Урок по обучению грамоте для 1 класса «Заглавная буква М. Упражнение в чтении»

Дубровская Лариса Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 50 г.Шахты, Ростовской области




«Заглавная буква М.
Упражнение в чтении»

1 класс
Обучение грамоте
Образовательная система «Школа 2100»
Цели:
- формировать навык чтения у обучающихся;
- развивать интерес к чтению и желание читать, внимательность, умение
анализировать, делать выводы;
- учить работать в парах;
- воспитывать любовь к чтению.

Задачи:
- повторить изученные гласные и согласные звуки;
- закрепить умение составлять предложения, с использованием заглавных
букв в начале предложения, в именах людей, кличках животных;
- продолжить работу над звукобуквенным анализом слов;
- отрабатывать умение читать про себя, передавать содержание
прочитанного.

Тип урока: классно-обобщающий

Вид: урок-сказка

Оборудование: азбука, «Схемы - человечки», рисунок «Старичок Лесовичок», карточки – слова, конверты с заданием.

Структура урока.

Организационное начало урока. (Проверка готовности к уроку.)
Актуализация знаний обучающихся.
Учитель: Ой, ребята, посмотрите у нас в классе пропали все изученные звуки, а на их месте появился Старичок – Лесовичок и в руках он держит письмо, адресованное 1 «Б» классу. Давайте его прочитаем. (Читает письмо хорошо читающий ученик)
Содержание письма «Здравствуйте, ребята, я в течение трёх месяцев наблюдал за вами в окошко, как вы учитесь читать и писать. И мне стало интересно узнать, а сможете ли вы без подсказок вспомнить все изученные звуки? Если вы справитесь с моим первым заданием, я верну вам все ваши звуки»
III. Работа с «Азбукой » с.80. Повторение гласных звуков.
Задание № 1. «Оживи звук»
Учитель: Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает. У Старичка – Лесовичка есть схемы-«человечки». Попробуйте оживить гласные звуки. (Дети дают характеристику гласных звуков, закрашивают схемы. Индивидуально и хором произносят каждый звук. Победитель получает красиво написанную букву угаданного звука)
Учитель: Какую работу выполняют гласные звуки?
Дети: Образуют слоги.
Учитель: А давайте расскажем Старичку – Лесовичку, какие вы ещё знаете звуки.
Дети: Согласные.
Учитель: А какие бывают согласные?
Дети: Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые.
Учитель: Молодцы, вы справились с заданием Старичка – Лесовичка. И он вам возвращает все изученные звуки.
Физминутка (проводят дети)
Но на этом ваши испытания не закончились.
Работа по теме урока.
Старичок – Лесовичок рассказал мне вот какую историю.
Рассказывает учитель «Как-то море во время шторма выбросило на берег человека. Человек этот долго лежал на песке, пока его не нашли буквы. Да, да, те самые буквы, которые жили в прекрасной волшебной стране. Они отогрели человека и тем самым спасли ему жизнь. Человек тот оказался великим ученым из соседней загадочной страны. Он хотел познакомиться со своими спасителями – буквами, но не смог их разглядеть, так они были малы. Тогда учёный достал пакет с таблетками. Съешь зелёную, тут же станешь высоким, рослым. А если надо снова стать маленьким, то в ход идёт синяя. Много таблеток оставил им в благодарность учёный, и буквы охотно ими пользуются до сего времени. Но только если есть в этом необходимость. А какая может быть в этом необходимость, как вы думаете, ребята?»
Чтение стихотворений Е.Измайлова
Ученик 1.
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?

Ученик 2.
Ставится буква у строчки в начале
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

Учитель: Так, когда же мы пишем заглавные буквы?
Ответы детей.
Задание № 2.
Учитель: Старичок – Лесовичок предлагает нам прочитать имена.
(На доске: Марина, Мила, Максим, Марк)
Прочитайте самые длинные имена.
Дети: Марина, Максим.
Учитель: Почему вы так решили?
Дети: В этих именах 6 букв.
Учитель: Прочитайте имена, состоящие из одного слога.
Дети: Марк.
Учитель: Прочитайте имена, состоящие из двух слогов.
Дети: Мила, Максим.
Учитель: Что нужно помнить при написании имен?
Прочитайте имена мальчиков.
Дети: Максим, Марк.
Учитель: Прочитайте имена девочек.
Дети: Марина, Мила.
Учитель: С какой буквой мы читали слова?
Дети: М.
Учитель: Назовите ещё имена мальчиков и девочек на эту букву.
Дети: Мария, Марта, Марфа, Майя, Михаил, Макар, Марат.
Учитель: Давайте выполним звукобуквенный анализ слова Марина.
(Задание выполняется коллективно у доски, дети печатают слово в тетради для печатания)
Прочитать слово. 2. Поставить ударение. 3. Разделить слово на слоги.
4. Дать характеристику каждого звука.
Молодцы, и со вторым заданием Старичка – Лесовичка справились.
Физминутка (проводят дети)
V. Работа в парах.
Задание № 3. «Восстанови предложение»
Учитель: Пока Старичок – Лесовичок добирался до нас, ветер подхватил листочки и разбросал их. Давайте поможем Старичку – Лесовичку собрать их вместе. (На партах у детей лежат конверты с раздробленными предложениями. Необходимо из слов составить предложение и прочитать его. 1 ряд – У Марка папа пилот. 2 ряд – У Максима кот Пусик. 3 ряд – У Марины кукла Мила.)
Какие слова написаны с большой буквы и почему?
Что такое «у»?
Дети: Это предлог, а предлоги со словами пишутся раздельно.
Учитель: Молодцы.
А теперь Старичок – Лесовичок предлагает выполнить последнее самое сложное задание – прочитать текст.
VI. Чтение текста.
Учитель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено.
Дети: Гном, играющий на гитаре.
Учитель: А для кого он играл на гитаре?
Дети: Для мака и астры.
Учитель: А вот что он исполнял, вы узнаете, прочитав это слово.
Дети: Романс.
Учитель: Что такое романс? Романс - это небольшое (печальное) произведение лирического характера.
Первичное чтение текста про себя.
Чтение цепочкой. Вопросы после чтения.
Учитель: Как звали гнома?
Дети: Томми.
Учитель: Когда он играл романс?
Дети: Утром.
Учитель: Что делали маки?
Дети: Грустили.
Учитель: А что сделали астры?
Дети: Уронили капли росы.
Учитель: Молодцы, Старичок – Лесовичок остался очень довольный вашими знаниями, но предлагает продолжить учебу, чтобы узнать ещё больше нового и интересного.
Итог урока:
- Что повторяли на уроке?
- Когда пишутся заглавные буквы?




Список литературы.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Моя любимая Азбука». – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2006. – 160с, ил.
Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. 336с.
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»






15