Урок на тему Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.



Технологическая карта урока

Класс: 9 Предмет: информатика и ИКТ
Составили: Склярова Е. Ю.

Тема урока

Место урока в учебном плане
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов.

2 урок по теме «Обработка графической информации»



Планируемый результат

Предметные
1.Знать виды графической информации, форматы графических файлов.

2.Различать векторную и растровую графику по формату файла.

3. Применить полученные знания и умения для решения практических задач.






Метапредметные
1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
3.Умение определять понятия, создавать обобщения, делать выводы;
Личностные

Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.


Основные термины и понятия

Растр, пиксель, примитивы, графический редактор, интерфейс графических редакторов, основные элементы графических редакторов, растровая графика, векторная графика, конструирование графических объектов.


Проблема урока

Как различать форматы графических файлов?





Ход урока

Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся

Что делают?
УУД


Что делать? (сделать?)

Организацион-ный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.


Проверяют готовность рабочего места к уроку.

Сконцентрировать своё внимание, проявлять заинтересован-ность и отзывчивость на слова учителя.

Актуализация знаний
1.Ответьте на вопросы:
Как называется основной цвет или тон, на котором размещается изображение? (Фон)
Что является минимальным элементом растрового изображения? (Пиксель)
Этот инструмент графического редактора предназначен для стирания отдельных частей рисунка. (Ластик)
Из этой совокупности цветов мы выбираем любой цвет. (Палитра)
2.Найдите отличия на картинках (презентация)
3.Продолжите:
Векторная графика - это.
Растровая графика – это .

Отвечают на вопросы
К. отвечать на вопросы учителя, формулируют свой ответ, строить монологические высказывания, прислушиваться к мнению других.
П. Выделять общие признаки, классифицировать объкты.

Целеполагание. Создание проблемной ситуации.
В настоящее время компьютерная графика применяется практически во всех сферах нашей жизни. Посмотрите вокруг себя: везде есть изображения, рисунки, плакаты, журналы и многое другое.
Задание: Когда рисунок открыт на компьютере вы уже можете определить к какому виду графики он относится, а вот если вашему вниманию представят несколько файлов, то каким образом вы будете определять вид графики при условии, что файл открывать запрещено?

Предлагают различные варианты, на пример, посмотрим расширение файлов.
Осознают проблему
Р: Ставить и
формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной
деятельности

Планирование
Что нам нужно сделать, чтобы решить проблему?

Рассмотреть какие расширения имеют векторная и растровая графика.

Применять получен-ные знания на практике.
Р: Самостоятельно планировать пути
достижения целей

« Открытие нового знания »
Просмотр презентации, в процессе просмотра презентации вы должны заполнить таблицу. (слайд )
13 EMBED PBrush 1415
1.Редакторы растрового изображения

Существует веливое множество растровых редакторов, наиболее известны:

Microsoft Paint (Пэинт, Паинт) простой растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав всех операционных систем Windows, начиная с первых версий.
GIMP (GNU Image Manipulation Program) или Гимп графический редактор, создан для обработки и создания растровой графики. Программа имеет много возможностей, предназначена для обработки фотографий, рисунка и цифровой живописи. В Гимпе частично поддерживается векторная графика.
Adobe Photoshop платный растровый графический редактор. Этот фоторедактор является лидером рынка в области платных средств редактирования растровых фотографий.

2.Форматырастрового изображения

Растровые изображения обычно хранятся в сжатом виде. В графическом файле может храниться дополнительная информация: об авторе файла, фотокамере и её настройках, количестве точек на дюйм при печати и др.

Сжатие без потерь

Использует алгоритмы сжатия, основанные на уменьшении избыточности информации.

BMP или Windows Bitmap обычно используется без сжатия, хотя возможно использование алгоритма RLE.
GIF (Graphics Interchange Format) устаревающий формат, поддерживающий не более 256 цветов одновременно. Всё ещё популярен изза поддержки анимации, которая отсутствует в чистом PNG, хотя ПО начинает поддерживать APNG.
PCX устаревший формат, позволявший хорошо сжимать простые рисованые изображения (при сжатии группы подряд идущих пикселов одинакового цвета заменяются на запись о количестве таких пикселов и их цвете).
PNG (Portable Network Graphics)

Сжатие данных с потерями

Основано на отбрасывании части информации (как правило наименее воспринимаемой глазом).
JPEG очень широко используемый формат изображений.
3. Редакторы векторной графики

CorelDRAW векторный графический редактор, разработанный канадской корпорацией Corel. Текущая версия продукта CorelDRAW Graphics Suite X5, доступна только для Microsoft Windows.

Inkscape (Инкскейп) векторный графический редактор, удобен для создания как художественных, так и технических иллюстраций (вплоть до использования в качестве САПР общего назначения, чему также способствует легкость обмена чертежами)

OpenOffice.org Draw компонент одноимённого офисного пакета.

КОМПАС-3D - полнофункциональная версия системы трехмерного моделирования Позволяет создавать трехмерные модели деталей и сборок, чертежи и спецификации любой сложности.

4. Форматы

Практически каждый редактор имеет свой формат, но самыми распространенными являются: SVG, CMX, GXL, WMF, SWF


Заполняют таблицу,
дополняют учителя.








Делают умозаключение совместно с учителем.

Систематизируют материал, обобщают.

Применение нового знания
Творческое задание на новый материал.
Практическая работа (15 минут)

Задание: Вам дана ваза в двух форматах: растровом и векторном (Слайд ). Дорисовать в ней цветок в растровом редакторе KolourPaint и в векторном OpenOffice.org Draw. Критерии оценивания:
объем выполненной работы: 2 рисунка – 2 балла, 1 рисунок – 1 балл;
аккуратность – 1 балл;
пропорциональность объектов – 1 балл;
сочетание объектов по цветовой гамме – 1 балл.

Общее количество баллов заносят в лист самооценки в колонку «Практическая работа». Практическую работу учащиеся проверяют по группам друг у друга и выставляют баллы.


Приходят к единому решению при выполнении заданий.

Контроль и коррекция результатов








Домашнее задагние
Самоконтроль или взаимоконтроль.


Сделайте вывод: достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале нашего урока? Перечислите форматы векторных и растровых файлов.
Оценивание: посчитайте сумму своих баллов и выставите себе отметку за урок:
«5» - от 16 до 18 баллов
«4» - от 13 до 15 баллов
«3» - от 10 до 12 баллов


§ 1.2
Творческое задание: выяснить происхождение слов «РАСТР» и «ПИКСЕЛЬ», ответ оформить в виде графического файла. Обязательно указать источники




Осуществляют взаимоконтроль.































Р: Соотносить свои действия с
планируемыми результатами
Р: осуществлять контроль своей
деятельности в процессе
достижения результата

Рефлексия

В каком редакторе нарисовать цветок было легче?
В каком редакторе вам работалось быстрее?
В каком редакторе получился более качественный цветок?

Рефлексия оценивания своей деятельности и одноклассников .








Root Entry