рабочая программа по Основам Философии для 1 курса СПО

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна» -
Дмитровский институт непрерывного образования


УТВЕРЖДАЮ
И.о. проректора
по учебно-методической
и научной работе
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

________________________

«_____»___________20___ г.



ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»
по образовательной программе среднего общего образования, реализуемой при подготовке по профессии среднего профессионального образования


031601 Реклама
Профессиональный уровень подготовки


Очная форма обучения










2014 г.

Программа учебной дисциплины общеобразовательной подготовки разработана на основе следующих документов:
федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 031601 реклама
Примерная программа учебной дисциплины «Основы философии» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования



Автор программы: Рачкова А.М. преподаватель общ.дисциплин.__________

Программа рассмотрена на заседании кафедры ГиСЭН и ПЦК гуманитарных дисциплин

Протокол заседания № ____ от «____»____________ 2014 г.

Председатель цикловой методической комиссии
Цыганова Т.Ф.______________________



СОГЛАСОВАНО


Директор филиала ДИНО: ______________________ Баринов В.К.

«_____»_____________20____г.


Заведующий отделом качества образования
филиала ДИНО университета «Дубна» _______________ /Ганьшина И.Н./




Руководитель библиотечной системы ________________ Баранова Е.С.






Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, 2011г. для специальностей среднего профессионального образования. Автор: Горелов А.А., доктор философских наук, вед. н. сотр. Института философии РАН.
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями Федерального института развития образования по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (Протокол заседания президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ «Федеральныйф интитут развития образования» от 25 января 2011г. № 1).

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания,
овладение знаниями о философских, научных и религиозных картинах мира,
развитие познавательных интересов о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе,
освоение базовых знаний о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать:
основную проблематику философии,
основные проблемы, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям,
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытие;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

уметь:
ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
понимать необходимость сохранения окружающей культурной и природной среды.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества;
для осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Для работы в коллективе и команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями.




















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Гуманитарный профиль
(учреждения среднего профессионального образования)

Введение.
Философия, ее смысл, функции и роль в обществе
Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных: идеях мироустройства. Философия как мировоззрение. Структура философии. Функции философии .Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.

Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени
Тема 1.1. Идеи древней восточной философии
Философия Древней Индии и Китая. «Веды» и «Упанишады». Лао-Цзы и Конфуций
Тема 1.2. Философия античного мира и Средних веков
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики.
Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.
Тема 1.3. Философия Нового и новейшего времени
Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц). Субъективный идеализм (Дж. Керклн) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс).
Постклассическая философия второй половины XIX начала XX века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, С. Кьеркегор, А. Бергсон). Русская философия XIX -XX вв.
Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм).

Раздел II. Человек сознание познание
Т е м а 2.1. Человек как главная философская проблема
Философия о происхождении и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Проблема «я», образ «я», внутреннее и внешнее «я». Человек , индивид, личность. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность личности.
Т е м а 2.2. Проблема сознания
Философия о происхождении и сущности сознания. Три стороны сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа). Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное. Сознание, мышление, язык. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда. Теория архетипов К. Юнга. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.
Тема 2.3. Учение о познании
Как человек познает окружающий мир? Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины.

Раздел III. Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
Тема 3.1 Философия и научная картина мира
Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство, время, движение, число, цвет, свет, ритм и их философская интерпретация в различные культурные и исторические эпохи. Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в космосе.
Т е м а 3.2. Философия и религия
Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного. Богочеловек или человекобог? Религия о смысле человеческого существования. Значение веры в жизни современного человека. Кризис религиозного мировоззрения.
Т е м а 3.3. Философия и искусство
Искусство как феномен, организующий жизнь. Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений - совершенный человек. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна.

Раздел IV. Социальная жизнь
Т е м а 4.1. Философия и история
Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф. Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К. Яспсрс, Л. Вебер), циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин). Русская философия об исторической самобытности России. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Западники и славянофилы о русской истории. Проблема «конца истории».
Т е м а 4.2. Философия и культура
Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры. Культура и цивилизация. Внешняя и внутренняя культура. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. Культура и природа.
Тема 4.3. Философия и глобальные проблемы современности
Кризис современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального регулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Наука и ее влияние на будущее человечества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.


































ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование
темы
Количество часов


Теоретический
материал
Практикумы
Самостоятельная работа

Введение.
2
-
-

Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени
12

-


4

Человек сознание познание
10

-
2

Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
12
-
4

Социальная жизнь
12
-
2

Итого
48

12

Всего
48



Виды самостоятельной работы:
Самостоятельное изучение материала по заданной тематике;
Подготовка к практическим занятиям;
Подготовка презентаций по тематике лекций;
Самостоятельный поиск информации для подготовки сообщений на заданную тему;


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Горелов А.А. Основы философии. Академия, 2012.
2. Гуревич П.С. Основы философии. Кронус,2011.
3.Канке В.А. Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос, 2009.
4.Губин В.Д. Основы философии. – М. ФОРУМ: ИНФА-М. 2007.


Дополнительные источники:

1. Алексеев П.В., Палин А.В. Философия. Учебник. - М.: "Проспект", 1999
2. Гуревич П.С. Основы философии: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.
3. Золотухлна-Аболина Е.В. Страна философия. Ростов-на-Дону. Издательство "феникс", 1995.
4. История философии: Учебник под ред. Кохаловского В.П. - Ростов-на-Дону: Феникс,
5. Конке ВА. Основы философии: Учебник - М: Логос, Кнорус 2000.
6. Крапивинский С.Э. Общий курс философии: Учебник. - Волгоград: Издательство ВГУ 1998.
7. Малышевский А.Ф. Введение в философию: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1 995.
8. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос. 1995.
9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 2002.
10. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие! под ред. Пономаревой С.В. - Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс". 1997.
11 Философия: учебник под ред Губина В.Д. - М Русское слово, 1998
12. Философия: Курс лекций: Учебное пособие под ред. Калашникова В.Л. - М.: Владос, 1999.
13. Философия. Часть 1. История философии. Часть II. Основные проблемы философии! под ред. Кирилова В.И. - М.: Юристъ, 1996-1997.14.
15. Философия: Учебник под ред. Кохановского В.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.






 
·