Рабочая программа по основам философии для студентов СПО


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Черногорский механико – технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основы философии
Черногорск
2013
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования на основе примерной программы в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования
Разработчик: преподаватель ГБОУ РХ СПО ЧМТТ Даудиш И.А.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин
Председатель МК _____________
«_____»____________20 ______г.
Утверждена
Заместитель директора по УР____________
«____»________________20_____ г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
11
12
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО базовой подготовки: 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки 72 часа, в том числе из них обязательной аудиторной учебной нагрузки 48 часов и 24 часа самостоятельной нагрузки.
В программе прослеживается межпредметные связи и региональный компонент в теме индивидуального творческого задания: «Идея покорения природы и её результаты в ХХ веке, на примере РХ».
Профессиональная направленность присутствует в самостоятельная работе студентов: подготовка к эссе по выбору: «Свобода и ответственность как программа жизни человека в обществе: личное и профессиональное».
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: 48
Самостоятельная работа студента (всего) 24
в том числе: 1. сообщение
2. эссе
3. опорные конспекты по темам
4. самостоятельная работа с учебной литературой,
Интернет-ресурсами
5. творческое задание
6. семинар 4
4
4
4
4
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
8

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Основные идеи истории мировой философии 30 Тема 1.1.
Основные понятия и предмет философии 1 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. 2
1
2 Предмет и определение философии. Основной вопрос философии.
2 1
Самостоятельная работа: работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность». 2 Тема 1.2.
Философия Древнего мира и
Средневековая философия
3
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
2 1
4 Становление философии в Древней Греции. Периодизация. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. 2 1
5 Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. 2 1
Самостоятельная работа:
- составить опорный конспект по теме: «Философские школы Древней Индии и Китая»;
- сообщение «Портрет философа» периода античной философии (идеи, взгляды, афоризмы, роль и место в истории философии);
- творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»
2
2
2 Тема 1.3.
Философия Возрождения и Нового и времени
6 Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: эмпиризм и рационализм в теории познания.

2 2
7 Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
2 2
8 Русская философия Х1Х-ХХ вв. о путях развития российской цивилизации.Русская идея.Философские взгляды славянофилов и западников. 2 2
Самостоятельная работа: составить сравнительную таблицу «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» по методам познания Ф. Бэкона, Р. Декарта». Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX веке?» 2 Тема 1.4.
Современная философия
9 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.
2 2
Самостоятельная работа: составить опорный конспект «Философия экзистенциализма и психоанализа». Подготовить сообщение о представителе философии экзистенциализма. 2 Раздел 2.
Структура и основные направления философии 42
22
Тема 2.1.
Методы
философии и ее строение 10 Этапы философии: античный, средневековый Нового времени, ХХ века. Основные картины мира: философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).2 2
11 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.
2 2
Самостоятельная работа: эссе «Философская система нашего времени: основные черты». 2 Тема 2.2.
Учение о бытии и теория познания 12
Онтология - учение о бытии. Современные онтологические представления. Материя, движение, пространство, время, причинность, целесообразность.
2 2
13 Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. Ступени познания. 2
2
Самостоятельная работа: Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира». 2 9

Тема 2.2.1.
14 Философия о происхождении и сущности человека. Основные антропологические константы: сознание, речь, труд, общество. 2 2
15 Проблема "я", образ "я", внутренне и внешнее "я". Личность и сущность. Основные характеристики человека: несводимость, непредопределённость, невыразимость, неповторимость, незаменимость. 2 2
16 Проблема сознания.Сознание, мышление, язык. Мозг и сознание. Сознательное и бессознательное. Основные идеи З. Фрейда, К. Юнга. 2
2
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой, Интернет-ресурсами, составление опорного конспекта «Версии происхождения человека: земная и внеземная», «Личное бессознательное по З.Фрейду»2 Тема 2.3.
Этика и
социальная
философия
17 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. 2 3
3
18 Социальная структура общества. Типы общества. 2 2
19 Формы развития общества: ненаправленная, цикличное развитие, эволюционное развитие. 2 2
20 Философия и глобальные проблемы современности. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. 2 3
Самостоятельная работа: подготовка эссе по выбору: «Свобода и ответственность как программа жизни человека в обществе: личное профессиональное», «Россия в эпоху глобализации». Выполнение индивидуального творческого задания: «Идея покорения природы и её результаты в ХХ веке, на примере РХ», «Глобализация и антиглобализм» (по выбору).
3
Тема 2.4.
Место философии в духовной культуре и ее значение 21 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
2
2
22 Философия и религия. 2 10
2
23 Семинар «Философия и искусство».
2 3
24 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Дифференцированный зачет.
Роль философии в современном мире. Будущее философии. 2
2
Самостоятельная работа: работа с учебной литературой, Интернет-ресурсами, составление сравнительной таблицы «Сходство и различие философии от искусства, религии, науки и идеологии». Выполнение индивидуального творческого задания - эссе по теме: «Философия и смысл жизни человека».
3 Итого Аудиторные часы
Самостоятельная нагрузка 48
24 Всего: 72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета философии оборудованного ТСО.
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением видеоплеер, магнитофон, диапроектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: Учеб.пособие для студ. сред. проф.
учеб.заведений.- 3-е изд., испр. – М.: Изд.центр «Академия», 2007.- 256 с.
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие для студентов
учреждений СПО.- 3-е изд.-М.: Форум, 2011.- 288с.
3. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних
специальных заведений.- М.: Логос, 2009.-288с.
4. Кохановский В.П. Основы философии: учебник для студентов учреждений
СПО.- 5-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 320с.
Дополнительные источники:
1. Миронов В.В. Философия: учеб.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-
240с. (для семинаров)
2.Философия: учебник/А.Г.Спиркин.-2-е изд.М.: Гардарики, 2008.-736с.
3. Философия: учебное пособие для ВУЗ./отв.ред. В.П.Кохановский.-Изд.
18-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.574с.
4. Философия. Справочник студента.- М, «АСТ», 2007 г.
5. Кондрашов В.А. Новейший философский словарь, изд. 2-е- Ростов н/Д:,
Феникс, 2008.-672с.
Интернет – ресурсы:
http://www.alleng.ru/edu/philos1.htmhttp://www.mavicanet.com/directory/rus/23135.htmlhttp://www.aonb.ru/iatp/guide/nauka.html#10http://edu-navigator.ru/res/14872/http://www.internet-biblioteka.ru/philosophy12

4 Контроль и оценка результатов освоения
УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного и письменного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: Формы контроля обучения:
- устный индивидуальный и
фронтальный опрос;
- тестовые задания по темам;
- защита творческого задания;
- письменная проверочная работа;
- эссе;
- участие в семинаре.
Методы оценки результатов обучения:
- накопительная оценка;
- дифференцированный зачет.
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и
понятия философии;
- роль философии в жизни человека
и общества;
- основы философского учения о
бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и
религиозной картин мира;
- об условиях формирования
личности, свободе и ответственно-
сти за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
5. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - демонстрация интереса к будущей специальности Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - выбор и применение методов и способов решения поставленных задач
- оценка эффективности и качества выполнения работ устный индивидуальный опрос
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. - решение стандартных и нестандартных ситуаций фронтальный опрос
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. - эффективный поиск необходимой информации
- использование различных источников, включая электронныетестовые задания по темам
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. - работа с компьютеризированными приборами и устройствами
защита творческого задания
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения письменная проверочная работа
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. - воспитание организаторских способностей
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы Коллективные презентации
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. - демонстрация интереса к будущей специальности участие в семинаре
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. - выбор и применение методов и способов решения поставленных задач
- оценка эффективности и качества выполнения работ устный индивидуальный опрос
ОК 1.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) - решение стандартных и нестандартных ситуаций Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы