Если бы я ввел образовательные стандарты


Как много сегодня, в эпоху реформирования системы образования в России, мы говорим о государственном образовательном стандарте. Данный документ, представляя собой определенную совокупность норм и правил, регулирует деятельность системы общего среднего образования. И уже сам факт попытки кардинального изменения столь важного свода законов не может не вызвать бурное общественное обсуждение. Сегодня я, как молодой специалист системы образования, могу в этом обсуждении участвовать и высказывать свои мысли по данной теме.
Вначале следует, я думаю, выяснить, что же такое стандарт? Толковый словарь русского языкам С. И. Ожегова дает этому понятию следующее определение.
Стандарт – образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения.
Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Как известно, особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. 
Так нужен ли он, новый образовательный стандарт? Каким он должен быть? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, необходимо нам всем выяснить, нужны ли какие-нибудь перемены в сфере образования?
Известно, что образовательный стандарт представляет собой общественный договор трех сторон: государства, семьи и общества. Государство, безусловно, понимает, что России нужны перемены и школа должна отвечать требованиям высокотехнологичного XXI века, поэтому предлагает в корне поменять подход к обучению.
Ну а как же к переменам в системе образования относятся две другие стороны? Что касается других сторон, семьи и общества, заинтересованных не менее государства в качественном образовании, то они в большинстве своем с недоверием относятся к реформам.
Так нужны ли эти преобразования?
Я, как молодой, начинающий педагог, с уверенностью могу ответить: «Да, несомненно, реформы в сфере образования нужны!».
Идет время, наша жизнь меняется, а с нею меняемся и мы. Современный ритм жизни требует от выпускника школы не только набора определенных знаний, умений и навыков, полученных за время обучения, но и многих личностных качеств, без которых достаточно трудно адаптироваться в постиндустриальном обществе. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, способность самостоятельно решать новые, встающие перед ним, задачи, умение работать в проектном режиме, активность в принятии решений.
Как мне кажется, вполне понятно, почему государство в настоящее время ориентировано больше на «человека творчески мыслящего», чем на «человека знающего». И поэтому в центре внимания педагога всегда должна быть личность каждого ученика.
Но почему тогда семья и общество так пессимистично настроены? Почему они так боятся перемен?
Я считаю, что в настоящее время наше общество не совсем готово к какому-либо решительному шагу. Перемены, безусловно, нужны. Но не стихийные, а постепенные. Необходимо поэтапно, шаг за шагом, вводить новое в систему образования, наблюдая за тем, приживутся ли все преобразования в школе, так как, возможно, некоторые пункты потребуют корректировки.
Я бы ввела образовательные стандарты, которые бы обеспечивали постепенный переход от старой, во многом изжившей себя системы образования, к новой, более современной и адаптированной к требованиям времени. Важно при этом – сохранить накопленный положительный опыт.
По моему мнению, для начала необходимо подготовить почву для преобразований, создать оптимальные условия для реализации всех проектов.
Но все не так просто. К сожалению, многие школы не имеют достаточно ресурсов для качественного выполнения задач, которые устанавливает новый стандарт. Это ставит под сомнение не только возможность реализации стандарта, но даже и его разработку. Именно поэтому начинать нужно с подготовки школ, обеспечивая их всеми необходимыми ресурсами.
Я хотела бы ввести образовательные стандарты, которые обеспечивали бы согласованное взаимодействие учащихся, родителей, граждан, общества и государства. Обучающиеся и их родственники должны быть заинтересованы в получении современного качественного образования. Государство в свою очередь должно снабдить учебные заведения необходимыми для этого ресурсами. Я считаю, что особое внимание нужно обратить на фонды библиотек, большинство которых далеки от современности. Непрерывно стали расти цены на книги и учебники. В школах порой не хватает средств на приобретение новых книг, способных заменить устаревшие и ветхие издания. Как в таких условиях развиваться ученику? Как формировать творчески мыслящую личность? Нельзя лишать детей доступа к чтению новых книг, изучению современных справочников, энциклопедий, словарей.
В 2010-2011 году на базе МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Цыбулева» осуществлялось внедрение ФГОСТ начального образования. Для этого была проделана большая работа. Белгородским региональным институтом проводились курсы для директоров, учителей начальных классов. В течение года проводились занятия районной творческой группы учителей начальных классов. Учителями школы были даны открытые уроки, занятия внеурочной деятельности, которые я посетила как молодой специалист.
Очень важным, на мой взгляд, для введения и реализации новых образовательных стандартов, учитывающих интересы и учителя, и родителя, и ученика, является рассмотрение многих сторон и особенностей в сфере образования.
Во-первых, это четкое, однозначное определение школьного возраста. Я убеждена, что ребенок должен идти в школу не раньше 7 лет: это обеспечит наиболее полную его подготовку к учебно-воспитательному процессу как с физиологической, так и с психологической точек зрения.Во-вторых, необходимо обратить внимание на количество учебных дней в неделю и уроков в день. Учитывая всеобщую занятость людей современного мира, просто необходимо, чтобы дети имели 2 выходных дня.
Это обеспечит меньшую физическую и умственную утомляемость школьников, так как за 2 выходных дня дети успеют отдохнуть, пообщаться с родителями и друзьями. В понедельник они придут в школу готовыми к восприятию нового материала, настроенными позитивно на процесс обучения, а не с сожалением о том, чего не успели сделать. Результативность занятий при этом резко возрастет. У учителей также появится дополнительное время для самообразования и воплощения творческих идей.
Кроме того у родителей появится возможность для совместного времяпрепровождения с детьми, что положительно скажется на процессе воспитания и обучения.
Если государство хочет получить творческую личность, то необходимо, чтобы дети не уставали от школы, а шли в нее с интересом, чтобы, кроме основных предметов, им преподавали и совершенно новые дисциплины.
Ученики сами должны добывать информацию к урокам, а учитель – направлять их. Безусловно, у детей должно быть личное время и время для занятий творчеством вместе с учителем.
Следующий важный момент – это школьные программы и учебники. Для улучшения качества образования, я уверена, необходимо перейти к единой программе по всем предметам. Новая школа должна быть обеспечена новыми учебниками, в которых должен быть точно очерчен круг систематизированных знаний по каждому предмету.
А какая же школа без экзаменов? По моему мнению, такую форму сдачи экзаменов, как государственная итоговая аттестации и единый государственный экзамен следует убрать из российского образования. Ведь «Наша новая школа» хочет воспитать психологически устойчивую и творческую личность. Однако стандартные ответы на предложенные вопросы губят развитие творческого потенциала и желание самостоятельного мышления, кроме этого не развивается коммутативная компетенция.
И в заключении хочется сказать об учителе, вернее об учительской работе. Мой трудовой стаж – всего два года, но уже за это короткое время я поняла, что учитель не должен быть чрезмерно загружен, необходимо сократить поток документации, которую он вынужден постоянно готовить. Современному педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, а это требует времени и существенных физических и умственных затрат.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что цель, которую преследует государство, предельно ясна – с помощью нового стандарта создать школу будущего, соответствующую духу времени, способную воспитать гражданина XXI века.
На мой взгляд, данные преобразования не должны иметь стихийный характер, а вводиться постепенно и наиболее безболезненно для самой системы образования. Несомненно, любой новый процесс связан с риском и экспериментом, поэтому к переменам должны быть готовы все: и государство, и общество, и школа.