Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию функций регуляции и контроля у дошкольников.


ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ.
Основой данного коррекционного занятия являются игры с правилами, направленные на развития функций программирования и контроля.
ЦЕЛЬ:
Формирование и развитие функций программирования, регуляции и контроля своей деятельности.
Задачи:
Установление контакта с ребенком.
Формирование у него мотивации на посещение коррекционных занятий.
Поддержание положительного эмоционального фона ребенка.
Формирование способности удерживать внимание при выполнении заданий.
Формирование способности действовать согласно инструкции.
Формирование способности самостоятельно создавать программы действий.
Формирование способности по окончанию задания сверять результат с условиями задачи.
Расширение словарного запаса.
Формирования социальных навыков в поведении.
Улучшение (повышение адаптации ребенка в социуме) адаптации ребенка в социуме.
Дополнительная задача: коррекция имеющихся трудностей в учебной деятельности.
Продолжительность занятия 60 минут.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1 блок заданий: использование игр, основывающих на реакции выбора.
Первая игра:
Начать можно с игры в «съедобное-несъедобное».
В начале надо узнать, что нравится ребенку (какое его любимое кушанье, вкусно ли готовит мама, что он больше всего любит на завтрак, любит ли он конфеты и т.п.).
Потом предлагается назвать несколько предметов, которые едят (5-7 свободных ассоциаций ребенка), затем перечислить те вещи, которые есть нельзя (5-7 ассоциаций).
Инструкция:
Теперь мы поиграем в игру. Когда я буду тебе называть что-то съедобное, ты хлопаешь в ладоши, если что-то несъедобное – сидишь смирно, не хлопаешь в ладоши. (Если ребенок легко справляется с заданием, то сразу можно начинать его выполнение с усложненного варианта. Например, на «съедобное» слово хлопать один раз, а на «несъедобное» - два раза. Вместо хлопков можно предложить ребенку стучать по столу, поднимать руку, еще более сложным вариантом будет на одну категорию предметов поднимать правую руку, на другую - левую (параллельно идет работа с пространственными координатами).
Вторая игры:
Психолог говорит ребенку: «Смотри на меня внимательно, мы сейчас поиграем в другую игру. Кто такие пираты? Это была их любимая забава на корабле. Ты знаешь, чем они занимались?
Я тебе покажу большой палец, ты в ответ показываешь мне кулак. Если я показываю кулак, ты показываешь мне большой палец». (Варианты позы рук можно взять любые из игры «камень-ножницы-бумага», так же можно варьировать и условия: зеркально показывать движения или использовать перешифровку).
Усложненный вариант – игра «огонь, воздух, земля и вода»
Правила игры: ребенку кидается мячик, который он должен не ловить, если произносится слово «огонь», на остальные слова он ловит мяч и говорит на слово «вода» название рыбы, на слово «земля» - животного, на слово «воздух» - птицы. Можно постепенно усложнять данную игру, начиная только с моторной реакции, поэтапно подключая название категорий). 2 блок игр, основывающихся на свободных ассоциациях.
Общая инструкция.
Мы сейчас будем по очереди называть …. (можно выбрать любую категорию, любой семантической сложности: животные, растения, посуда, техника др.). Я буду называть слово, начинающееся на ту букву, на которое закончилось твое слово. Ты будешь называть слово, которое начинается на букву, на которое закончилось мое слово.
Предпочтительнее использовать разные категории. Психолог может называть новые для ребенка слова, с которыми он редко может встречаться в повседневной жизни. Новые слова и те, которые ребенок не знает, разбираются вместе с психологом.
3 блок заданий.
Ребенку психолог предлагает нарисовать любой рисунок. После того, как рисунок готов, ребенок закрывает глаза или отворачивается, а психолог вносит изменения в его рисунок.
Задача: найти изменения, которые внес психолог.
Можно поменяться ролями, тогда ребенок должен внести свои детали в готовый рисунок психолога, а тот в свою очередь найти их.
Данное упражнение хорошо подходит для завершения, т.к. ребенок до этого был занят рисованием, а в младшем школьном возрасте при искаженном варианте развития (возможны исключения) создает положительный эмоциональный фон для ребенка.