Повышение эффективности образовательного процесса через ЭО


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Хужиахметов Ильмир Харисович . МБОУ « СОШ№8 » , г.Октябрьский Республика Башкортостан Повышение эффективности образовательного процесса через ЭО На данный момент отмечается подъем в обучении, обусловленный развитием информационных технологий, которые ускоряют информатизацию общества. Школа становится не единственным местом, где можно получать знания. Необходимым условием развития школы является создание ИКТ н асыщенной образовательной среды. Сегодня выпускник средней школы либо сразу, либо после дополнительного профессионального обучения приходит на раб очее место, оснащенное компьютером или средствами связи, делопроизводства на базе микропроцессорной техники, и должен для успешной работы представлять себе принципы ее функционирования. Все это привело к выработке новых требований к общеобразовательной шко ле. Одним из требований является создание качественно новой образовательной среды школы, которая будет удовлетворять потребностям современного общества, а также обеспечит повышение эффективности образовательного процесса, включая и процесс управления школо й. Выявляются следующие противоречия: 1. Между требованиями общества к подготовке выпускников школы к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания, и недостаточной ориентацией системы общего сре днего образования на формирование у школьников ИКТ компетентности; 2. Между значимостью информационно - коммуникационных технологий для формирования ИКТ - компетентности учащихся и недостаточностью часов, отводимых на изучение данной дисциплины в школе; 3.Меж ду необходимостью внедрения ИКТ в образовательный процесс и неготовностью педагогов к их использованию; 4. Между необходимостью перехода от компьютеризации школы к созданию единой электронной образовательной среды и отсутствием методической литературы по данному вопросу. Необходимость разрешения указанных противоречий определило тему методической работы школы: «Единая электронная информационно - образовательная среда школы как условие повышения качества образования». Цель - с оздание модели информационно – образовательной электронной среды и повышение качества управления и образования через активное внедрение современных информационных технологий. Для цели определены следующие направления: 1. Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объемами информации, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность; 2. Формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием средств ИКТ (поиск и обработка информ ации, использование различных источников данных, работа с документами); 3. Развитие умений находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями реальной жизни, к которым эти знания могут быть применены; способности решать нетрадиционные задачи; 4. Повышение активности включения родителей в управление учебно - воспитательным процессом; 5. Объединение учителей, школьной администрации, учеников и их родителей в едином информационном пространств е. На протяжении нескольких лет в школе ведется целенаправленная работа по использованию электронных образовательных ресурсов на уроках. Создан необходимый набор программного обеспечения, в том числе и электронно - образовательных ресурсов. Электронно - образо вательные ресурсы активно используются на уроках химии, математики, истории, обществознания, русского языка, литературы, предметов начальной школы, физики, географии, информатики, башкирского языка, экономики и др. предметов. Большое внимание у деляется развитию экспертно - аналитической системе оценки и экспертизы деятельности общеобразовательного учреждения. В школе в течение последних лет на педагогических советах проводится аналитика успеваемости и качества знаний учащихся, обобщаются сведения по деятельности учреждения в текстовой и числовой форме, включая использование диаграмм и графиков. В школе создана достаточная база тестирующих и диагностирующих методик, созданы благоприятные условия для развития информационно - коммуникационных технологий. Педагоги школы активные участники вебинаров, интернет - педсоветов, проектов, семина ров: Межрегиональный интернет – педсовет «Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования», 11 участников, 2013 г. Международный проект для учителей videouroki . , 9 участников, 2013 г. Межрегион альный интернет – педсовет «Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы», 15 участников, 2014 г. Социальная сеть взаимовыручки для учителей « Infourok » – размещение уроков, публикация статей, размещение презентаций, 2014 г. Для перехода к электронной образовательной среде в первую очередь необходимо создать базовые условия (технические, нормативно - правовые и финансово - экономические): 1. Обеспечение скорости Интернет:  не менее 512 Кб/с на одно рабочее место (входящая и исходящая скорость) – минимальное условие;  индивидуализировать инструментами работы всех участников образовательного процесса. 2. Обеспечение аппаратной мобильности доступа к электронным образовательным ресурсам всем участникам образовательного процесса. 3. Снабжение электронной среды информационными инструментами: инструментами фиксации образовательного процесса и результатов, инструментами индивидуального планирования и его выполнения, инструментами для выполнения разных видов деятельности, инструментами ав томатизированной оценки качества образования на разных уровнях и т.д. Для достижения цели - « С оздание модели информационно – образовательной электронной среды и повышение качества управления и образования через активное внедрение современных информационных технологий » намечен ряд мероприятий:  Начало тестовой эксплуатации электронного журнала электронного дневника;  Реконструкция локальной сети школы (распространение ее во вс е кабинеты увеличение пропускной способности INTERNET - канала, постановка компьютеров на все рабочие места учителей);  Формирование и обучение рабочей группы учителей использованию программного обеспечения;  Проведение обучения педагогического коллектива для работы с программным обеспечением;  Внедрение программного обеспечения по работе с базой данных учащихся в деятельность классного руководителя;  Внедрение программного обеспечения для эффективного мониторинга оценки знаний учащихся в деятельности учителя - пр едметника; Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Методическая служба школы занимается вопросами использования новых педагоги ческих и информационных технологий в образовательном процессе. Выбираемая нами технология должна иметь совокупность принципов, приемов и методов работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития. Проведенный мониторинг педаго гов установил:  100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения.  100% учителей прошли обучение по использованию информационно - коммуникационных технологий, рабочие места педагогов оборудованы на 47% проекторами и 15% мультимедийными досками.  80% учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.  Использование развивающих технологий позволило подготовить контингент детей, имеющих возможность обучаться на повышенном уровне требований;  В результате эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационно - коммуникационных, и интенсификации процесса обучения способствовало повышению качества образования по итогам успеваемости за 3 года. 2012 год - 58,1%, 2013 год – 58,5%, 2014 год – 58,9% (качество знаний).  Результатом профессионального и личностного роста стало представление педагогического опыта и призовые места в конкурсах, в конференциях, семинарах, олимпиадах разного уровня: Городской смо тр - конкурс «Лучший кабинет информатики и информационных технологий» - грамота за II место, 2011 год. Городской конкурс по ИКТ «Лучший кабинет информатики и информационных технологий», грамота за III место, 2013 г. Республиканский конкурс сайтов, призёр , 2014 г. Городской к онкурс «Лучший мультимедийный урок» , грамота за I место , учитель русского языка У.С.Черпаченко; грамота за II место , учитель английского языка И.А.Мухаметзянова, 2012 год. Городской конкурс педагогов « ИКТ в творчестве педагога», грамо та за III место , учитель начальных классов Е.В. Авдакова; грамота за III место , учитель начальных классов Е.И. Гизатова; грамота за III место , учитель начальных классов ; грамота за III место , учитель начальных классов С.Ю. Романова, 2012 г. Городской конкурс «ИКТ в творчестве педагога», грамота за I место , Л.А.Дрыгина; грамота за II место , Л.Р.Нурлыгареева; грамота за II место , Г.Р.Хабибуллина, 2013 г. Всероссийский педагогический конкурс «Лучшая презентация к уроку», лауреат, учитель английского языка И.А.Мухаметзянова, 2014 г. XII Всероссийская открытая конференция учащихся «Первые шаги в науку» (очный тур), лауреат III степени Абрамов Кирилл, 5 класс, 2012 г. Городской к онкурс « КРИТ – 2012», номинация «Видеозапись и монтаж», победители Абрамов Кирил л, Коновалова Ирина, 5а класс; номинация «Компьютерная презентация», призер Гавриленко Марина, 4б класс; номинация «Видеозапись и монтаж», призер Файзуллин Роберт, 1а класс. Всероссийский конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии», 22 участника, 2 012 год. Всероссийский конкурс «КИТ - компьютеры, информатика, технологии», дипломы победителей , Игонин Иван, 2 класс; Никитин Иван, 2 класс, Исупова Валерия, 2 класс; Шмигельский Александр, 3 класс; Ефимов Вадим, 3 класс; Будаева Полина, 3 класс; Понамаре в Павел, 3 класс; Антонова Карина, 4 класс; Салимова Эллина, 4 класс; Салимова Аделина, 4 класс; Гайворонский Виктор, 7 класс; Шигапова Алина, 7 класс; Сыртланова Ангелина, 7 класс, 2013 г. Г ородско й конкурс работ по информационным технологиям среди обуч ающихся 1 – 11 классов «КРИТ – 2013», грамота за I место , Изм айлова Кристина, Исламова Лиана, Ермолаев Евгений, 9 класс; грамота за II место , Искандарова Лейсан , 9 класс; грамота за III место , Сыртланова Ангелина, 7 класс. Международная дистанционная олимпиада по информатике , дипломы I степени, Бывальский Виталий, 6 класс, Султанова Камилла, 6 класс, Валеев Булат, 5 класс, Хайруллин Марсель, 6 класс, Шарапова Гульназ, 6 класс; дипломы II степени Зарипов Камиль, 7 класс, Захаров Яков, 7 кл асс, Зиязетдинов Рамиль, 7 класс, Ахапкин Ренат, 7 класс, Носанчук Никита, 7 класс; дипломы III степени Попова Надежда, 8 класс, Дрёмин Кирилл, 8 класс, Султанов Айнур, 8 класс. Вебинар «Развитие ИКТ – компетентности в линии УМК «Английский язык 2 - 11» авто ра Кузовлева В.П.» (декабрь 2013 г.) - участие Социальная сеть взаимовыручки для учителей « Infourok » (март 2014 г.) – размещение уроков, Свидетельство, публикация статьи, размещение презентации. Ожидаемые результаты.  Будет разработана и внедрена модель еди ной электронной информационно - образовательной среды школы.  Будут созданы условия равного доступа участников образовательного процесса к образовательным ресурсам и результатам обучения и воспитания.  Повышение активности включения родителей в управление уче бно - воспитательным процессом.  Повышение качества управления и обучения.