“Органические вещества: углеводы, липиды”


Предмет Биология - 10 класс
Название занятия “Углеводы, липиды”.
Общие цели -
"Я, как учитель хочу дать детям". - обобщить и закрепить знания о классификации углеводов, о значении углеводов и липидов в организмах;
- научить учащихся методам анализа, сравнения, обобщения;
- научить навыкам работы с текстом и ИНТЕРНЕТ- ресурсами,
- сформировать навыки работы в группе.
Результаты обучения
"Чему дети должны научиться" Учащиеся должны научиться:
- классифицировать углеводы;
- раскрывать функции углеводов и липидов;
- анализировать, сравнивать и обобщать;
- работать с текстом и ИНТЕРНЕТ- ресурсами;
- научиться сотрудничеству, работая в группе;
- формировать навыки публичного выступления по подготовленной теме.
Ключевые
идеи.
Основные тезисы темы Классификация углеводов.
Значение углеводов и липидов в организмах.
Ресурсы,
оборудование. флипчарт учителя, ИД, ПК, конверт с карточками - названиями групп, ватманы, маркеры, учебники 8, 9, 10-х классов, сотовые телефоны, карточки с заданиями, листы - рефлексии "Эмоциональный океан", стикеры.
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся
Этап 1.
Деление на группы.
Организационный момент.
Психологический настрой на урок: Ассоциации
"Углевод. Липид." Учитель приветствует учеников, называет тему урока. На слайде 1 (ИД) дана тема урока и даны понятие "Углевод", "Липид". Учащимся предлагается по цепочке на каждую начальную букву понятий назвать качество, характерное для него: например, "у"- умный, узнающий, умопомрачительный, удалый, улетный и т.д. Каждый ученик, входя в класс, достает из конверта одну карточку с названиями: "моносахариды", "дисахариды", "полисахариды", "углеводы", "гормоны", "витамины". По выбранной карточке ученики садятся за столы, объединяясь в группы (6 групп по 4-5 человек). Ученики записывают в рабочие тетради дату и тему урока, а затем каждый ученик называет качество, характерное для него.
Этап 2.
Изучение материала. На слайде 2 (ИД) даны задания каждой группе . Каждой группе дается задание на карточках, ватманы и маркеры (приложение 1). Учитель наблюдает, направляет и корректирует выполнение заданий группами. Используя тексты учебников, ресурсы ИНТЕРНЕТа, учащиеся работают в группе, составляют флипчарт на ватмане бумаги и готовят спикеров.
Этап 3.
Презентация работы. Ученикам групп "моносахариды", "дисахариды", "полисахариды", "углеводы" предлагается презентовать свои работы, выступая в парах. Работа в парах - защита флипчартов спикерами. Другие ученики делают краткий конспект в рабочих тетрадях, комментируют ответы каждой группы и задают вопросы.
Этап 4.
Изучение материала.
Ученикам предлагается из текста учебника (§ 4) выписать пять функций липидов. Индивидуальная работа с текстом учебника.
Этап 5.
Презентация работы. Ученикам групп "гормоны", "витамины" предлагается презентовать свои работы, выступая в парах. Работа в парах - защита флипчартов спикерами. Другие ученики делают краткий конспект в рабочих тетрадях, комментируют ответы каждой группы и задают вопросы.
Этап 6.
Домашнее задание. Учитель дает домашнее задание:
п.3, составить 15-20 утвердитель-ных и отрицательных предложе-ний по теме "Углеводы, липиды ". Учащиеся в дневники записывают домашнее задание.
Этап 7.
Рефлексия:
"Эмоциональный океан" Учитель предлагает ученикам на стикерах написать имя и краткие впечатления, отзывы к уроку и прикрепить к одной из шести картинок-островов. Учащиеся пишут имена на стикерах и краткое мнение об уроке, о своей работе и работе всей группы и прикрепляют их к соответствующей картинке-острову.
.
Приложение 1. Задания группам.
Задание 1-й группе "Моносахариды"
1. Используя текст учебника "Общая биология -10"(§ 3), найдите на какие четыре группы (в зависимости от числа атомов углерода) делят моносахариды - простые углеводы; приведите примеры данных моносахаридов, их молекулярные формулы и нахождение в клетке, в организмах.
Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о классификации моносахаридов своим одноклассникам.
Вопрос: 1. Что такое сахарный диабет? Каковы его последствия для организма? Задание 2-й группе "Дисахариды"
1. Используя текст учебника "Общая биология -10"(§ 3), "Общая биология -9" (§ 8) и интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите какие бывают три дисахарида, какова их молекулярная формула и где они находятся в клетке или в организмах.
Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о дисахаридах своим одноклассникам.
Задание 3-й группе "Полисахариды"
1. Используя текст учебника "Общая биология -10" (§ 3), найдите какие бывают три полисахарида-сложных углевода, какова их молекулярная формула и где они находятся в клетке или в организмах, какова их роль.
2. Используя Интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите, что такое хитин и гепарин? Какое значение они имеют в жизни организмов?
Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о полисахаридах своим одноклассникам.
Вопросы: 1. Почему нельзя есть много грибов?
2. Для пиявки выделяют вещество гирудин? Задание 4-й группе "Углеводы"
1. Используя текст учебника "Общая биология -10"(§ 3), "Общая биология -9" (§ 8) и интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите какие три функции выполняют углеводы в клетках разных царств организмов.
Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о дисахаридах своим одноклассникам.
Вопросы: 1. Почему главным источником энергии в крови является глюкоза, а не жир?
2. Почему гликоген запасается в печени и мышцах?
Задание 5 - й группе "Гормоны"
1. Используя текст учебника "Биология - 8"(§ 13), найдите информацию о половых гормонах, где они образуются в организме человека и какое влияние оказывает на организм?
Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о половых гормонах своим одноклассникам.
Вопросы: 1. Как совладать подросткам со своим психическим и физическим беспокойством, связанным с избытком половых гормонов? Задание 6 - й группе "Витамины"
1. Используя текст учебника "Биология -8" (§ 51) и интерент-ресурсы через сотовые телефоны, найдите информацию, в каких продуктах находятся жирорастворимые витамины А, D, (из ИНТЕРНЕТА витамины Е, К). Информацию представьте на флипчарте (ярко и понятно), доступно расскажите о жирорастворимых витаминах своим одноклассникам.
Вопросы: 1. Какую роль эти витамины играют в организме? 2. Какие авитаминозы-болезни бывают при недостатке этих витаминов?
Приложение 2.
Рефлексия "Эмоциональный океан"
В океане есть о. Удовольствия, о. Радости, о. Недоумения, о. Тревоги,
о. Воодушевления, Бермудский треугольник.
Вам необходимо причалить кораблик-стикер у берегов того острова, название которого соответствует вашему настроению в конце урока. Свой выбор прокомментируйте на стикерах.
Остров радости
Остров недоумения

Остров удовольствия
Остров воодушевления

Остров тревоги
Бермудский треугольник