Кокспект по музыке на тему «Темп как средство выразительности музыки» (2 класс)


Тема: «Темп как средство выразительности музыки»
Цель: познакомить с таким средством музыкальной выразительности как темп.
Задачи:
Воспитывающая: на основе эмоционального восприятия музыки П.И. Чайковского «Неаполитанский танец», русский народный хороводная «Во поле береза стояла», Русской народной песни «Калинка» чувство прекрасного, любовь к классической и народной музыке.
Развивающая: на основе осознанного восприятия музыки П.И Чайковского «Неаполитанский танец», песни «Весёлые подсолнушки» понимание темпа, как средство музыкальной выразительности; познавательные психические процессы.
Обучающая: вокально-хоровым навыкам дыхания, артикуляции и дикции при разучивании песни «Весёлые подсолнушки»;в игре на металлофоне ритмичности и владениям приемами игры; музыкально-ритмическим движениям; творчеству; познакомить с понятием темп.
Оборудование: презентация, детские музыкальные инструменты
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование
1)орг. момент,
музыкальное
приветствие
Распевка 1
Распевка 2
Ритмическая разминка
Сообщение темы урока
«Темп как средство музыкальной выразительности
Слушание
р. н. хороводная «Во поле береза стояла»
р. н. п. «Калинка»
Пластическая импровизация «Калинка»
П.И. Чайковский
Проверка домашнего задания
Разучивание песни:
«Веселые подсолнушки»
Начался урок музыки, поэтому давайте поприветствуем друг друга музыкально:
Теперь мы с вами споем распевку «сороконожки»
Послушайте слова:
Слишком много ножек у сороконожек
А теперь следующая распевка «Весенняя».
Послушайте слова этой распевки:
Солнечные лучики весело блестят,
первые подснежники расцвести хотят.
Давайте споем первую часть этой распевки послушайте:
А вторую часть этой распевки вы должны спеть сами, сочинив свою мелодию. А после мы выберем лучшую и споем её все вместе.
Ребята, на доске вы видите ритмический рисунок
Кто может прохлопать ритм?
Теперь давайте прохлопаем вместе.
А теперь я прошу сыграть данный ритмический рисунок на металлофоне.
Ребята, давайте похлопаем в ладоши.
(Вначале хлопаем медленно, второй раз хлопаем быстро)
Что изменилось?
А кто из вас знает как скорость называется в музыке?
Ребята, как вы думаете, что такое темп?
Выразительность музыки зависит от скорости её выполнения, т. е. от темпа.
Запишите в тетрадь: число и тему нашего урока: «Темп как средство выразительности музыки».
Темп – это скорость исполнения музыки.
Ребята, скажите, как поется колыбельная песня?
А как изображается в музыке движение поезда, самолета, автомобиля?
Правильно! То есть, можно сказать. Что темп в музыке бывает разный: медленный и быстрый; очень медленный и очень быстрый; не очень медленный и не очень быстрый.
Ребята, я предлагаю вам послушать два произведения Вам нужно будет определить:
Темп произведения
Название произведения
Слушаем до конца и в тишине!
Теперь давайте проверим, правильно ли вы определили.
1 произведение
Это был фрагмент произведения р.н. хороводная «Во поле береза стояла».
Давайте посмотрим как танцуют хоровод.
2 произведение-
Это была русская народная песня «Калинка».
Вот теперь ребята я предлагаю вам станцевать русский народный танец.
Встаньте все. Давайте разучим несколько движений:
Полочка –
Ковырялочка –
Пружинка –
Припадания-
А теперь несколько человек выходите к доске и вы должны, использовав данные движения, станцевать русский народный танец.
Молодцы!
Ребята, а кто помнит кто такой Петр Ильич Чайковский?
Что вы о нем помните?
Молодцы! А с каким его произведением вы уже познакомились?
Какой танец слушали из балета «Лебединое озеро»?
Правильно.
Ребята, а сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним танцем из этого балета.
Этот танец называется «Неаполитанский танец».
П.И, Чайковский написал данное произведение, когда был в Италии. Неаполитанская песенка включена в цикл сочинений «Детский альбом».
Давайте посмотрим видео, в котором звучит неаполитанская песенка.
Что происходит с темпом музыки?
Ребята, как вы думаете, какое значение имеет темп для характера музыки?
Значение темпа в музыке очень велико, так как характеру каждого музыкального образа соответствует более или менее определенная скорость движения. Например, состояние взволнованности обычно передается музыкой в скором темпе, а состояние спокойствия в медленном.
Ребята, так что же такое темп?
Вашим домашним заданием было нарисовать рисунок к песне «Солнечная капель». Выйдите к доске со своими рисунками и расскажите о них.
А сейчас отгадайте загадку:
Желтое солнышко стоит на ножке,
в нем много черненьких домов,
а сколько черненьких домов,
столько беленьких жильцов.
Правильно. И сейчас мы с вами начнем разучивать песню «Весёлые подсолнушки»
Давайте вспомним слова первого куплета.
(Разучиваем мелодию песни.)
Дети самостоятельно сочиняют мелодию распевки и предлагают свой вариант.
Один из учащихся прохлопывает ритм, после другой
Всем классом.
1 учащийся играет на металлофоне, после другой …
скорость
темп
Ответы детей
Медленно, плавно, убаюкивающи.
Быстро, скоро, оживленно, живо.
Слушают.
Медленный темп
Быстрый темп
руки сложены, на уровне груди.
носик, пятка, топ-топ-топ, носик, пятка , топ-топ-топ.
приседания
Ответы детей
«Лебединое озеро»
«Танец маленьких лебедей»
Ускоряется.
Ответы детей.
Это скорость исполнения музыки
Выходят к доске и рассказывают о своих рисунках.
Подсолнух
Активизация внимания учащихся
Развитие творчества
Развитие чувства ритма
Развитие мышления
Развитие творчества
Развитие памяти
Развитие внимания
Обобщение урока
Музыкальное прощание 1.Когда зима старается заколдовать всех в лед,
нам лето вспоминается, когда ж оно придет. Твердим как заклинание: «скорей поторопись!
Приди без опоздания к нам в окна постучись».
И мы тогда увидим там и тут. Как желтые подсолнушки цветут.
Пр.: Веселые подсолнушки под солнышком растут.
Веселые подсолнушки нам весело поют.
О том, что лето красное не раз придет ещё. О том, что жизнь прекрасная всё будет хорошо.
2.Пока прогноз не радует тепла не скоро ждать,
температура падает ну чем её поднять?
Стараются синоптики, но результата нет.
Опять назло всем дворникам на утро выпал снег.
И потому все с нетерпеньем ждут,
увидеть как подсолнухи цветут.
Пр.:…..
3. Глобальным потеплением пугают столько лет. Но всем на удивление тепла всё нет и нет.
Но мы уже придумали, как лето позовем
мы сами как подсолнушки для вас сейчас споем. Мы тоже все под солнышком растем.
И так же с нетерпеньем лето ждем.
Припев.
Какое произведение
мы с вами слушали
сегодня на уроке?
Что нового узнали?