Работа о разных видах чтения басен Крылова

Возможности использования разных видов чтения при изучении произведений различных жанров. (на примере басни И.А.Крылова «Волк и ягненок»).
Чтение это процесс восприятия, осмысления и понимания письменной речи. Основная цель чтения понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания.
Различают несколько видов чтения:
Выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот элемент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушиванием аудиозаписей с голосами авторов или артистов. Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому овладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики. Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или по «ролям», они зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными, слишком сдержанными в передаче интонационного рисунка речи. По мнению В. Г. Маранцмана, обучение школьников выразительному чтению должно проходить в несколько этапов:
1. Пробуждение чувств,
2. Выявление авторской позиции,
3. Вживание в ситуацию произведения,    
4. План чтения и техника произнесения.
Чтение по ролям - один из видов выразительного чтения.
Читать басни по ролям одно из любимейших занятий учащихся младших и средних классов на уроке литературы. Чтение по ролям близко по своей природе детской ролевой игре, которую учащиеся 5-х классов еще не забыли. По ролям учащиеся читали уже много раз, начиная с самых младших классов. Учитель направлял их чтение, учитывая специфику этого вида звучащего слова. С требованиями к чтению по ролям, опирающимися на законы театрального искусства, учащиеся знакомятся в 5-м классе, когда у них уже имеются некоторые знания и практический опыт в области выразительного чтения. При чтении басен по ролям пятиклассники получают первоначальное понятие о драматическом роде литературы (Белинский называл басни «маленькими комедийками»). Читая басню, ребята непосредственно переживают конфликт, лежащий в ее основе, что помогает уяснить жанровые особенности произведения
В целях подготовки выразительного чтения басни определяем исполнительскую задачу осудить жестокое, несправедливое насилие сильных над слабыми. Предлагаем прочитать басню по ролям. Прослушав учащихся, отметив достоинства и недостатки их чтения, нужно объяснить особенности чтения по ролям.
- Сколько человек понадобится, чтобы прочитать эту басню по ролям?
- Как надо читать слова Волка и Ягнёнка, чтобы зрители (слушатели) поняли, что
хотел сказать автор?
Прочитайте реплики ягнёнка, волка, автора.
Что ты хочешь передать при чтении слов за ягнёнка? Волка? Автора?
В процессе чтения определяются намерения, с которыми участники диалога произносят каждую фразу. Так, например, первую свою фразу (шесть строк) Волк говорит с намерением обвинить Ягненка в неслыханной дерзости, достойной самого страшного наказания. Волк знает, что Ягненок не мутит его питья, но обвиняет его в этом нарочно, желая так напугать Ягненка, чтобы он почувствовал себя виноватым, растерялся, не смел сопротивляться и дал себя съесть. Ягненок не очень испугался страшного, злого Волка, так как не чувствует себя виноватым. Он не понимает, что слова Волка только придирка, и хочет доказать ему свою невиновность. Учитель обращает внимание учеников на особенности языка Ягненка: обраш,ение к Волку в третьем лице, слова «светлейший», «Осмелюсь я донесть», «от светлости его» и пр. Ягненок хочет умилостивить Волка, он отвечает ему без особого страха, но очень почтительно. Поскольку чтение диалога требует взаимодействия (общения) партнеров, нужно, определив намерение, с которым один из его участников говорит те или иные слова, вслед за этим определить реакцию и ответное действие другого. Ответ Ягненка разозлил Волка. Ему хочется скорее съесть Ягненка, а тот своими рассуждениями оттягивает этот момент. Поэтому каждая последующая фраза Волка это все более яростное наступление на Ягненка, выражение все более нетерпеливого желания скорее заставить его сдаться. И наконец, потеряв терпение, Волк отбрасывает всякую хитрость свои ложные обвинения и придирки и заявляет открыто, что хочет съесть Ягненка. По мере наступления Волка Ягненок все больше и больше пугается. Его ответы становятся короче. Он уже не употребляет почтительных выражений для доказательства своей невиновности, он отбивается от нападок Волка, пытается оправдаться, смягчить его гнев. Произнося слова: «Помилуй, мне еще и отроду нет году», Ягненок хочет образумить Волка: «в запрошлом лете» его еще и на свете не было. Словами «нет братьев у меня». Ягненок заверяет Волка в своей невиновности, в своей непричастности к какому бы то ни было грубиянству. Последние слова Ягненка «Ах, я чем виноват?» просьба о пощаде.
При чтении басни целиком ученик, читающий «от автора», не общается с участниками диалога, но также должен их видеть. Он как бы наблюдает за ними и рассказывает о том, что происходит. Его словесные действия обращены к слушающим, т. е, к классу, Чтение текста от автора это не бесстрастное сообщение определенных фактов. Оно требует активного словесного действия. Раскрывая слушающим обстоятельства, при которых произошла встреча Ягненка с Волком, читающий подчеркивает безобидность поступка Ягненка («в жаркий день пришел к ручью напиться»), досадует на печальную случайность его встречи с Волком, осуждает действия и намерения последнего.
Учащимся дается задание на дом: подготовить выразительное чтение басни или подготовить по ролям чтение диалога.
На дом учащимся дается памятка
Правила выразительного чтения стихотворного произведения 1. Прочитай произведение «про себя» и определи его главную мысль , идею. 2. Обращая внимание на содержание стихотворного произведения, выбери: - темп ( скорость ); - интонацию; - громкость чтения; - жесты и мимику. 3. При чтении вслух выдели голосом важные посмыслу слова. 4. Обязательно соблюдай : - рифму ( делай правильное ударение в словах); - стихотворный размер ( все стихотворные строки произноси с одинаковой скоростью). 5. Постарайся выразить : - эмоции, которые хотел вызвать И.А. Крылов у читателя; - эмоции, которые отражают твое понимание басни. 6. Выбери стиль чтения, который больше подходит для каждого героя. 7. Следи за своей дикцией. Произноси слоги и слова правильно, отчетливо.

·
Объяснительное чтение – один из самых первых терминов в истории МПЛ. Суть его проста и вполне понятна из названия: чтение текста в классе должно сопровождаться разъяснением со стороны учителя. Такое чтение методист Бунаков называл «энциклопедическим». Иногда, когда изучается достаточно «длинное» произведение, есть смысл напомнить связь «ныне происходящих» в книге событий с уже прочитанными. Со временем следует приучить детей к самостоятельному комментированию читаемого, он должен уметь пользоваться толковыми словарями, справочниками, энциклопедиями (хотя бы детскими). Таким образом, объяснительное чтение, которое обычно практикуется в младших классах, - ступень к комментированному чтению.
В тексте басни встречаются некоторые непривычные нам слова и формы. Причина этого:
некоторые слова и формы устарели, например: дерзость, винЫ
Крылов передает разговорную речь, например: донесть, в запрошлом
В поэтическом тексте иногда допускаются отклонения от нормы.
 
Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях:
На дОбычу стремится – ударение
Законный вид и толк: «толк» – смысл»
дерзость – наглость
осмелюсь я донесть – позволю себе сказать
шагов я нА сто пью – ударение (проклитика)
гневаться – сердиться
в свете – в обществе
в запрошлом лете – в позапрошлом году
«помилуй» – здесь это слово означает несогласие и готовность возразить
кум, сват – дальние родственники
разведаюсь – отомщу, расквитаюсь
досуг мне разбирать винЫ твои, щенок: «досуг мне» – некогда, ударение «винЫ»

- В этой басне так же, как и в других, есть трудные слова, устаревшие или
непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать,
какими словами из современного русского языка их можно заменить.

Особое место на уроках русской литературы в школе занимает комментированное чтение. Необходимость комментирования текста проистекает из очевидности дистанции, отделяющей современного читателя-школьника от литературного произведения, рассматриваемого на уроке, и от исторически и эстетически обусловленного литературного процесса. Преодоление или, точнее, сокращение этой дистанции и есть цель и задача комментирования как метода изучения литературы в школе. В процессе комментирования учитель стремиться приучить школьников к внимательному чтению, разбудить их воображение, их готовность к последующей работе над вопросами обобщающего характера. В старших классах роль комментированного чтения в освоении художественных произведений уменьшается: на первый план выдвигается задача формирования у школьников навыков самостоятельной работы над текстом. Чтение требует от школьников не только логического понимания содержания читаемого, но и понимание образной специфики художественного произведения ( прежде всего, как идея раскрывается через поступки, характеры героев, через авторское отношение и т.п., какова роль языковых изобразительных средств). Комментарии эти не должны быть излишне подробными и не должны дублировать пояснения учебников и хрестоматий. Комментарии должны как бы сливаться с чтением и выступать как «размышления вслух», ненавязчиво выявляя то главное в каждом произведении, без понимания чего трудно воспринять его заинтересованно.
Учителя - практики различают следующие виды комментариев:
предварительный,
историко-бытовой,
исторический,
историко-литературный,
лексический,
лексико-фразеологический,
идейно-стилевой,
коннотативный (контекстуальный),
подытоживающий
Такие уроки требуют от учителя не только основательных знаний, но и определенных творческо-исполнительных способностей, так как словесник должен донести до ребят «аромат» произведения, его неповторимость.
Совместное чтение в начале находит отклик у школьников и когда такая подготовка к восприятию проведена, произведение должно быть прочитано учеником полностью. Первоначальное чтение сначала бывает поверхностным, хотя все же оказывает воздействие на личность читателя.
Чтение может быть:
- классным,
- домашним.
В средних классах предпочтение учителя отдают классному чтению, потому что, прочитав произведение в классе, учитель может быть уверен, что класс познакомился с книгой и услышал ее выразительное звучание. Однако нельзя недооценивать и домашнее чтение. Оно личное, интимное. Читая вслух, учитель невольно оказывает влияние на его восприятие своей трактовкой, при самостоятельном чтении нет посредника между произведением и учеником.
В практике работы важно совмещать оба вида чтения. В младших классах чтение произведения вслух практикуется чаще, чем в старших. Дело здесь не только в объеме произведения, но и в подготовке ученика. В 5-6 классах техника чтения у детей недостаточно высокая, и, читая про себя, дети не чувствуют удовольствия. Да и классное чтение в этих классах сопряжено с рядом трудностей. 10 -11 - летние школьники не могут в течение длительного времени слушать напряженно без перерыва. Они любят, когда им читают вслух, но через 20-25 мин их внимание рассеивается, они начинают отвлекаться. К тому же в этих классах остро стоит вопрос о совершенствовании техники чтения. Поэтому есть тенденция сливать первоначальное чтение с аналитической работой. Однако это неверно. Нельзя встречу с произведением искусства подменять с работой над техникой чтения. Произведение во всей силе должно звучать на уроке, а техникой чтения следует заниматься в процессе анализа, отчасти индивидуально.
В старших классах чтение становится в основном домашним. В школьную программу включены такие большие по объему произведения, что прочесть их в классе целиком невозможно. Поэтому учитель должен продумать, как побудить ребят прочитать книгу и как помочь им в чтении, а затем выяснить, насколько глубоко они сами ее восприняли. Учителю важно умело сочетать в своей работе оба вида чтения.
После домашнего прочтения басни, предлагаю ответить на вопросы самим себе: 1. Могу ли я понять прочитанное ? 2. Могу ли я рассуждать о прочитанном, то есть высказывать свое мнение об этом произведении ? 3. Могу ли я после прочтения мысленно представить героев, события ? 4. Могу ли я читать это произведение выразительно, вдумчиво, с чувством ?
Итак, главным условием и основой всех уроков литературы является чтение. От правильной организации чтения во многом зависит успех всей работы над литературной темой.
15