Кокспект урока Деление дробей 6 класс


МОУ СОШ № 14 п.Ага-Батыр Курского района Ставропольского края
Урок по теме «Деление дробей»
(методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я.Виленкина и др.).
Учитель Мясникова Т.Ф.
Урок развития навыков умножения и деления дробей.
Обучающие цели урока обеспечивают усвоение темы урока на уровне знания.
Ученик должен знать:
определение взаимно обратных чисел;
правило деления обыкновенных дробей;
алгоритм деления смешанных чисел.
Понимания – ученик должен понимать, что деление нужно заменить на умножение, заменив делитель на число, обратное делимому.
Применения – ученик должен уметь:
применять правило деления обыкновенных дробей;
делить дробь на натуральное число;
делить смешанные числа;
применять правило деления при решении примеров и задач различной степени трудности.
Развивающие цели позволяют:
развивать познавательный интерес учащихся;
формировать вычислительную культуру учащихся;
развивать логическое мышление, то есть формировать умение наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии.
Воспитательные цели. Ученик:
осознанно перерабатывает полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме;
формирует умения, организующие деятельность: ставить цели и задачи, определять способы их реализации, планировать свои действия, реализовать действия и проверить результат;
развивает самостоятельность и добросовестность;
введением игровой ситуации снимает напряжение на уроке.
1. Актуализация опорных знаний.
Я предлагаю шагнуть на первую ступеньку «Вспомни» и ответить на вопросы:
Как выполнить деление обыкновенной дроби на другую обыкновенную дробь?
Назови число, обратное ; 12.
Как выполнить деление смешанных чисел?
Переведите в неправильную дробь 2; 4; 1 (задание выполнить на доске и в тетрадях).
А как быть, если необходимо выполнить деление обыкновенной дроби на натуральное число?
Так как при делении обыкновенных дробей, смешанных чисел всё в конечном итоге сводится к умножению дробей, то поднимаясь на вторую ступеньку «Это ты можешь», восстановим цепочку вычислений (устно):

3. ФизминуткаМы уже преодолели половину пути, но впереди еще много трудностей, поэтому самое время немного отдохнуть и провести физкультминутку.
Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперед, а в противном случае – руки за голову и совершаете вращения туловищем вправо и влево.
 - правильная дробь.
- несократимая дробь.
 - несократимая дробь.
- неправильная дробь.
- сократимая дробь. 
 - правильная дробь.
5. Историческая справка (дает учитель).
Акузма – священное изречение.
Матема – учение, знания, полученные через размышления.
V век до н.э. Древняя Греция.Древние греки знали 4 матемы:
учение о числах (арифметика);
теория музыки (гармония);
учение о фигурах и измерениях (геометрия);
астрономия и астрология.
В это время было 2 направления в науке. Первое возглавлял Пифагор Сомосский, второе – Гиппас Метапонтский.
Пифагор считал, что знания – это священное писание, а наука – дело тайное, только для посвященных. Никто не имеет права делиться своими открытиями с посторонними. Пифагор и его ученики назывались акузматиками.
Гиппас считал, что матема доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям, и называл себя и своих учеников математиками.
Победило второе направление.
Так в V веке до н.э. возникло слово «математика».
4. Проверка знаний. Самостоятельная работа
Поднимаемся на третью ступень «Дружно все вместе» ( у доски работают по два ученика при выполнении каждого задания, класс разбивается на варианты: I вариант работает вместе с одним учеником, стоящим у доски, II вариант выполняет задание вместе со вторым учеником)- Найди значение числового выражения (в задании умышленно предлагается выполнять и умножение и деление):
а) 2 : 4* 2 а) 5 * 2 :  
б) 1 * 3 : 3     б) 3 * (2 : 5)
5. Исследование
Как изменится данное число, если его
- умножить на число, большее 1?
- умножить на число, меньшее 1?
- разделить на число, большее 1?
- разделить на число, меньшее 1?
Например:

Подведение итога урока.
- Чуму научились сегодня?
- Какие действия с обыкновенными дробями вы уже умеете выполнять?
- Какие знания, умения и навыки вам понадобились для этого?
- Сможете ли вы в последующем применять полученные знания?
- Оценки за урок.
8. Домашнее задание.
Пункт 17, повторить пункты 13-16. Выполнить задания № 830, 865.
Пояснительная записка
Подготовка учащихся к уроку.
Данный урок знакомит учащихся с одним из четырех арифметических действий с обыкновенными дробями с разными знаменателями. Знакомство с делением дробей дает возможность почувствовать, что обыкновенная дробь - это число, для которого справедливы все арифметические действия и их свойства.
К этому моменту все основные преобразования дробей уже изучены (перевод из смешанного числа в неправильную дробь и обратно, сокращение дробей, запись обратного числа, умножение дробей), поэтому правило деления дробей при четком его понимании, не должно вызывать затруднений.
Учащимся предложен опорный конспект на доске, в тетрадях и в заданиях с печатной основой, даны примеры.
Повторение изученного происходит постоянно, т. к. деление невозможно без отработанного навыка умножения дробей.
Объем домашнего задания и сложность невелики и не должны вызвать затруднений.
Организация учебного процесса.
Урок начинается с математического диктанта и устного счёта, которые являются одним из лучших способов организации деятельности учащихся. Математический диктант позволяет учащимся быстро включаться в работу, требует внимания и сосредоточенности.
Этапы урока переходят из одного в другой, объяснение нового материала строится на задаче, поставленной в последнем задании диктанта.
Учащимся не предлагается “готовое правило”, а предлагается его вывести, опираясь на формулу площади прямоугольника, правила решения уравнений и свойство обратных чисел.
Вывод правила нельзя назвать “математически строгим”, но такие рассуждения готовят учащихся к строгим математическим и логическим рассуждениям.
Учебная деятельность – индивидуальная и коллективная, фронтальная.
Оценка деятельности учащихся.
От учащихся требуется активность, высокая работоспособность, внимание; умение настроить себя на восприятие нового материала, переработку информации.
Дети должны увидеть связь с ранее изученным материалом и применить его к новым условиям, должны уметь устанавливать связи, обобщать и делать выводы.
Методы.
Поисковые. (Найти число, которое при умножении…).
Исследовательские. (Постановка задачи и поиск путей ее решения).
Репродуктивные. (Выполнение заданий по образцу).
Литература
Учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 6 класс. М.: Мнемозина, 2009г.
Тесты. Гришина И.В., Лестова Е.В. Математика. 6 класс. В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2010.
Устные упражнения. Математика. 5-6 классы. С.С. Минаева. М.: Просвещение, 2011.
Поурочные планы по учебнику Н..Я. Виленкина, В.И. Жохова. Математика. 6 класс: Авторы-составители Л.А.Тапилина, Т.Л.Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2005.