Сборник методических указаний по проведению практических занятий По дисциплине: ОП.01 Экономика организации Для специальности: 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»


Рассмотрено
на заседании предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин
Председатель предметно-цикловой комиссии________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Протокол № от


Утверждено
Зам. директора по УПР
__________
Протокол № от







Сборник методических указаний
по проведению практических занятий

По дисциплине: ОП.01 Экономика организации
Для специальности: 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Разработчик: Пикунова А.В.














п.Сосновское, 2015



Содержание:

Пояснительная записка.......3
Перечень практических занятий....4
Формируемые ОК и ПК..5
Требования к оформлению отчёта по практическим работам6
Критерии оценки выполнения практической работы..7
Список литературы.8
Методические рекомендации по выполнению практических занятий..9
Приложение А Образец титульного листа отчета по ПЗ.36
Приложение Б Образец оформления отчета по ПЗ....37






























Пояснительная записка
           Данные методические рекомендации разработаны с целью создания методического обеспечения учебной дисциплины ОП.01 «Экономика организации» и предназначены для обучающихся по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Выполнение обучающимися практических занятий проводятся с целью:
формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины по конкретным разделам (темам);
обобщение, систематизация, углубление, закрепление полученных теоретических знаний;
совершенствование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;
Методические рекомендации содержат:
- перечень практических работ
- формируемые ОК и ПК
- требования к оформлению отчёта по практическим работам
- критерии оценки выполнения практической работы
- методические рекомендации по выполнению практических занятий
- список литературы
Количество практических работ и их тематика составлена в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине. Каждая инструкционная карта содержит тему и цель работы, обеспечение занятия, содержание работы, литературу с указанием страниц, контрольные вопросы или тесты для закрепления материала по соответствующей теме.



















Перечень практических занятий

№ п/п
Тема практических занятий
Количество часов

1
Предприятие – важнейшее звено в решении основной экономической проблемы. Расчет производственного цикла.
2

2
Учет и оценка основного капитала предприятия
2

3
Расчет амортизационных отчислений
2

4
Расчет нормы оборотных средств
2

5
Расчет капитальных вложений и их эффективности
2

6
кадры организации и производительность труда
2

7
Организация оплаты труда: расчет заработной платы персонала предприятия
4

8
Расчет издержек производства и сметы затрат
2

9
Расчет видов прибыли. Расчет видов рентабельности
2

10
Овладение методикой проведения опросов потребителей по выявлению потребностей. Анализ результатов опроса
2

11
Проанализировать окружающую среду торговой (сбытовой) организации
2

12
Выявление значения рынка в маркетинговой деятельности организации
2

13
Сбор информации о ценах и анализ ценовой политики организации
2

14
Установление уровней каналов распространения товаров и оценка эффективности сбытовой политики организации
2

15
Организация рекламной компании: выбор средств, состояние рекламных текстов, оценка эффективности рекламы
2

Итого
32

















Формируемые ОК и ПК

Выполнение практических занятий способствует формированию и развитию у обучающихся общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (далее - ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Требования к оформлению отчёта по практическим работам
1. Практические работы оформляются обучающимися в письменном виде в отдельной тетради.
2. Титульный лист описания практической работы оформляется один на все работы в соответствии с приложением А.
3. Содержание отчета оформляется в соответствии и с Приложением Б и должно содержать:
-наименование работы
- цель работы
-ответы на входной контроль
-условие задания (задачи, ситуации) и необходимые решения, математические расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, указаны единицы измерения и ответ
-ответы на контрольные вопросы
-вывод о проделанной работе -контрольные вопросы по данной работе

































Критерии оценки выполнения практической работы

При оценке логического задания критерием служит правильность и полнота представленного ответа, последовательность рассуждений.
За выполнение каждого задания в зависимости от правильности и полноты данного обучающимся ответа могут быть выставлены оценки: «пять», «четыре», «три», «два». Итоговая оценка за работу выставляется по результатам оценки всех заданий. Оценку преподаватель выставляет в журнал учебных занятий.
Обучающиеся, отсутствующие на практическом занятии, выполняют практическую работу самостоятельно, при необходимости получая консультацию у преподавателя.

Критерий оценки
Оценка

работа выполнялась самостоятельно
приведено полное правильное решение: верно выбраны формулы, применение которых необходимо для решения задачи
сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
обучающийся может пояснить выполнение любого этапа работы;
отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.
работа выполнена чисто
задание выполнено в установленный срок


5

работа выполнялась самостоятельно
обучающийся допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения.
работа выполнена аккуратно.
задание выполнено в установленный срок

4

самостоятельность в работе была низкой
в работе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или обучающийся не смог показать необходимые умения
на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме

3

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 3,4,5 балла.
2










Список литературы

Основные источники:
Горфинкель, В.Я. Экономика организации {Текст} / В.Я. Горфинкель . - М.: Юнити-Дана ,2012 -718 с.
Волков, А.И. Экономика предприрятия {Текст} / А.И. Волков .- М. : Инфра- М, 2012 - 520 с.

Дополнительные источники:
Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг. [Текст] :учебник / Николаева, М.А. -М.: Деловая литература, 2010.
Лыгина, Н.И. Маркетинг товаров и услуг. [Текст]:учебник/ Лыгина, Н.И.-М.: Форум. Инфра-М., 2010.
Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. М: Финансы и статистика, 2008.





















Методические рекомендации по выполнению практических занятий
Практическая работа № 1 (2ч.)
Тема: Предприятие – важнейшее звено в решении основной экономической проблемы. Расчет производственного цикла.

Цель: приобретение практических навыков и опыта классификации предприятий по признакам и расчёта длительности производственного цикла.

Условия и порядок выполнения работы:
Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.
Практическая работа состоит из двух заданий.
Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.
Работу выполнить на отдельных листах, (формат А 4), оформив надлежащим образом.
Провести анализ полученных данных, записать выводы.
Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.
Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.
Время выполнения работы 90 минут.

Содержание заданий:
Первое задание: классификация предприятий по 10 основным признакам.
Второе задание: расчёт длительности производственного цикла.

Вопросы для ответов по теме заданий:
Понятие предприятия.
Отраслевые особенности предприятий.
Понятие абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.
Малый бизнес России, обстоятельства его развития.
Крупные предприятия и ряд их преимуществ.
Понятие классификации предприятий.
Производственные циклы.
Задание 1. Произвести систематизацию и классификацию предприятий по 10-и основным признакам, дать основные понятия и краткую характеристику.
№ п/п
Признаки
Состав предприятий

1
По сфере деятельности



2
По отраслевой принадлежности



3
По экономическому назначению



4
По характеру воздействия на предметы труда



5
По типу производства



6
По количеству видов производимой продукции


7
По уровню специализации



8
В зависимости от размеров (размер определяется численностью занятых на них работников)


9
По степени механизации и автоматизации



10
По степени прерывности производства



Задание 2. Для изготовления набора кухонной мебели из 5-и предметов время технологических операций составило 186 часов; время естественных перерывов, предусмотренных технологическим процессом (сушка грунтованных и окрашенных деталей комплекта) – 11 часов. Предусмотрены перерывы на личные надобности работников в процессе производственного цикла, это время составило по 36 мин. на каждого из 5 работников; вспомогательное время на изготовление комплекта – 3 часа.
Определить: длительность производственного цикла в часах на изготовление набора кухонной мебели. Написать вывод.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для выполнения практической работы использовать материалы учебника «Экономика предприятия», 2008г., авторов Л.Н. Чечевицыной и Е.В.Чечевицыной, а также другие источники.



















Практическое занятие № 2 (2ч.)

Тема: Учет и оценка основного капитала предприятия
Цель: 1.Формирование практических умений использовать теоретические знания при расчете важнейших показателей использования основных средств
2.Формирование компонентов ОК2, ОК3, ПК 3.2.

Теоретические основы
Денежная или стоимостная оценка имеет несколько видов, связанных с их длительным участием и постепенным снашиванием в процессе производства. Первоначальная стоимость - затраты на изготовление или приобретение фондов, их доставку и монтаж. Восстановительная стоимость - затраты на воспроизводство основных фондов в современных условиях, устанавливается во время переоценки фондов. Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью и суммой их износа.
Износ принято измерять амортизацией - суммой стоимости основных фондов, переносимой на вырабатываемую продукцию и включаемой в затраты на ее выпуск. Обычно рассчитывается годовая сумма амортизации с помощью нормы амортизации. Существуют три метода расчета амортизации; равномерный, равномерно ускоренный и ускоренный.

Входной контроль
Прежде чем приступить к выполнению практической части работы, проверьте достаточность своего уровня теоретических знаний для этой работы. Письменно дайте ответы на тестовые вопросы, указывая номер вопроса и букву правильного варианта ответа, например, 1.а
№ п п
Вопрос
Варианты ответов

1
Основные производственные фонды в зависимости от степени их воздействия на предмет труда делятся на

a) Производственные и непроизводственные
б) Собственные и арендованные
в) Автоматизированные и ручные
г) Активные и пассивные

2
Коэффициент который характеризует уровень использования активной части ОПФ во времени с учетом смен

a) коэффициент экстенсивного использования
б) коэффициент интенсивного использования
в) интегральный коэффициент
г) коэффициент сменности

3
Уровень использования основных производственных фондов характеризуют...
а) рентабельность, прибыль;
б) фондоотдача, фондоемкость;
в) коэффициент оборачиваемости

4
Стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях

a) Воспроизводственная стоимость
б) Основная стоимость
в) Текущая стоимость
г) Восстановительная стоимость

5
Существует ли различие между показателями фондоотдачи и фондоемкости:

а) принципиального различия нет;
б) эти показатели обратно пропорциональны друг другу;
в) при расчетах используются показатели прибыли и доходов


Ход работы
Решить предложенные задачи и проанализировать полученные результаты.

Задача № 1. Среднегодовая стоимость ОФ предприятия 140 тыс. руб., численность работников 30 чел, выработка одного работника 3000 руб. Определить фондоотдачу, фондовооружённость, ондоёмкость.

Для решения задачи необходимо воспользоваться формулами:

1.Фондоотдача - показатель выпуска продукции, приходящийся на 1 рубль стоимости основных средств, или фондоотдача (Фо).
Фо = В/ОФ,
где В - объем выпущенной продукции, руб.
ОФ - среднегодовая стоимость основных средств, руб.

2.Обратной величиной фондоотдачи является показатель фондоемкости (Фе), который показывает долю стоимости основных средств на один рубль выпускаемой продукции.
Фе = ОФ/В

3.Фондовооруженность труда - показывает стоимость основных средств, приходящихся на одного работающего. Эта величина должна непрерывно возрастать, так как от нее зависит техническая вооруженность, а следовательно, и производительность труда.
Фвоор.=ОФ/Чппп. ,
где Фвоор. – фондовооруженность,
Чппп. – среднесписочная численность промышленно-производственного персонала.

Задача №2. По предприятию имеются следующие данные. Проанализировать, как используются основные производственные фонды на предприятии.

Показатели
Прошлый год
Отчетный  год

Первоначальная стоимость ОФ, млн. руб.
Выпуск продукции, млн. руб.
Численность работающих, чел.
40
200
1200
41
230
1250


Задача №3. Стоимость основных средств предприятия на начало года – 340  млн руб. За год введены основные средства на сумму: 45 млн руб. в июне, 9 млн руб. в сентябре; выведены на сумму: 5,9 млн руб. в апреле, 21 млн руб. в мае. Годовой выпуск продукции составил 1 000 тыс. т, средняя цена продукции – 250 руб./т. Рассчитать коэффициенты выбытия и обновления основных средств, фондоемкость и фондоотдачу.

Для решения задачи необходимо воспользоваться формулами:

1.Коэффициент обновления – это отношение стоимости введенных основных фондов к их общей стоимости на конец рассматриваемого периода. Показатели прироста и обновления основного капитала – взаимосвязанные величины: чем выше доля прироста, тем выше уровень обновления, и наоборот. Для расчета этого показателя используют формулу:
Кобн.=Фпост./Фкон.
где Кобн. – коэффициент обновления основных фондов,
Фпост. – стоимость поступивших основных производственных фондов,
Фкон. – стоимость основных производственных фондов на конец года.

2.Коэффициент выбытия фондов, представляющий собой отношения выбывших из эксплуатации основных фондов в данном периоде к их стоимости на начало периода:
Квыб.=Фвыб./Фнач.,
где. Квыб. – коэффициент выбытия основных фондов,
Фвыб. - стоимость выбывших основных производственных фондов


Задача № 4. Определить, какой цех лучше использует свои основные производственные фонды. На основании полученных результатов сделайте вывод.
Показатели







цех
цех
цех
цех
цех
цех
цех
цех
цех
цех


1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

Среднегодовая стоимость ОС, тыс. руб.
300
1400
100
1000
200
1100
300
1200
400
1300

Численность работающих,
чел.
4000
5000
3000
4000
3100
4100
3200
4200
3300
4300

Выработка на одного работающего
3000
3600
1000
2800
1100
2900
1200
3000
1400
3200


Задача № 5. Определите показатели использования основных средств в отчетном и планируемом периодах. Данные для расчета:
Машиностроительный завод в отчетном периоде продает в год изделий «А» 2000. шт, «Б» - 800 шт, «В» - 10000 шт. Оптовая цена каждого изделия соответственно 4,0 тыс. руб, 5 тыс. руб, 8,0 тыс. руб. Среднегодовая тоимость основных фондов составила 5 млн. Руб. По плану на следующий год выручка от продажи продукции увеличится на 4%, среднегодовая стоимость основных средств не изменится.

Задача № 6. Стоимость основных фондов на начало года 20000 тыс. руб. Введено основных фондов за год:
15 марта - 4000 тыс. руб.
15 июня - 6000 тыс. руб.
12 сентября - 6000 тыс. руб.
Выбыло основных фондов за год:
14 апреля -3000 тыс.руб.
10 июля - 3000 тыс.руб.
14 ноября - 1200 тыс. руб.
Численность работников - 420 чел.      
Стоимость товарной продукции 29000 тыс. руб.
Определить показатели использования основных производственных фондов, сделать вывод.

Для решения задачи необходимо воспользоваться формулами:

Среднегодовая стоимость основных фондов производится по формуле:
13 EMBED Equation.3 1415 ,
где Ф – среднегодовая стоимость основных фондов,
Фнг. – стоимость основных фондов на начало года,
Фвв. - стоимость основных введенных в течение года,
Фвыб. - стоимость основных выбывших в течение года,
М1,2 – количество полных месяцев функционирующих и бездействующих основных фондов.

Контрольные вопросы
Письменно дайте ответы на тестовые вопросы, указывая номер вопроса и букву правильного варианта ответа.

№ п/п
Вопрос
Варианты ответов

1
Основные фонды при зачислении их на баланс предприятия (цеха, корпуса) в результате приобретения, строительства оцениваются:
а) по восстановительной стоимости б) по полной первоначальной стоимости в) по остаточной стоимости

2
Первоначальная стоимость основных фондов
· это:
а) стоимость основных фондов при постановке на учет б) разница между стоимостью приобретения основных фондов и износом в) восстановительная стоимость основных фондов по экспертному заключению о переоценке

3
Отношение выручки от реализации к средней стоимости основных средств характеризует показатель:
а) фондоемкости б) фондовооруженности в) фондоотдачи

4
По принадлежности производственные фонды делятся на

a) Производственные и непроизводственные
б) Собственные и арендованные
в) Непроизводственные и заемные
г) Активные и пассивные

5
Амортизация основных фондов –это:
а) износ основных фондов
б) перенесение стоимости основных фондов на себестоимость продукции
в) восстановление основных фондов
г) содержание основных фондов



Выходной контроль: заполните Карту оценивания уровня сформированности компетенций.

































Практическая работа № 3 (2ч)

на тему: «Расчет амортизационных отчислений»
Цель: в ходе решения задач научиться рассчитывать стоимость ОПФ и сумму амортизации

Пояснение к работе
Основные производственные фонды (ОПФ) часть производственных фондов, которые участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования в виде амортизационных отчислений.
Оценка ОПФ производится в натуральной и денежной (стоимостной) формах. Натуральная форма служит для определения технического состава ОПФ, производственной мощности предприятия, степени использования оборудования и других целей. Денежная оценка ОПФ служит дляьопределения общего объема планирования расширенного воспроизводства, определения степени износа и размера амортизации.
Денежную оценку ОПФ производят:
1) по первоначальной стоимости (сумма затрат на изготовление (приобретение) ОПФ, их доставку, монтаж);
по восстановительной стоимости (затраты на воспроизводство ОПФ в современных условиях);
по остаточной стоимости (разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью ОПФ и суммой их износа (амортизации)).
Для покрытия затрат на обновление ОПФ предприятие производит амортизационные отчисления, т.е. денежное возмещение износа ОПФ путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Амортизационные отчисления служат частью постоянных издержек производства и соответствуют степени износа ОПФ. Годовая величина амортизации (А) рассчитывается по формуле:
Фбал
А =
Тсл
где Фбал - балансовая стоимость ОПФ. руб.: Тсл - срок службы пользования ОПФ, руб.

Задание
Определите остаточную стоимость ОПФ, если балансовая (остаточная) стоимость 20 тыс. руб., а срок службы 10 лет. Оборудование использовалось в течение 7 лет.
Определите среднегодовую стоимость ОПФ, если на начало года ОПФ составляли 8825 тыс. руб.. вводилось и выбывало соответственно: 1 марта - 75 тыс. руб. и 3 тыс. руб., 1 мая - 50 тыс. руб. и 4 тыс. руб.. 1 сентября - 39 тыс. руб. и 7 тыс. руб., 1 декабря - 18 тыс. руб. и 15 тыс. руб
Определите годовую сумму амортизации и норму амортизации, если срок службы оборудования - 10 лет. стоимость приобретения - 110 тыс. руб., стоимость доставки -2,5 тыс. руб.. стоимость монтажа - 0,5 тыс. руб.

Содержание отчета: отчет оформляется в письменной форме и содержит название работы, цель, методические указания по выполнению задания, само задания с ходом решения и выводы по каждому заданию данной работы.

Контрольные вопросы:
Структура ОПФ
Износ ОПФ
Норма амортизации






























Практическое занятие № 4 (2ч.)

Тема: Расчет нормы оборотных средств
Цель: 1. Формирование практических умений рассчитывать показатели оборачиваемости оборотных средств
2. Формирование ОК 2;ОК3; ПК 3.3

Теоретические основы
Кроме основного капитала предприятие имеет еще и оборотный.
Оборотный капитал приобретается и продается в течение года по нескольку раз. Оборотный капитал (оборотные средства) предприятия включают в себя оборотные фонды и фонды обращения. Оборотные фонды обслуживают процесс производства продукции, фонды обращения - процесс ее обращения.
Оборотные фонды предприятий включают в себя:
1 Производственные запасы - предметы труда, подготовленные для запуска впроизводственный процесс (сырье, основные и вспомогательные материалы,топливо, тару, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия,запасные части);
2Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления~ предметы труда, вступившие в производственный процесс и незаконченные полностью производством;
3расходы будущих периодов - невещественные элементы оборотныхфондов (затраты на подготовку и освоение новой продукции, которыепроизводятся в данном периоде, но относятся на продукцию будущегопериода).
Фонды обращения включают готовую продукцию на складах, товары в пути, денежные средства (наличность в кассе и вклады на расчетном и валютном счетах в банке), средства в расчетах и овеществленные ценности(дебиторы, векселя, ценные бумаги).
Оборотные средства делятся также на материальные и денежные.
Материальные включают в себя производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию на складах. К денежным относятся все остальные. Материальные оборотные средства можно нормировать, устанавливать экономически обоснованную минимальную величину, необходимую для организации нормальной работы предприятия; денежные же средства относятся к ненормируемым.
Входной контроль:
Прежде чем приступить к выполнению практической части работы, проверьте достаточность своего уровня теоретических знаний для этой работы. Письменно дайте ответы на тестовые вопросы, указывая номер вопроса и букву правильного варианта ответа, например, 1.а

№ п/п
Вопрос
Варианты ответов

1
Что из перечисленного не входит в состав оборотных средств :
а) запасы сырья, материалов
б) транспортные средства
в) готовая продукция на складе

2

основной вид производственных запасов, создаваемых в энергетических копаниях и используемых преимущественно в сфере основной деятельности – в производстве электрической и тепловой энергии
a) топливные запасы
б) запасные части
в) вспомогательные материалы


3
К нормируемым оборотным средствам относится:
а) денежные средства;
б) полуфабрикаты;
в) дебиторская задолженность

4
К оборотным средствам относятся:
а) водопроводные сооружения
б) незавершенное производство
в) металлорежущее оборудование

5
Какие из перечисленных позиций не относятся к оборотным производственным фондам:
а) сырье и материалы
б) незавершенное производство
в) машины, оборудование
г) топливо,тара


Ход работы
Решить задачи, используя необходимые формулы и проанализировать полученные результаты.

Задача №1 Для обеспечения производства и реализации продукции необходима определенная сумма оборотных средств. Производственная программа – 700 изделий в год. Себестоимость одного изделия -1500 руб. Коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве – 0,66. Расход материалов на одно изделие – 1000 руб. при норме запаса – 40 дней. Норма запаса готовой продукции – 5 дней. Продолжительность производственного цикла – 25 дней. Определить норматив оборотных средств по элементам: производственные запасы материалов, незавершенное производство и готовая продукция, общую сумму нормируемых оборотных средств.

Для решения задачи необходимо воспользоваться формулами:

Норматив запаса материалов:
Nмат=Q*Рм*Nз /360
где Q- производственная программа
Рм-расход материалов
Nз- норма запасов материалов

2. Норматив незавершенного производства:
Nнз= (Q*С /360) *g*k
где Q- производственная программа
C- себестоимость одного изделия
g- gродолжительность производственного цикла
k- коэффициент нарастания затрат в незавершенном производстве
3.Норматив готовой продукции:
Nгп= (Q*С /360) *Нз
где Q- производственная программа
C- себестоимость одного изделия
Нз- норма запаса готовой продукции

4.Общая сумма нормируемых оборотных средств:
Nобщ= Nмат+ Nнз+ Nгп

Задача №2 Определить общий норматив оборотных средств, если себестоимость годового выпуска продукции составляет 1400 тыс. руб., затраты на материалы – 500 тыс. руб., норма производственного запаса – 12 дней, норма запаса готовой продукции – 10 дней, длительность производственного цикла – 30 дней.

Задача №3 На основе данных, приведённых в таблице, определить:
1. потребность в оборотных средствах на создание запасов материалов в плановом периоде по нормам расхода отчётного и планового периодов;
2. размер абсолютного высвобождения оборотных средств в результате улучшения использования материалов.
 

Показатель
Изделие А
Изделие Б
Изделие В
Изделие Г
Изделие Д

Годовой объём выпуска, тыс. руб.
30
60
50
90
70

Расход материалов на 1 изделие по нормам, тыс. руб.
120
140
110
180
160

 
Норма запаса материалов - 25 дней. В плановом периоде предполагается снизить нормы расхода: по изделию «А» на 5%, «Б» – на 10%, «В» – на 8%, «Д» – на 6%. Годовой объём производства возрастает в среднем на 10%. Цены принять неизменными.

Для решения задачи необходимо воспользоваться формулами:

Величина высвобождаемых оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости.
Воб = Rг /360 *(Д1об – Д2об),
где Д1об и Д2об – соответственно длительность оборота до и после ускорения оборачиваемости.


Задача № 4 Объем реализованной продукции на предприятии в 2006 году составил 6000 тыс. руб., в 2007 году – 6120 тыс. руб. Среднегодовые остатки оборотных средств соответственно 1200 тыс. руб. и 1105 тыс. руб. Рассчитать коэффициент оборачиваемости оборотных средств, коэффициент загрузки и длительность одного оборота

Задача № 5 Себестоимость годового выпуска товарной продукции – 11 млн. руб., в том числе затраты на материалы – 5 млн. руб. Норма запаса материалов - 15 дней, норма запаса готовой продукции – 10 дней. Затраты на рубль товарной продукции 0,7 руб./руб. Длительность производственного цикла – 30 дней. Коэффициент нарастания затрат 0,73. Рассчитать общую сумму нормируемых оборотных средств (материалов, готовой продукции и в незавершенном производстве), коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

Для решения задачи необходимо воспользоваться формулами:

1.Коэффициент оборачиваемости, т.е. число оборотов за определенный период времени (обычно за год).
kоб = Rг  / Cоб,
где Rг – годовая стоимость реализованной продукции;
Cоб – средняя сумма оборотных средств.

2.Длительность оборота в днях.
Доб = (Cоб*Тоб) / Rг,
где  Тоб – общая длительность периода (для года 360 дней).

Задача №6 На основе отчетных данных за год и планируемых вариантов улучшения использования оборотных средств на предприятии рассчитать показатели (заполнить таблицу).
 
Показатели
Отчетный год
Варианты повышения эффективности



первый
второй
третий

Объем реализованной продукции, тыс. руб.
14400

14400
15264

Средний остаток оборотных средств, тыс. руб.
400
400



Длительность оборота, дней
10
8
8
12

 

Контрольные вопросы
Письменно дайте ответы на поставленные вопросы, указывая номер, содержание вопроса и ответ.
1. Понятие «оборотные фонды» включает.
2. Эффективность использования оборотных средств характеризуют
3. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается по формуле:

Выходной контроль:
Заполните Карту оценивания уровня сформированности компетенций:



Практическая работа № 5 (2 ч.)
Тема: Расчет капитальных вложений и их эффективности.
Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов показателей эффективности капитальных вложений.

Условия и порядок выполнения работы:
1. Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.
2. Практиче6ская работа состоит из двух заданий.
3. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
4. Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.
5. Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.
6. Провести анализ полученных данных, написать выводы.
7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.
8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.
Время выполнения работы 90 минут.
Содержание заданий:
Задание 1 – определить экономическую эффективность и срок окупаемости капитальных затрат на новое строительство.
Задание 2 – определить экономическую эффективность и срок окупаемости капитальных затрат на реконструкцию производственных помещений.
Вопросы для ответов по теме заданий:
1. Понятие капитальных вложений.
2. Показатели эффективности капитальных вложений.
3. Понятие срока окупаемости капитальных затрат.
4. Понятие «новое строительство».
5. Понятие реконструкции производственных помещений.
Задание 1. На строительство нового коровника на 400 голов произведены следующие капитальные затраты – 45 000тыс. руб. В таблице приведены исходные данные для расчёта окупаемости затрат:
№ п/п
Наименование показателей
Единицы измерения
Показатели

1.
Капитальные затраты
тыс. руб.
45 000

2.
Поголовье коров
голов
400

3.
Удой молока от одной коровы за год
кг.
4 000

4.
Валовой надой молока от всех коров за год
тонн
?

5.
Цена реализации за одну тонну молока
рублей
18 000

6.
Стоимость годового выпуска продукции в ценах реализации
тыс. руб.
?

7.
Себестоимость одной тонны молока
рублей
14 200

8.
Себестоимость валового производства молока
тыс. руб.
?

9.
Годовой размер прибыли
тыс. руб.
?

10.
Экономическая эффективность капитальных затрат

?

11.
Срок окупаемости капитальных затрат на строительство коровника
лет
?

12.
Капитальные затраты на одну голову
тыс. руб.
?

Определить:
1. Экономическую эффективность капитальных затрат.
2. Срок окупаемости капитальных вложений.
Решение:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. На предприятии была произведена реконструкция и расширение птичника на 25 тысяч кур – несушек. Данные для расчётов приведены в таблице:
№ п/п
Наименование показателей
Ед. измерения
Показатели

1.
Капитальные вложения
тыс. руб.
21 200

2.
Производство продукции в натуральных показателях в расчёте на год:




до осуществления затрат:




- среднегодовое поголовье кур-несушек
голов
15 000


- средняя яйценоскость на одну несушку
штук
200


- валовое производство яиц в год
тыс. штук
?


после осуществления затрат:




- среднегодовое поголовье кур-несушек
голов
25 000


- средняя яйценоскость на одну несушку
штук
240


- валовое производство яиц в год
тыс. штук
?

3.
Стоимость годового выпуска продукции в ценах реализации:




до осуществления затрат:




- яйцо, за одну тысячу штук
рублей
3 100


- за годовой выпуск продукции
тыс. руб.
?


после осуществления затрат:




- яйцо, за одну тысячу штук
рублей
3 100


- за годовой выпуск продукции
тыс. руб.
?

4.
Себестоимость годового выпуска продукции:




до осуществления затрат:




- одной тысячи штук яиц
рублей
2 700


- валового производства яиц
тыс. руб.
?


после осуществления затрат:




- одной тысячи штук яиц
рублей
2 400


- валового производства яиц
тыс. руб.
?

5.
Годовой доход до осуществления затрат
тыс. руб.
?

6.
Годовой доход после осуществления затрат
тыс. руб.
?

7.
Годовой размер прироста дохода
тыс. руб.
?

8.
Экономическая эффективность капитальных вложений

?

9.
Срок окупаемости капитальных вложений
лет
?

Определить:
1. Экономическую эффективность капитальных вложений на реконструкцию и расширение птичника.
2. Срок окупаемости капитальных затрат на реконструкцию и расширение птичника.
Решение:______________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Практическая работа № 6 (2 ч.)
Тема: Кадры организации и производительность труда.
Цель: приобретение практических навыков и опыта расчётов среднегодовой численности работников и расчёта плановой численности персонала предприятия.
Условия и порядок выполнения работы:
1. Прочитать инструкционную карту по выполнению практической работы.
2. Практиче6ская работа состоит из четырёх заданий.
3. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.
4. Изучить содержание заданий и начать выполнение в том порядке, как будет удобно вам.
5. Работу выполнить на отдельных листах, формат А 4, оформив надлежащим образом.
6. Провести анализ полученных данных, написать выводы.
7. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.
8. Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу.
Время выполнения работы 90 минут.
Содержание заданий:
Задание 1 – расчёт плановой численности персонала предприятия.
Задание 2 – расчёт годового фонда оплаты труда.
Задание 3 – расчёт среднесписочной численности работников за год; показателей изменения списочной численности персонала.
Задание 4 – расчёты по производительности труда.
Вопросы для ответов по теме заданий:
1. Структура и функции аппарата управления предприятия.
2. Понятие персонала предприятия.
3. Среднесписочная численность персонала.
4. Факторы, влияющие на потребность в кадрах.
5. Показатели изменения списочной численности персонала.
6. Рабочее время, фонд рабочего времени.
7. Нормы закрепления и нормы нагрузки.
8. Понятие показателей эффективности труда.
Задание 1. Приведены следующие данные для планирования численности персонала:
1. Численность основных работников:
а) в животноводческой отрасли:
поголовье коров – 400 голов, молодняка крупного рогатого скота 720 голов. Норма нагрузки на одного работника:
50 коров на одного оператора машинного доения;
80 коров на одного скотника;
72 головы молодняка крупного рогатого скота на одного скотника.
б) в растениеводческой отрасли:
трудоёмкость программы на полевых работах составляет 24 612 нормо-часов, эффективный фонд времени работы на одного работника – 2 040 часов, коэффициент выполнения нормы 0,9. Кроме этого в хозяйстве имеется 2 400 га. пашни, а расчётная нагрузка пашни на одного тракториста -200 га.
в) рабочие – повременщики:
на балансе хозяйства находятся 4 фермы, 2 склада, гараж, ремонтная мастерская, пункт переработки молока и административное здание. На охрану каждого объекта планируется 3 охранника. Ремонт техники осуществляется в ремонтной мастерской хозяйства, где для оплаты труда работников, занятых на ремонте, применяется повременная система оплаты труда. Работа выполняется в две смены, количество рабочих мест – 9.
г) работники вспомогательных производств:
транспортные работы выполняются на автомашинах различных марок и грузоподъёмности. Автопарк насчитывает 10 автомашин, коэффициент сменности равен 1,5. На переработке молока заняты 5 человек при работе в две смены, на забое скота работает 3 человека в одну смену.
2. ИТР, служащие и младший обслуживающий персонал:
Сумма выручки 3 600 тыс. руб.
Руководитель – один на хозяйство.
Главный бухгалтер – один на хозяйство.
Секретарь-диспетчер – одна на хозяйство.
Инспектор ОК – один при численности работников 100 человек.
Главный инженер – количество техники 20 единиц и выше.
Главный агроном – площадь пашни свыше 2 000 га.
По одному агроному на каждые 1 000га. пашни.
Главный зоотехник – при поголовье свыше 1 000 голов.
Техник по племучёту – один на каждую 1 000 голов скота.
Главный ветврач – при поголовье свыше 1 000 голов скота.
Ветсанитары – один на каждые 500 голов скота.
Главный экономист – при сумме выручки свыше 2 000 тыс. руб.
Завгаражом – один на хозяйство (свыше 10 автомашин).
Зав. Ремонтной мастерской – при наличии в хозяйстве мастерской.
Количество бухгалтеров – один на каждые 900 тыс. руб. выручки.
Уборщица – одна при наличии административного здания.
Определить:
1. Плановую численность работников основного производства:
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Плановую численность ИТР, служащих и МОП:
____________________________________________________________________________________________________________________
·