Рабочая программа платных дополнительных образовательных услуг «Технология работы с контрольно – измерительными материалами по русскому языку» в 9 классе


           Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа платных дополнительных образовательных услуг «Технология работы с контрольно – измерительными материалами по русскому языку» в 9 классе разработана в соответствия с учебным планом ОУ на основе требований, предъявляем к выпускнику 9 класса, по русскому языку при сдаче ОГЭ.
Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Общая характеристика курса
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ОГЭ)и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Особенностью данного курса является модульный подход к подготовке учащихся к сдаче ОГЭ
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Результаты освоения курса.
В результате обучения у учащихся будет сформировано:
умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
умение понимать глубину и точность понимания содержания текста.
умение определяющее уровень языковой и лингвистической компетенции.
Рабочая программа курса составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программа рекомендована Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, Москва, «Просвещение», 2006 года.
 
Раздел 2. Требования к результатам обучения.
В результате изучения курса ученики должны:
знать/понимать:
требования к выполнению каждого вида работ, представленных в КИМах ОГЭ по русскому языку (сжатое изложение, тесты, сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3);
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;правила работы с экзаменационными бланками. 
уметь:
следовать при выполнении всех этапов работ ОГЭ критериям, представленным в демоверсии «ОГЭ- 2015. Русский язык»;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
правильно заполнять экзаменационные бланки.
Раздел 3. Учебно-тематический план.
№ Разделы Количество часов Примечание
1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. 1 2 Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением. 3 3 Средства выразительности речи. 1 4 Стилистика русского языка. 1 5 Нормы русской орфографии. 3 6 Синтаксические и пунктуационные нормы.
2 7 Вводные слова и обращения. 1 8 Обособленные определение и приложения. 1 9
Обособленные обстоятельства. 1 10 Сложные предложения. 2 11 Виды сочинений. Этапы работы над сочинени1 4. Содержание программы
Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать: основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь: точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; адекватно воспринимать авторский замысел; вычленять главное в информации; сокращать текст различными способами; правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические –тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать: основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь: различать средства выразительности; находить в тексте средства выразительности; анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать: основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь: определять стилистическую принадлежность слов и выражений; работать со стилистическими синонимами.
Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать: орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать: виды морфем; морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать: систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать: синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь: использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
         
  Раздел 4.   Программа курса платных дополнительных образовательных услуг «Технология работы с контрольно – измерительными материалами по русскому языку» в 9 классе
I.Сжатое изложение (7 часов).
 
1 - 2 занятия. «Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию cжатого изложения.
3 - 4 занятия. Овладеваем приёмами сжатия текста на практике.
Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ.
5 - 6 занятия. Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1).
7 занятие. Работа над ошибками.
  
II.Работа с тестами ОГЭ (23 часа).
1 – 2 занятия. Фонетика.
Капканы фонетики в тестах. ОГЭ Работа по тестам, представленным на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Фонетика играфика»).
3 – 4 занятия. Лексика и фразеология.
Капканы лексики и фразеологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Лексика ифразеология»).
5 – 6 занятия. Морфемика и словообразование. Капканы морфемики и словообразования в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ
в Открытом банке заданий ОГЭ раздел «Морфемика и словообразование»)          
7 – 8 занятия.   Грамматика и морфология. Капканы грамматики и морфологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ вОткрытом банке заданий ОГЭ (раздел «Грамматика и морфология»).9 - 11 занятия. Грамматика. Синтаксис. Капканы грамматики и синтаксиса в тестах ОГЭ.
12 - 14 занятия.   Орфография. Капканы орфографии в тестах ОГЭ.
15 - 17 занятия. Пунктуация. Капканы орфографии и пунктуации в тестах ОГЭ.
18 занятие. Речь.
19 занятие. Языковые нормы. Капканы языковых норм в тестах ОГЭ.
20 – 21 занятия. Выразительность русской речи. Капканы выразительности русской речи в тестах ОГЭ.
22 занятие. Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ (тестирование, задания 2 – 14).
23 занятие. Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании.
 
III.Сочинение-рассуждение (4 ч.)
1 – 2 занятия. Как писать сочинение - рассуждение? Обобщение материала по написанию части 3 на ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3).                            
3 занятие. Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного. Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ –    
2015.
4 занятие. Работа над ошибками, допущенными при написании 3 части ОГЭ по русскому языку.
 
 
Календарно-тематическое планирование
курса платных дополнительных образовательных услуг «Технология работы с контрольно – измерительными материалами по русскому языку» в 9 классе
№ Тема занятия Кол-вочасовОсновные вопросы, которые необходимо рассмотреть Планируемый результат Дата
проведения по
плану Дата
провед.
По
факту
I, Работа с тестами ОГЭ. Часть 1 работы ОГЭ. (7 часов).
     
1-2 «Краткость – сестра таланта» (А.П. Чехов). Подготовка к написанию Сжатого изложения на ОГЭ (Часть 1). 2 Обобщаем изученную теорию   сжатия текста:  
- исключение подробностей, деталей (удаление):
- обобщение конкретных, единичных явлений (объединение);
- сочетание исключения и обобщения (замена)..Критерии оценивания выполнения Части 1 на ОГЭ. Знать признаки текста, средства связи предложений в тексте, основные приёмы сжатия текста для написания С1.Уметь применять полученные знания на практике. 
Пониматькритерии оценивания выполнения С1 на ОГЭ и уметь им следовать при написании сжатого изложения. Изучить и уметь применять на практике теоретический материал «Краткость – сестра таланта» , или «Овладеваем приёмами сжатия текста».   3-4 Овладеваем приёмами сжатия текста на практике.
Работа по текстам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ. 2 Определение ТЕМЫ, ИДЕИ, АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ в анализируемом тексте.
Выделение микротем текста.
Использование разных приёмов для сжатия микротем текста. Уметь определять ТЕМУ, ИДЕЮ, АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ в тексте, предложенном для изложения; делить текст на микротемы.Совершенствоватьнавыки по нахождению ключевых предложений в микротемах, сжатию микротем текста, связи предложений в тексте.   5-6 Контрольное зачётное изложение (в формате ОГЭ, части 1). 2 Проверка ЗУН учащихся при написании сжатого изложения. Знать критерии проверки сжатого изложения иуметь им следовать; совершенствовать навыки написания сжатого изложения, соблюдая все нормы русского языка.   7 Работа над ошибками. 1 Корректировка ЗУН учащихся при написании сжатого изложения. Понимать характер допущенных ошибок при написании сжатого изложения; уметьсоотнести полученную оценку за сжатое изложение с требованиями в Критериях ОГЭ  
8-9 Фонетика.
Капканы фонетики в тестах. ОГЭ Работа по тестам, представленным на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Фонетика и графика»). 2 Разбор заданий по теме «Фонетика», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал всех разделов темы «Фонетика». Понимать, как строятся в КИМах ОГЭ задания по данной теме и где могут проявиться недочёты при выполнении этого вида заданий; уметь разобраться в сложных примерах тестов. 10-11 Лексика и фразеология.
Капканы лексики и фразеологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Лексика и фразеология») 2 Выполнение и разбор заданий по теме «Лексика» и «Фразеология», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал тем «Лексика» и «Фразеологии».Понимать характер сложных заданий ОГЭ по данным темам и уметь их безошибочно выполнять.Совершенствоватьнавыки работы с тестовым материалом. 12-13 Морфемика и словообразование. Капканы морфемики и словообразования в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ раздел «Морфемика и словообразование»)2 Выполнение и разбор заданий по теме «Морфемика» и «Словообразование», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал тем «Морфемика» и «Словообразование»,уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ.Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. 14-15 Грамматика и морфология.
Капканы грамматики и морфологии в тестах ОГЭ. Работа по тестам, представленным ФИПИ в Открытом банке заданий ОГЭ (раздел «Грамматика и морфология».2 Разбор заданий по теме «Грамматика» и «Морфология», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал по   тем «Грамматика» и «Морфология», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам.Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ.Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. 16-18 Грамматика.   Синтаксис.
Капканы грамматики и синтаксиса в тестах ОГЭ. 3 Разбор заданий по темам «Грамматика» и
«Синтаксис», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал тем «Грамматика» и «Синтаксис», уметьвыполнять тесты разного уровня сложности по данным темам.Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ.Учиться находить пробелы в знаниях по данным темам и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. 19-21 Орфография. Капканы орфографии в тестах ОГЭ 3 Разбор заданий по темам «Орфография» и «Пунктуация», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал темы «Орфография», уметьвыполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Уметьграфически верно и точно выделять орфограммы в словах.Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ.Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. 22-24 Пунктуация.
Капканы орфографии и пунктуации в тестах ОГЭ. 3 Разбор заданий по темам «Орфография» и «Пунктуация», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал темы «Пунктуация», уметьвыполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Уметьграфически верно и точно выделять пунктограммы в предложениях.Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ.Учиться находить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. 25 Речь. 1 Разбор заданий по темам «Речь» и «Языковые нормы», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал тем «Речь» и «Языковые нормы», уметь выполнять тесты разного уровня сложности по данным темам. Понимать смысл заданий по данным темам, представленным в Открытом банке заданий ОГЭ, на сайте ФИПИ. 26 Языковые нормы.
Капканы языковых норм в тестах ОГЭ. 1 Разбор заданий по темам «Речь» и «Языковые нормы», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015 Знать материал темы «Языковые нормы», понимать характер вопросов, представленных в Открытом банке заданий по данной теме. Уметьнаходить пробелы в знаниях по данной теме и ликвидировать их с помощью выполнения подробной работы над ошибками. 27-28 Выразительность русской речи.
Капканы выразительности русской речи в тестах ОГЭ. 2 Разбор заданий по теме «Выразительность русской речи», представленных на сайте ФИПИ, в Открытом банке заданий ОГЭ – 2015. Знать материал темы «Выразительность русской речи», уметьвыполнять тесты разного уровня сложности по данной теме. Пониматьхарактер вопросов тестов, представленных в Открытом банке заданий на сайте ФИПИ по данному разделу русского языка.. Знатьизобразительно-выразительные средства языка 29 Контрольное зачётное тестирование по 2 части ОГЭ (тестирование, задания 2 – 14). 1 Проверка ЗУН при выполнении части 2 ОГЭ. Определить характер допущенных ошибок при выполнении части 2.Разобраться в причинах допущенных ошибок.Ликвидировать пробелы в знаниях с помощью выполнения подробной работы над ошибками. 30 Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. 1 Работа над ошибками, допущенными в контрольном тестировании. Уметь объяснить допущенные ошибки.Ликвидировать пробелы в знаниях. III.
31-32 Как писать сочинение- рассуждение? Обобщение материала по написанию части 3 на. ОГЭ (задания 15.1, 15.2, 15.3). 2 Обобщение материала по написанию сочинений –рассуждений. Основные этапы построения сочинения-рассуждения. Характер вопросов к сочинениям. Аргументация в сочинении. Знать критерии, которые предъявляют эксперты к работам по части 3,уметь применять знания на практике при написании пробных сочинений-рассуждений по заданиям 15.1, 15.2, 15.3. Совершенствоватьнавыки написания сочинений – рассуждений на предложенную тему.Уметь верно аргументировать свои суждения. 33
 
  Размышляем. Аргументируем свои мысли. Делаем выводы из всего сказанного. Зачётное сочинение-рассуждение в формате ОГЭ – 2015. 1 Словарная работа по лингвистическим цитатам, предложенным учащимся для сочинений на ОГЭ – 2015.
Осмысление цитат лингвистов. Аргументация к цитатам. Знать критерии, которые предъявляют эксперты к работам по части 3, уметь применять знания на практике при написании пробных сочинений-рассуждений по заданиям 15.1, 15.2, 15.3..Совершенствоватьнавыки написания сочинений – рассуждений на предложенную тему.Уметь верно аргументировать свои суждения. 34 Работа над ошибками, допущенными при написании части 3 ОГЭ по русскому языку. Уметь объяснить допущенные ошибки.Ликвидировать пробелы в знаниях. Всего: 34 часа

Литература
 
1.         Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2014: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. М.: АСТ, Астрель, 2013 г.
2.         Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013 г.
3.         Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013 г.
4.         Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2011 г.
5.         Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен.
6.         Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/и многие другие.
Сайт: www.uchkopilka.ruОригинал публикации: http://uchkopilka.ru/russkij-yazyk/programmy/item/4792-rabochaya-programma-kursa-po-russkomu-yazyku-dlya-9-klassa-stupeni-k-oge-2015-russkij-yazyk-20141111