. Православная церковь в Казахстане. Католицизм и протестантизм в Казахстане. Культура христианства в Казахстане (2 часа);        10) культура ислама в Казахстане. Исламское архитектурно-монументальное искусство в Казахстане. Памятники исламской рукописной культуры. Философско-просветительские и религиозные взгляды ал-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Йугинеки, Хусам ад-дина Сыгнаки. Богословы XIX-XX вв. Духовное наследие Абая и Шакарима (3 часа);       11) новые религиозные движения. Учение, формы и особенности новых религиозных движений. Дилемма новых религиозных движений и традиционных религиозных систем: познавательные, психологические и бытовые противоречия. Признаки и последствия деятельности деструктивных течений. Запрещенные религиозные объединения. Религиозный экстремизм и терроризм: определение, признаки проявления и последствия. Терроризм - чуждое для религии явление. Опасность религиозного экстремизма и терроризма для национальной безопасности (3 часа);       12) Казахстан - страна межрелигиозного мира и согласия. Религиозное законодательство Республики Казахстан. Светскость - платформа государственной системы и национальной безопасности. Понятие о свободе религиозного вероисповедования. Платформа межрелигиозного согласия и диалога в современном Казахстане (3 часа);       13) политика Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по установлению межрелигиозного диалога, мира и согласия в Казахстане и мировом сообществе (1 часа).

В результате изучения курса «Светскость и основы религиоведения»
учащиеся должны знать:

· основные религиозные понятия и религиозные явления с научной точки
зрения;

· соотношения между светскими и религиозными понятиями;

· сущность отношений между государством, религиозными
объединениями и культурой;

· историю религии и особенности вероисповедания;

· казахско-мусульманские познавательные мысли;

· Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и
религиозных объединениях»;

· культурное и духовное наследие аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссауи,
Абая, Ибрая, Шакарима;

· взаимоотношения между государством, культурой и религиозными
объединениями в республике;

· политику Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по
укреплению межконфессионального согласия, сохранению общественной
стабильности, проявления уважительного отношения к истинным религиозным
чувствам верующих в стране и мировом сообществе;

· особенности проявления нетрадиционных течений экстремистского и
террористического характера.
Учащиеся должны уметь:

· различать светскость, религиозное сознание, религиозную веру,
религиозный опыт и религиозную мысль;

· сформировать иммунитет против влияния идеологий и практики
экстремистских, террористских религиозных групп и течений;

· быть готовым к дискуссиям, обмену мнений по вопросам основ
светскости и религии, быть осведомленным по особенностям разных культур и
религиозных систем, логично и грамотно излагать сведения о значительных
событиях в сфере религии и религиозных деятелях в истории мировых религий;

· самостоятельно находить необходимые информационные данные в
образцах о светскости и религиозных произведениях и использовать их с
экспертной точки зрения (по мере необходимости).


























ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
«Светскость и основы религиоведения» для 9 класса
Количество часов: всего – 34 часов, в неделю -1час.
Авторы учебника: Д.Т. Кенжетаев, А.А. Сайлыбаев, Г.Н. Новикова
Издательство «Арман -ПВ», 2016 год
№ урока
СабаK таKырыбы
Тема урока
СаCат Часы
Сроки Мерзімі
Примечание

1 четверть -8 часов Глава 1. Светскость и светское государство

1
Введение : предмет курса «Светскость и основы религиоведения».
1



2
Светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер
1



3
Светское государство и религия.
1



4
Принципы светскости в системе образования
1



Глава 2. Религия как духовно-культурный феномен

5
Значение религии, ее определение, социальное предназначение, генезис, классификация. Структура и функции религии.
1



6
Формирование и развитие науки о религии - религиоведения. Основные религиозные понятия
1



Глава 3. Источники и исторические формы религии

7
Формы древних верований и национальные религии. Религии в Древнем Египте, Греции, Риме
1



8
Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм.
1





2 четверть-8 часов
Глава IV. Мировые религии.

9
Танах и Талмуд. Божество. Роль божества в древнетюркском мировоззрении
1



10
Буддизм: основы учения, история, практика (опыт) и регионы распространения. Основные направления буддизма
1



11
Христианство : основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения
1



№ урока
СабаK таKырыбы
Тема урока
СаCат Часы
Сроки Мерзімі
Примечание

12
Иисус Христос и Евангелие
1



13
Основные направления христианства (православие, католицизм, протестантизм).
1



14
Христианство в современном мире
1



15
Ислам : основы вероучения, история, практика (опыт) и регионы распространения.
1



16
Пророк Мухаммед. Сакральная книга Коран
1



3 четверть- 10 часов

17
Направления в исламе. Основные школы мусульманского права (мазхабы)
1



18
Исторические условия распространения и укоренения в Казахстане ханафитской богословско-правовой школы. Ее связанность с национальной культурой

1



19
Школы суфизма. Ислам, наука и культура
1



Глава V. Религии в Казахстане

20
Распространение ислама в Казахстане.
1



21
Роль ислама в формировании и развитии казахской государственности
1



22
Ислам в XX веке и в современном Казахстане. Распространение в Казахстане ханафитских правовых норм и практики
1



23
Распространение христианства в Казахстане
1



24
Православная церковь в Казахстане. Культура христианства в Казахстане
1



25
Культура ислама в Казахстане. Исламское архитектурно-монументальное искусство в Казахстане. Памятники исламской рукописной культуры

1



26
Философско-просветительские и религиозные взгляды ал-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ахмета Йугинеки, Хусам ад-дина Сыгнаки.

1



4 четверть- 8 часов
Глава VI. Новые религиозные движения


27
Богословы XIX-XX вв. Духовное наследие Абая и Шакарима
1



№ урока
СабаK таKырыбы
Тема урока
СаCат Часы
Сроки Мерзімі
Примечание

28
Учение, формы и особенности новых религиозных движений. Дилемма новых религиозных движений и традиционных религиозных систем: познавательные, психологические и бытовые противоречия
1



29
Признаки и последствия деятельности деструктивных течений.
1



30
Признаки и последствия деятельности деструктивных течений. Запрещенные религиозные объединения. Религиозный экстремизм и терроризм: определение, признаки проявления и последствия. Терроризм - чуждое для религии явление. Опасность религиозного экстремизма и терроризма для национальной безопасности



1



31
Казахстан - страна межрелигиозного мира и согласия. Религиозное законодательство Республики Казахстан. Светскость - платформа государственной системы и национальной безопасности

1



32
Понятие о свободе религиозного вероисповедования
1



33
Платформа межрелигиозного согласия и диалога в современном Казахстане
1



34
Политика Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева по установлению межрелигиозного диалога, мира и согласия в Казахстане и мировом сообществе
1



Примечание.
При составлении учебной программы использовались следующие материалы:
ГОСО №1080 от 23.08.2012 г.,
Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях образования РК в 2016-2017 учебном году. – Астана - 2016 год.
Учебник для 9 класса «Светскость и основы религиоведения»,
под редакцией : Д.Т. Кенжетаев, А.А. Сайлыбаев, Г.Н. Новикова издательство «Арман - ПВ», 2016 год.

Материалы Интернет-ресурса.




15