Элективный курс Черчение с элементами компьютерной графики, 10 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№5



Рассмотрено и одобрено «Утверждаю»
на заседании методического совета
протокол №1 Директор МБОУ СОШ № 5
зам. директора по УВР Гербыш Е.Б._________
Коротаева Л.А.________ « » _____________ 2015 г.
« » ___________ 2015 г.





Элективный курс
«Черчение с элементами компьютерной графики»
для учащихся 10 классов


Количество часов в неделю: 1час








Составлена в соответствии с программой А.Д. Ботвинникова

Составитель: И.В. Гонтар, учитель технологии и черчения







г. Пыть-Ях, 2015-2016 учебный год Пояснительная записка

Активное развитие науки и техники в современном обществе требуют специалистов, владеющих практическими навыками решения производственных и управленческих задач, свободно ориентирующихся в потоке научной и технической информации, постоянно пополняющих свои знания, способных предвидеть тенденции развития научно-технического прогресса, умеющих мыслить творчески, защищать свою точку зрения.
Будущим студентам профессиональных техникумов и высших учебных заведений необходима база школьных знаний основ черчения, изобразительного искусства, технического труда. Все прикладное искусство, техника базируется на воображении. Большой ошибкой является то, что идет сокращение количества часов по изобразительному искусству, трудовому и профессиональному обучению и черчению. Не получив базовых знаний, учащиеся с трудом будут справляться нагрузкой и объемами программ обучения высшей школы.
Необходимость изучения элективного курса «Черчение с элементами компьютерной графики» диктуется условиями повседневной жизни человека, в которой ему нередко приходиться читать графические изображения графического содержания и назначения. Весь научно-технический прогресс, вся современная цивилизация базируется только на чертежах (независимо на каком носителе – бумажном или электронном).
Элективный курс «Черчение с элементами компьютерной графики» является адаптированной дисциплиной, формирующей знания, необходимые учащимся 10-ых классов для продолжения профессионального образования в ссузах и вузах или работы по техническим специальностям.
Программа открывает реальные возможности для развития пространственных представлений у учащихся, формирования технического, абстрактного и образного мышления. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, поэтому при изучении курса используются задания творческого содержания.
Предлагаемый элективный курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определить необходимость получения графического образования. Содержание курса раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении; познакомит с профессиями, в которых графика является языком профессионального общения.






Целью данного курса является обучение учащихся графической грамоте и элементам графической культуры.
Важнейшие задачи курса:
Обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
Развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности обучающихся;
Обучить основным правилам и приёмам построения графических изображений;
Сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;
Содействовать привитию школьникам графической культуры;
Научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;




























Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М. М. Селиверстов.- М.: Просвещение, 2004г. и книги «Занимательное черчение», авт. И.А.Воротников. – М.: Просвещение, 1990.
Программа элективного курса предназначена для 10 класса и рассчитана на 17 учебных часов
Большая часть учебного времени выделяется на практические занятия и самостоятельную работу. Наряду с репродуктивными методами обучения используются методы проблемного обучения, использование ИКТ, вовлечение школьников в процесс сотворчества. Изучение теоретического материала должно гармонично сочетаться с выполнением обязательных графических работ.
Все графические работы должны выполняться с соблюдением правил и техники оформления чертежей, установленных стандартами. При обучении графической грамоте учителю следует обратить особое внимание на гуманизацию учебного процесса, на создание обучающей деятельностно-творческой среды развития личности обучаемого, его творческого потенциала.
В программу спецкурса входят пять разделов «Оформление чертежей», «Геометрические построения», «Проекционное черчение», «Развертки», «Строительное черчение».
В первом разделе обучающиеся знакомятся с основными правилами выполнения и оформления чертежей, приобретают навыки работы с различными материалами, инструментами.
Во втором знакомятся с основными геометрическими построениями необходимыми при выполнении чертежей.
В разделе «Проекционное черчение», обучающиеся закрепляют знания и навыки выполнения чертежей по аксонометрическому изображению. Четвёртый и пятый раздел позволяют учащимся проявить творчество и фантазию при выполнении практических работ и решении занимательных задач.

Формы и методы изучения элективного курса
Рассказ, объяснение, беседа, лекция, практические занятия, выполнение графических работ различного характера, решение занимательных и творческих задач.







Планируемые результаты

Наряду с основной задачей обучения черчению – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой чертёжных знаний и умений, необходимых каждому члену современного общества, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие чертёжной грамоты, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с черчением, выбору профиля дальнейшего обучения.

Обучающиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- читать и выполнять чертежи;
- строить аксонометрические проекции по чертежу и наоборот;
- выполнять срезы и вырезы на геометрических телах;
- самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- применять графические знания при решении графических задач.

Обучающиеся должны знать:
- правила выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- правила нанесения размеров на чертежах;
- алгоритмы построения аксонометрических проекций: плоских фигур, геометрических тел, объемных предметов;
- алгоритмы построения срезов и вырезов на геометрических телах и их технических рисунках.



















Проверка и контроль знаний, умений и навыков обучающихся

Проверка и оценка знаний школьников выполняет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Графические работы позволяют контролировать и систематизировать знания учащихся программного материала.
Контроль ЗУН осуществляется в индивидуальной форме. Учащимся предлагается выполнить ряд графических и практических заданий. При выполнении задания акцент ставится на создании обучающей деятельностно-творческой среды, в которой знания, умения и навыки рассматриваются не только как цель, но и как средство развития творческого потенциала личности.
































Календарно – тематический план
элективного курса «Черчение с элементами компьютерной графики»
( 1 час в неделю, всего 17 часов)

№ урока
Тема
Вид деятельности
Кол-во часов
Дата

1
Ведение. Люди разных профессий о чертеже.
Лекция с элементами
беседы. Решение занимательных заданий.
1



I . Оформление чертежей


3 ч.


2
Типы и размеры линий чертежа.
Беседа, выполнение графической работы № 1 «Композиция линий».
1


3
О шрифте.
Беседа, выполнение Графической работы № 2 «Композиция чертежного шрифта».
1


4
Композиция чертежа.
Беседа, выполнение Графической работы № 3 «Композиция чертежа детали».
1



II. Геометрические построения


3ч.


5
Основные геометрические построения
Лекция с элементами практической работы.
1


6,7
Деление окружности на равные части.
Лекция. Графическая работа № 4 «Деление окружности на равные части».
2



III. Проекционное черчение


5ч.


8
Построение чертежа детали по аксонометрической проекции.
Лекция. Решение заданий.
1


9
Проекции точки
Лекция с элементами практической работы
1


10,11
Усеченные геометрические фигуры в трех проекциях.
Лекция. Графическая работа № 5 «Чертеж усеченной фигуры».
2


12
Оптические иллюзии.
Решение занимательных заданий.
1



IV. Развертки


3ч.


13
Развертки геометрических тел.
Лекция с элементами практической работы.
1


14, 15
Развертка шара.
Выполнение практической работы №1 «Модель шара».
2



V. Строительное черчение


2ч.


16,17
Строительные чертежи.
Лекция. Графическая работа № 6 «Проект садового домика».
1



Всего:


17ч.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: Учеб. Для 7-8 кл. сред. Общеобразоват. Шк. /А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – М.: Просвещение, 1992.
2. И.А.Воротников. Занимательное черчение. – М.: Просвещение, 1990.
3. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения; Книга для учителя. – М.; Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.
4. Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке /Сост. В.Г. Хлебостроев, Л.А. Обухова; Под ред. Л.А. Обуховой. – М.: 5 за знания, 2005.
5. Карточки-задания по черчению. Пособие для учителя. В 2ч. Ч. 1. /В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, Р.М. Миначева и др.; Под ред. В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2004.
6. Карточки-задания по черчению. Пособие для учителя. В 2ч. Ч. 2. /В.В. Степакова, Л.Н. Анисимова, В.А. Гервер и др.; Под ред. В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2005.
7. Подшибякин В.В. Поурочное планирование по техническому черчению 8-9 класс. – Саратов: «Лицей», 1999.
8. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. Для учителя /В.В. Степакова. – М.: Просвещение, 2001.
9. Технология: Конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс /Сост. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. – М.: 5 за знания, 2006.
10. Учебные пособия на CD.
11. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. Н.Г. Преображенской. – М.: Вента-Граф, 2005.
12. Черчение. 7 класс. Поурочные планы по учебнику А.Д. Ботвинникова и др. /Сост. М.В. Цыганов, Ю.М. Цыганова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
13. Черчение. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.Д. Ботвинникова и др. /Сост. М.В. Цыганов, Ю.М. Цыганова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.
14. Черчение. 9 класс: Поурочные планы по учебнику И.А. Ройтмана, Я.В. Владимирова /Авт.-сост. С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2005.
15. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.

Заголовок 1 Заголовок 415