Организация предпринимательской деятельности.Тема 11. Основы построения структуры предпринимательской деятельности (Факультатив по экономике для учащихся старших классов образовательных учреждений)


Тема 11. Основы построения структуры предпринимательской деятельности
11.1 Этапы разработки оптимальной структуры предпринимательской деятельности
11.2 Цена продукции как регулятор производства. Регулирующая роль качества продукции. Прибыль предприятия – цель его функционирования
11.3 Секреты производства (ноу-хау)
11.4 Предприятие на рынке ценных бумаг
Основные нормативные материалы
1 Гражданский кодек РФ
2 Федеральный закон N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года
3 Федеральный закон РФ № 131-ФЗ «О государственной тайне»
4 Федеральный закон РФ N 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.
5 Федеральный закон РФ № «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»,
11.1 Этапы разработки оптимальной структуры предпринимательской деятельности
Внешние атрибуты предпринимательства – свидетельство о регистрации предприятия, фирменная печать и даже «офис», при всей их привлекательности еще не делают Вас предпринимателем по сути. Предприниматель – предпринимает, ведет дело, ведет предприятие.
Денежные средства, недвижимость, оборудование, нанятые работники – только необходимые части предприятия. Их еще надо соединить вместе, установить между ними функциональные связи, обеспечить взаимодействие. Работникам надо дать задания, оборудование надо загрузить, технология должна заработать. Лишь своей действительной реализацией предприятие может подтвердить предпринимательский замысел.
Для успешной деятельности необходима хорошо продуманная внутренняя функциональная структура, рациональная система управления. У предприятия должны быть четко поставленные цели, соотнесенные с его ресурсами и возможностями. Предприятие должно быть хорошо организовано. Таким образом, любая предпринимательская деятельность может быть реализована только при её организационном оформлении.
Организация (от лат. оrganizo – «придаю стройный вид») – форма объединения людей для их совместной деятельности в рамках определенной структуры; система, призванная выполнять заданные функции, решать определенный круг задач. Например, предприятие, компания, школа, банк, правительственное учреждение, фирма и т. п.Структура организации – разделение организации (как экономического объекта) на подразделения, отделы, участки, цеха, группы с целью упорядочения управления, налаживания взаимодействия звеньев; установление подчиненности и соподчиненности, ответственности.Оптимальная структура организации – структура организации, наилучшим образом удовлетворяющая достижению цели организации с минимальными издержками производственных ресурсов.
Структура организационно-правовая – установление вида, типа предприятия, компании, фирмы в соответствии с правовыми нормами, предусмотренными законодательством – Гражданским кодексом (государственное предприятие, акционерное общество, товарищество и др.) – и создание на этой основе адекватной организационной структуры.
Для экономики предприятия безразличны, в известной мере, производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что ее интересует, – это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа предприятия), превышение расходной части над доходной (убыточная работа предприятия) и, наконец, равенство доходной и расходной частей (работа предприятия в условиях самоокупаемости).
Как работает предприятие – прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости, в существенной мере зависит от форм и методов преобразования ресурсов и может быть определено целым рядом как частных, так и общих показателей эффективности. Для этого целесообразно построить производственный процесс по принципу безотходности:
где R – входящие материальные ресурсы;
V – продукция (услуги).
При этом должно соблюдаться условие R ~ V.
Для того, чтобы осуществлялось преобразование ресурсов, предприятие должно иметь определенную структуру, на нем должны происходить определенные (производственные) процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства. Процесс преобразования ресурсов схематично можно представить следующим образом (Рис.).
Структура
предприятия
- подразделения основного производ- - подразделения, обслуживающие
ства побочные и подсобные
- подразделения вспомогательного про- - управленческие службы и подраз-
изводства деления
Процессы, осуществляемые на предприятии
- научные исследования - транспортировка
- проектирование, конструирование - утилизация
- изготовление - восстановление
- ремонт и модернизация - консервация и упаковка
- контроль и профилактика брака - очистка и обезвреживание
- обслуживание - профилактика безопасности
- хранение - управление
Функции управления
на предприятии
- учет, статистика - мотивация
- анализ - контроль исполнения
- планирование - регулирование
- принятие решений и их реализация
- нормирование - маршрутизация предметов труда
- координация во времени и пространстве - планирование рабочих мест
- оперативное планирование - создание благоприятных условий
- диспетчеризация труда
- исполнение функций управления - реализация готовой продукции
- разделение и кооперирование труда - выявление резервов и рационали-
- ресурсообеспечение зация производства
Функции организации
на предприятии

Рис. Процесс преобразования ресурсов на предприятии
Важным элементом производственного процесса на предприятии является выбранный вариант технологии.
Предприятие, в зависимости от характера производимой продукции, масштабов, имеющихся у него возможностей инвестирования выбирает ту или иную технологию. Избранная технология тесно связана с двумя показателями работы предприятия: ценой выпускаемой продукции и уровнем ее качества. Одновременно эти два фактора формируют и конкурентоспособность продукции.
11.2 Цена продукции как регулятор производства. Регулирующая роль качества продукции. Прибыль предприятия – цель его функционирования
В рыночных условиях цена служит существенным регулятором производства и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на величину формируемой прибыли, на характер и результаты конкурентной борьбы.
Цена на выпускаемую продукцию для предприятия есть договорная цена между ним и потребителем. Существует несколько вариантов договорных цен (Цд):
1-й вариант:
Цд = Себестоимость + Прибыль;
2-й вариант:
Цд = Спрос – Предложение;
3-й вариант:
Цена конкурента i > Цд < Цена конкурента j.
Первый вариант установления договорной цены полностью определяется условиями производства и сосредоточивается в рамках предприятия. Однако в условиях рынка это скорее исключение, чем правило, поскольку на рынке обычно не один производитель. Второй и третий варианты приближены к реальной действительности.
При расчете цены по первому, наиболее простому варианту необходимо иметь в виду, что составляющая основу цены себестоимость – это объективный показатель, но на нем одном при принятии управленческих решений базироваться нельзя. Успех на рынке зависит не от величины себестоимости продукции изготовления, а от того, сколько, кем, когда, где и как будет произведено и предложено потребителю товаров. Этот вариант применим в том случае, когда фирма-изготовитель товара является ведущей на данном рынке и когда результаты финансовой деятельности удовлетворяют руководство. Этот вариант позволяет достаточно справедливо распределить прибыль между производителем, который не предлагает дефицитный товар, и потребителем, для которого цена не является решающим фактором при покупке.
При втором варианте установления цены за основу принимаются прогнозируемый спрос и себестоимость товара. Задача для предприятия ставится так: цена за единицу товара предварительно определена и необходимо установить, при каком количестве проданных товаров предприятие начнет получать реальную прибыль. Возможна и обратная задача: известно приблизительное количество изделий, которое можно реализовать на рынке, необходимо определить, при какой цене этот объем продажи не приведет к убыткам.
Третий вариант формирования цены учитывает уровень конкуренции на рынке и часто дает хорошие результаты. Производитель изучает динамику цен конкурентов и определяет, какова будет цена конкурента на аналогичный товар. Основное внимание при этом направлено на уменьшение расходов и увеличение прибыли.
В условиях рыночной экономики цена – фактор обеспечения конкурентоспособности продукции. Другим не менее важным, а, может быть, более важным фактором является качество выпускаемой продукции.
Регулирующая роль качества продукции
Качество – это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств, куда входят надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность и экологичность. Потребитель часто предпочитает качество цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы на эксплуатацию, ремонт и более полно удовлетворит его потребности. Качество, в свою очередь, обеспечивают рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли.
В настоящее время ведущие фирмы всего мира применяют новую стратегию управления качеством продукции. Эта стратегия предусматривает следующее:
• обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
• новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
• вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
• качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
• повышение качества требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированными измерениями в процессе контроля качества;
• всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.
Все это осуществимо только тогда, когда действует четко организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.
Растущая требовательность к повышению качества изделий в настоящее время – одна из характерных черт мирового рынка. Системы разработки новых изделий должны содержать ряд основных положений:
• качество рассматривается наравне со всеми техническими новшествами с самого начала разработки изделия;
• планирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организуется таким образом, чтобы не ограничивать проектирование вариантов изделия с наилучшими характеристиками;
• ускорение разработки изделия должно стать основным критерием эффективности системы разработки.
Прибыль предприятия – цель его функционирования
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности, в свою очередь, подразделяются на потенциальные потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле, прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно – это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом.
В общем виде формулу прибыли можно представить в следующем виде:
П = В - (3 + Н + Ш),
где П – прибыль предприятия, руб./год;
В – выручка от реализации созданной продукции, руб./год;
3 – затраты на производство и реализацию созданной продукции, руб./год.;Н – величина налогов, выплачиваемых предприятием, руб./год.;Ш – штрафные санкции, руб./год.
Выручка от реализации определяется по формуле:
,
где Ni – количество произведенной и реализованной потребителям i-й продукции в натуральном выражении;
Цi – цена реализации i-й продукции, руб.;
п – количество позиций реализуемой продукции, шт.
Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, – это внешние условия хозяйствования
Таким образом, предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:
• установлением цен;
• формированием затрат;
• формированием объемов продукции;
• выбором номенклатуры и ассортимента продукции.
Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции конкурируют за то, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности покупателей, потребителей – только в этом случае они могут удержать или даже укрепить свои позиции на рынке.
11.3 Секреты производства (ноу-хау)
Информация является ценным ресурсом в рыночной экономике, поэтому ее получение, хранение, передача, использование должны подчиняться законам рыночной экономики. Режим конфиденциальности информации (коммерческая тайна) обеспечивается особым способом и регулируется Федеральным законом N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).
Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;
Конфиденциальная информация обеспечивает предприятию экономические преимущества в конкурентной борьбе. Коммерческую тайну может представлять информация:
• о торговых отношениях фирмы;
• об организации и размерах оборота средств;
• о состоянии рынков сбыта;
• о банковских операциях;
• о поставщиках и потребителях;
• о содержании патентов;
• о структуре капиталов;
• о планах инвестиций;
• о заключенных контрактах;
• о формировании цены на товар;
• о размерах прибыли и объемах производства.
Производственные секреты касаются информации:
• о способах производства и технологии;
• об организации труда;
• о технических открытиях и изобретениях;
• о целях и характере исследовательских работ.
Деловая информация касается:
• финансов предприятий (финансовая отчетность, состояние расчетов с клиентами, задолженность, кредиты, платежеспособность, прибыль, себестоимость продукции);• стратегических и тактических планов развития производства, в том числе использования новых технологий, изобретений;
• планов и объемов реализации продукции (планы маркетинга, характер и объем торговых операций, уровень цен, складские запасы);
• анализа конкурентоспособности своей продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемого времени выхода на рынок;
• планов рекламной деятельности;
• списков торговых и других клиентов, посредников, конкурентов, сведений о взаимоотношениях с ними, их финансового положения, условий контрактов;
• методов и организации управления;
• собственной оценки характера и репутации персонала предприятия;
• системы организации труда.
Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
1) содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2) содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Охрана конфиденциальности информации
Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер.
Меры по охране конфиденциальности информации должны быть разумно достаточными:
1) исключать возможность доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
2) обеспечивать возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
В целях охраны конфиденциальности информации работодатель обязан:
1) ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения им своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;
2) ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
При попытке защитить информацию, которая подпадает под коммерческую тайну, предприятие вынуждено решать двоякую задачу: с одной стороны, оно должно рекламировать и информировать поставщиков и потребителей о своей деятельности, с другой стороны, рекламировать без конкретной информации, раскрывающей многие аспекты деятельности предприятия нельзя, и здесь предприятие сталкивается с проблемой раскрытия коммерческой тайны.
Случается, что, несмотря на принятые меры защиты, произошла утечка информации, поэтому предприятие должно обладать арсеналом средств воздействия на виновных в нарушении законодательства о защите коммерческой тайны.
Нарушение Федерального закона «О коммерческой тайне» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно Ст. 14. «Запрет на недобросовестную конкуренцию» Федерального закона РФ N 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.:
не допускается незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Эти действия относятся к недобросовестной конкуренции и лица (юридические и физические), нарушающие закон, могут привлекаться к соответствующей ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Все организации, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны также не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом РФ № 131-ФЗ «О государственной тайне».
11.4 Предприятие на рынке ценных бумаг
В условиях рыночной экономики, наряду с традиционными формами накопления инвестиций на предприятии, вступает в силу и фактор фондового рынка, т. е. рынок ценных бумаг. К этому располагает и такая организационно-правовая форма предприятия, как акционерное общество, где уставный капитал поделен на части, и предприятие получает возможность выпускать ценные бумаги в виде акций и облигаций.
С точки зрения интересов предприятия, выпуск (эмиссия) ценных бумаг – это важный рычаг аккумуляции капитала. Предприятие может выступать как эмитентом, т. е. выпускать акции, облигации, векселя, так и инвестором – вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги других предприятий и получать дивиденды (доходы), обладая ценными бумагами других эмитентов.
Вкладывая средства в ценные бумаги других предприятий или банков, как коммерческих, так и государственных, предприятие тем самым формирует портфель инвестиций, который может быть:
• консервативным, когда предприятие заинтересовано в стабильном доходе;
• агрессивным, когда предприятие нацелено на высокий доход и рост капитала с большим риском потерять свои капиталы.Предприятие-инвестор, вкладывая средства в ценные бумаги, преследует:
• безопасность вложений;
• доходность вложений;
• рост капитала.
Между этими целями существуют противоречия, поскольку безопасность вложений, как правило, несовместима как с доходностью, так и с ростом капитала. Для достижения компромисса необходимо диверсифицировать вложения, т. е. распределить капитал между множеством ценных бумаг и компаний.
Инвестиционный портфель предприятия может быть:
• диверсифицированным, когда в каждый вид ценных бумаг вложено 10% ценных бумаг от общей стоимости всех вложений, и эта цифра может снижаться до 5%;
• слабо диверсифицированным, когда процент превышает 10, и чем он выше, тем диверсификация слабее.
Например, предприятие распределило свой инвестиционный портфель так: 15% – в акции нефтедобывающих предприятий; 20% – в акции нефтеперерабатывающих предприятий; 17% – в акции предприятий, занимающихся транспортировкой и реализацией нефти и нефтепродуктов; 13% – в акции предприятий, производящих химическую продукцию на основе нефтепродуктов. Все эти предприятия завязаны в единый технологический цикл. Можно ли считать удачным формирование такого портфеля инвестиций? Скорее всего, нет. Помимо высокого процента вложений в каждое конкретное предприятие, средства вложены и в предприятия, образующие единый технологический цикл. И единственным оправданием для такого рода вложений предприятия является то, что они сделаны в сырьевой комплекс – нефтяной, потребность в продукции которого чрезвычайно остра.
Вложения в ценные бумаги – достаточно рискованные, поэтому необходимо постоянно отслеживать конъюнктуру фондового рынка, чтобы увеличить доходность вложений или вообще не потерять последние средства.
Отслеживать конъюнктуру фондового рынка предприятие может самостоятельно либо с помощью особых компаний, которые называются трастовыми. Трастовая компания – это предприятие, которое обеспечивает наиболее выгодное и надежное вложение средств инвестора, охраняет его интересы, следит за финансовым положением тех предприятий, в чьи ценные бумаги вложены средства инвестора, обеспечивает своевременное получение процентов от вложенных средств.
Несостоятельность (банкротство) предприятия
В соответствии с Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», под несостоятельностью предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.Внешним признаком несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности. Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного суда или добровольной ликвидации со дня официального уведомления. К предприятию-должнику могут быть применены следующие меры:
• реорганизационные, которые могут привести либо к установлению внешнего управления, либо к осуществлению санации – оздоровления предприятия, на что дается 18 месяцев;
• ликвидационные, которые выливаются либо в добровольную ликвидацию под контролем кредиторов, либо в принудительную – по решению арбитражного суда и открытие конкурсного производства;• мировое соглашение, т. е. достижение договоренности между должником и кредиторами относительно рассрочки или долгов.
Принудительная ликвидация предприятия под контролем кредиторов предполагает открытие конкурсного производства, результатом которого является распределение конкурсной массы – имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства. С момента открытия конкурсного производства запрещаются передача либо другое отчуждение имущества должника, погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника, а сроки исполнения всех долговых обязательств должника считаются наступившими.
Имущество предприятия-должника распределяется среди кредиторов в следующей очередности.
Вне очереди покрываются расходы, связанные:
• с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим;
• с продолжением функционирования предприятия-должника.
После покрытия указанных выше расходов удовлетворяются требования в следующей очередности:
1) граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2) по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, по выплате пособий в течение одного года со дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам;
3) по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года со дня открытия конкурсного производства;
4) конкурсных кредиторов;
5) членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество;
6) прочих собственников;
7) все остальные требования.
Кредиторы первой, второй и третьей очереди являются привилегированными.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. Если окажется, что сумма недостаточна для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди, то эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.