Интегрированный урок обучения грамоте с использованием ИКТ. Знакомство с предлогами и союзами. Упражнение в чтении и письме. 1 класс

Интегрированный урок
обучения грамоте
с использованием ИКТ


Урок в 1 классе
Предмет: обучение грамоте.
Тип урока: формирование новых знаний
Вид урока: интегрированный (чтение + письмо)
Учебники: Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, О.В. Пронина «Моя любимая Азбука», О.В.Пронина «Мои волшебные пальчики», пропись № 3.
Образовательная система: «Школа 2100»
Структура урока:
I Организационное начало урока.
II Актуализация знаний.
III Совместное открытие нового знания.
IV Формулирование темы, постановка целей.
V Первичное закрепление.
VI Оперирование знаниями.
VII Контроль усвоения.
VIII Итог урока. Рефлексия.
Тема урока. Знакомство с предлогами и союзами.
Упражнение в чтении и письме.
Цель урока: углубление знаний учащихся о русском языке.
Задачи:
A) Образовательные:
-сформировать представление о предлоге и союзе, как об отдельных словах, их смысловом (семантическом) значении,
-формировать навык правильного употребления предлогов и союзов в устной и письменной речи.
Б ) Развивающие:
-развивать грамотную связную речь, артикуляционный аппарат, орфографическую зоркость, умение выполнять вербальные инструкции учителя, фонематический слух.
B) Воспитательные:
-вырабатывать положительную учебную мотивацию, воспитывать нравственные качества через анализ художественного произведения, любознательность.
Оборудование: предметные картинки, схемы слов, опорные таблицы, динамическая картина и детали к ней, индивидуальные наборы для схематического изображения предложений, карточки со словами, гномики-предлоги, тетради для печатания или индивидуальные кассы букв, условное обозначение видов деятельности детей на уроке для составления плана урока, ребус, набор рукописных и печатных букв, домики, магнитофон, аудиокассета, почётные грамоты.
I Организационное начало урока
(Мотивация к деятельности и развитие организационных умений: самоорганизации и организации своего рабочего места).
1) Приветствие.
2) Проверка готовности рабочих мест:
- у - учебник п - прописи р - ручка к - карандаши к - касса букв
3) Валеологическая минутка (Психофизиологическая активность детей)
Громко прозвенел звонок
Начинается урок!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Будем мы писать, трудиться
Ведь заданья нелегки,
Нам, друзья, нельзя лениться
Так как мы-ученики!
4) Целевая установка
Куда мы с вами попадём Узнаете вы скоро
В стране волшебной мы найдём Помощников особых.
5) Введение в урок.
Как называется наш урок?
Кто из вас считает себя грамотным человеком? А кто знает, что такое грамотность?
Давайте прочтём в «Толковом словаре русского языка», что означает это слово. Грамота - умение читать и писать.
Почему русский народ считает, что «грамоте учиться- всегда пригодиться» ? Сегодня у нас путешествие в огромную страну, которой нет на карте, но она существует для всех учеников, которые учатся, становятся грамотными и изучают все её уголки.
Когда вы отправляетесь в путешествие или в гости, нужно помнить о традициях другой страны.
6) Коллективное составление плана урока.
-Чему бы вы хотели научиться на уроке обучения грамоте ?
Микровывод. «Умные мысли полезны!» Похвала за умные мысли.
II Актуализация знаний.
1) Подвижная игра с дидактической направленностью « Эстафета Грамотеев».
- Объяснение значения слова «грамотей».
-Чтение слов на карточках и соотнесение с картинками и схемами
2) Разгадывание ребуса:
На пути у нас преграда Чтоб её нам миновать Надо ребус разгадать.
КА
У
(НАУКА)
Слого - звуковой анализ слова. Узнаём характер букв.
- Измените слово так, чтобы характер 1 буквы изменился (Науки).
- Докажите.
3) Итог повторения - получение приглашения в Страну Грамоты. Музыкальная физминутка.
III «Открытие» нового знания.
1. Создание проблемной ситуации.
Чтение с доски: Нины книга кота
-Прочитайте предложение. -Понятно ли вам оно?
- Почему? ( Слова не связаны по смыслу)
- Что нужно сделать, чтобы запись стала предложением? (Добавить слова)
2. Обращение за помощью к мудрой книге. Поиск решения. Чтение слов в учебнике.
Выбор подходящих слов.
- Вставьте слова куда нужно.
3. Микровывод.
-Зачем мы вставили эти слова в предложение?
-Эти маленькие словечки- СЛУГИ . Их называют предлогами. Мы их употребляем в речи только с другими словами. Они оказывают УСЛУГИ.
IV Формулирование темы урока, постановка целей.
-Урок, чтобы учиться, чтоб к знаниям стремиться!
Мы пришли вам рассказать Как дорогу отыскать Но для этого вам нужно Выполнить работу дружно!
-Какую работу будем выполнять на уроке? -О каких слугах идёт речь?
V Первичное усвоение знаний
1..Отработка навыков чтения .
Чтение слов с предлогами по Азбуке. Работа на доске по динамической картине с деталями к ней.
У куста - жук К кусту - бабочка От куста - птичка С куста - ягода
Релаксация. (Под спокойную музыку превращаемся в жуков, бабочек, птичек) Составление предложений со словом «тигр» и разными предлогами.
3.Подготовка к письму. Разминка для пальцев рук.
Штриховка в разных направлениях отдельных предметов.
Составление предложений по картинке с использованием разных предлогов.
Повторение написания букв. Игра «Почтальоны» (Соотнесение печатной и прописной буквы)
4.Речевая разминка.
Упражнение в чётком произнесении звуков. Игра на звукоподражание «Кто как кричит?»
На птичьем дворе Наша уточка с утра «Кря-Кря-Кря». Наши гуси у пруда: «Га-Га-га»
Наши курочки в окно: «Ко-Ко- Ко!» А как Петя-Петушок Ранним рано поутру Нам споёт «Ку-ка-ре-ку!»
5 .Птичий базар - жужжащее чтение. Чтение по карточкам. Работа в парах. 6.Работа в прописи.
а) Наблюдение над написанием предлогов со словами. Упражнение в написании предлогов
б) Работа с предложениями разными по интонации. -Как пишутся предлоги со словами?
-Как нужно работать при письме? Как ?
- Ак-ку-рат-но!
в) Микровывод.
-Подчеркните карандашом пробел между предлогом и словом. Пальчиковая гимнастика.
г) Обогащение речи. Знакомство с союзами.
Работа по опорным таблицам. Никита (рис. мальчика), а Ирина (рис. девочки).
рис. розы _, но _.
рис. тарелки _ и _.
Микровывод.
д) Запись союзов. Физминутка
е)- Пропитывание предложений.
- Составление схем предложений.
- Нахождение предлогов в предложении.
ж) Запись предложений с комментариями. Микровывод.
Зрительная гимнастика.
з) Задания Злого Звукомора - соотнесение звуков и букв. Подбор «звуковых ключей» от клеток с буквами.
Картинный диктант-печатание.
и) Упражнение на развитие поля ясного чтения ( с фиксацией на средней линии). Слоговое чудо-дерево. Составление слов из слогов. Объяснение лексического значения слов.
VI Оперирование новыми знаниями.
1. Решение речевых задач.
Составление предложения по схеме- модели.
2. Задание гномов. Закрепление написания предлогов со словом «окно».
3. Моделирование букв из элементов «Конструктора». Сотрудничество - работа парами.

4. Перемещение различных предметов в пространстве. Выполнение вербальных указаний учителя.
VII Контроль усвоения.
1. Узнавание и употребление предлога в устной речи без зрительной опоры.
Выделение из речи предлогов и союзов.
Работа с карточками сигналами. (Ученик в роли маленького слова) Подвижные формы здоровьесбережения.
2 Работа в индивидуальных кассах букв:
- Составить из двух предлогов название домашнего животного. ( К - ОТ)
- Название распространённого дерева ( СО - С -НА)
- Слово- перевертыш 3 4 5 1 2
СОСНА ( Насос)
3. Работа по Азбуке.
Чтение текста Л.Н. Толстого « Белка и волк».
- Характеристика героев. (Исп. карточки)
- Подсчёт маленьких слов в 1-м предложении.
5. Работа в прописи.
-Выборочное списывание. Запись предлогов и союзов.
VIII Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Письмо маленьких слов по памяти.
2. Минутка рефлексии. Анализ работы учителя и учеников.
-Что нового каждый из вас запомнил на уроке? -Какое у вас настроение?
- Объяснение второго значения слова «грамота».
3. Звучит запись музыки туша. Благодарность друг другу за урок, награждение.

15