– конспект урока Черчение Тема: Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты. Стандарты. Форматы

конспект урока Черчение
Тема: Введение. Учебный предмет «Черчение». Инструменты. Стандарты. Форматы
Дата: ___________________
Класс:_________________________
Цели: объяснить цели и задачи изучения предмета «черчение»; рассмотреть историю возникновения графического языка и чертежа в современном виде. Проследить межпредметные связи черчения, связи с жизнью; актуализация изучения предмета, необходимость умения читать и понимать чертежи; объяснить правильное использование чертежных инструментов с помощью выполнения тренировочных упражнений в тетради; вырабатывать навыки работы с чертежными инструментами; познакомить с оформлением чертежа, форматами, ГОСТами, научить выполнять основную надпись.
Оборудование: наглядное пособие с изображением египетских иероглифов и примерами использования чертежей в жизни (план квартиры, проект дома, чертеж детали и т. п.); примеры чертежей: чертеж детали с размерами, сборочный чертеж, эскиз детали, электрическая схема, развертка детали, аксонометрический чертеж. Чертежные принадлежности для демонстрации деревянные линейки, угольники с углами 30 и 60,90 и 90°, циркуль, правильно заточенный карандаш, рейсшина. Оформленный лист формата А4 с рамкой и основной надписью. Таблица с изображением линий чертежа и их характеристиками.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Знакомство с новым материалом
Вводная беседа.
Ребята, сегодня мы начинаем изучение нового учебного предмета «черчение», который относится к техническим дисциплинам.
Существуют различные средства, при помощи которых люди передают друг другу разнообразную информацию.
Какие примеры вы можете привести? (Письменность, речь, рисунки, знаки, звуки, жесты ит.д.)
В древние времена у людей возникла потребность в передаче друг другу информации, что привело к появлению различных языков, в том числе и графического языка.
Что можно назвать графическим языком? (Это и письменный язык, и изображения, и линии, цифры, знаки.)
Графический язык возник и развивался в глубокой древности, когда изобразительное письмо было единственным способом сохранения информации. Графический язык прошел долгий путь развития.
Какой пример самого древнего дошедшего до нас графического языка вы можете привести? (Египетские иероглифы.)
Древние египтяне передавали свои мысли с помощью знаков- рисунков, которые назывались иероглифами. Ученые проследили длинный путь, идущий от картинок до современных букв.
Для указания мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее, точнее, передавали характер местности.
Что в современной жизни мы можем сравнить с такими рисунками? (Карты, планы местности.)
Со временем способы изображения изменялись и совершенствовались. В эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи выполнял графические изображения летательных аппаратов, метательных машин. Способ, используемый для их изображения, называется линейной перспективой и применяется сегодня в архитектуре, живописи, рисунке.
Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения  технические рисунки и чертежи. Слово «чертеж» исконно русское.
Появление чертежей было связано в основном со строительной деятельностью человека. Сначала их выполняли на земле на том месте, где нужно было вести строительство, а затем стали выполнять на камне, глиняных плитах и бумаге.
Как вы понимаете, что такое чертеж? (Примерный ответ. Изображение объекта детали, машины, сооружения с нескольких сторон таким образом, чтобы можно было по этому изображению построить дом, то есть с указанием размеров, материалов и т. д.)
В XIX веке массовое производство изделий привело к разработке точных правил выполнения чертежей. Вся история чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.
Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием циркуля, линейки, угольника. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, что значительно упростило и ускорило этот трудоемкий процесс. Однако создать и прочитать машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка, с которыми вы познакомитесь, изучая черчение.
 Чертежи могут быть различными. Посмотрите на этот чертеж. (Педагог показывает любой чертеж простой детали в учебнике.) Перед нами чертеж простой детали. Что он содержит помимо изображения детали? (Размерные числа, текст, информацию о материале.)
Такой чертеж дает полное представление о детали.
Для сборки изделия из готовых деталей применяют специальные сборочные чертежи. На сборочном чертеже детали изображают в соединении и каждую деталь нумеруют. В отдельной таблице указывают наименования всех деталей. Посмотрите на рисунок. (Демонстрируется сборочный чертеж в пособии или учебнике.)
Чертежи, выполненные от руки и на глаз с соблюдением пропорций, называются эскизами. (Демонстрируется эскиз в пособии или учебнике.)
Применяются и такие изображения, которые упрощенно и условно передают принцип работы изделия. Такие изображения называются схемами. Схемы бывают кинематические, радиотехнические, электрические и т. д.
На следующем изображении вы видите развертку детали, изготавливаемой из листового материала.
В черчении используются также наглядные изображения предметов  аксонометрические чертежи и технические рисунки. (Демонстрируется пример пособия или учебника.)
Инструменты и материалы.
Качество чертежа зависит от инструментов, материалов и других принадлежностей, которыми вы будете пользоваться при его выполнении.
Чертежи выполняются карандашами определенной твердости. Мягкий отечественный карандаш обозначен буквой М
на боковой грани, твердый - буквой. Т, карандаш средней мягкости - ТМ. На зарубежных карандашах обозначения такие: Н твердый, В - мягкий, НВ - твердо-мягкий. Степень твердости указана цифрой, стоящей перед буквой, например 2Т, ЗМ. Чем больше цифра, тем тверже или мягче стержень.
Для построения чертежа пользуются карандашами Т или 2Т, остро заточенными, а для обводки - Т или ТМ, заточенными «лопаточкой» для проведения более толстых линий.
Для выполнения чертежей используют специальную бумагу - белую плотную чертежную, а также кальку - для копирования чертежей.
Ластик для удобства разрезают по диагонали, это позволяет острым уголком аккуратно стирать ненужные линии.
Для проведения дуг и окружностей используют циркуль. Графитовый стержень циркуля должен выступать на 57 мм, примерно одинаково с иглой.
Линейки удобнее использовать деревянные, так как они не пачкают чертеж. Оптимальная длина линейки - 30 см.
Рейсшина - это линейка с поперечной планкой (упором) на одном конце. Она используется для проведения параллельных линий.
Горизонтальные линии проводят слева направо по кромке линейки. (Демонстрация на доске.) Вертикальные - сверху вниз. Для получения четкой линии карандаш ставят перпендикулярно плоскости листа и затем наклоняют в сторону движения. Чтобы линия получалась одинаковой толщины, давление карандаша на бумагу должно быть равномерным. Для получения четкой линии карандаш можно повторно провести в обратном направлении.
Линии могут быть параллельными и пересекающимися. Для построения параллельных линий пользуются рейсшиной, угольником и линейкой или двумя угольниками.
Например, чтобы провести линию, параллельную заданной, на расстоянии 5 мм, необходимо взять любой угольник и приложить его катетом к заданной линии. Ко второму катету приложить линейку разметкой в сторону угольника, придерживая ее левой рукой, правой передвинуть угольник вдоль линейки на 5 мм и провести новую линию. (Демонстрация на доске.)
Прочертите в тетрадях по 5 параллельных вертикальных и горизонтальных линий, а также 5 наклонных линий под углом 60°. (При необходимости повторная демонстрация на доске.)
- Как прочертить линию под углом 60°? (По угольнику с углами 30 и 60°.)
В тетради в клеточку можно отложить 3 клеточки в сторону и 5 вверх или вниз, мы также получим углы 60 и 30°.
Стандарты. Форматы.
Если бы каждый инженер выполнял и оформлял чертежи по- своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи не были бы понятны другим. Во избежание этого установлены единые правила по разработке и оформлению технической документации. Они оформлены в комплекс государственных стандартов (ГОСТов) и называются Единой системой конструкторской документации (ЕСКД).
Впервые в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 году. Со временем в ГОСТ вносились изменения, поэтому ГОСТу присваивается также свой номер с указанием года его регистрации.
Чертежи и другие конструкторские документы выполняют на листах определенных размеров, называемых форматом. Школьные чертежи выполняются на листах формата А4, размеры сторон которого 210 х 297 мм. Выпускаемые листы обычно имеют несколько больший размер, поэтому необходимо измерить стороны и обрезать лишние кромки.
Основные форматы получаются последовательным делением параллельно меньшей стороне.
АО 841 х Ц89 мм;
А1 841 х 594 мм;
А2 420 х 594 мм;
АЗ 420 х 297 мм;
А4 210 х 297 мм.
Каждый чертеж оформляется рамкой, которая ограничивает его поле. Она проводится сверху, снизу и справа на расстоянии 5 мм от края листа, а слева 20 мм (для подшивки). Линия рамки сплошная толстая основная.
В правом нижнем углу размещают основную надпись. Ее форму, размеры и содержание определяет стандарт. Образец заполненной надписи вы можете увидеть в учебнике. Выполняется она также сплошной толстой основной линией.
Практическая работа
Построение основной надписи.
Последовательность построения основной надписи следующая. Я показываю на доске, а вы повторяйте в тетрадях.
Сначала строим габаритный прямоугольник надписи: откладываем длину (145 мм), затем высоту (22 мм) и с помощью угольника и линейки проводим горизонтальную, а потом вертикальную линию.
По длине слева отмеряем 70 мм; проводим вертикальную линию.
По левой стороне прямоугольника отмеряем сверху два раза по 7 мм; то же самое делаем на отрезке, который мы провели по длине 70 мм; проводим через эти отметки две горизонтальные линии, первую сверху длиной также 70 мм; вторую сверху длиной 145 мм, до конца внешнего прямоугольника. Линию ведем слева направо.
Намечаем длину первого слева блока 25 мм и третьего (правого) блока 15 мм. Проводим вертикальные линии на две верхние графы. Таким образом, у нас получаются два верхних блока по три графы в каждом, а нижний остается цельным.
Теперь в правом нижнем блоке отмеряем справа два раза по 20 мм и проводим две вертикальные линии, поделив нижний блок на три части.
У нас готова основная надпись. Теперь нужно, сильно нажимая, обвести ее по линейке более мягким карандашом, но так, чтобы все линии были одинаковой толщины. В местах пересечения линии не должны заходить одна за другую.
Основная надпись заполняется чертежным шрифтом, который мы рассмотрим на следующем уроке.
Подведение итогов урока
Итак, сегодня вы познакомились с новым учебным предметом. Что называют чертежом?
Для чего нужно уметь читать чертеж? (Чтобы суметь сориентироваться по карте, плану, разобраться в электросхеме, собрать купленную мебель и т.д.)
Что такое стандарт? Зачем он нужен?
Что такое формат? На листах, какого формата мы будем работать в школе?
Домашнее задание Подготовить и принести правильно заточенные карандаши разной твердости ТМ и Т (2Т), ластик, линейку, угольники, подготовить лист А4 вертикального формата, измерив его размеры (210 х 297), начертив на нем рамку (слева по длинной стороне должно остаться 20 мм) и выполнив внизу справа основную надпись. Текст пока не заполнять.









13PAGE 15


13PAGE 14115




15