РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ 3КЛАССА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ГИМНАЗИЯ № 625»
117449 г. Москва, ул. Шверника, дом 17, корп. 2. Телефон 8(499) 126-48-20. E-mail:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ОГРН 1027739050866, ИНН 7727028555, КПП 772701001. Сайт гимназии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ДЛЯ 3КЛАССА
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Составитель: Косорукова Л.Б.


























Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ МО и НРФ от 06.10.2009 г. № 373., Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана –Граф, 2011. – 112с. Тематический план рассчитан на 34 часа в год. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009г.
Для реализации программного содержания используется:
Под ред. Савенковой Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-4 кл.
Москва «Просвещение» 2005 г
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО».
Цели уроков:
Разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
Активизацию самостоятельной творческой деятельности.
Развитие интереса к природе и потребности общения с искусством ( восприятие и практическая деятельность).
Формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, к своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
Воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения.
Развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту.
Формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно – прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
Формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными графическими материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире.
Развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
Иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание.
По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь:
– представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях; о выборе и применении выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Должны знать:
– холодные и теплые цвета, свойства графики; виды изучаемых материалов и их свойства; начальные представления о цветоведении; особенности композиции при изображении природных объектов;

Должны уметь:
-- выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства;
– выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;
– под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
– самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы; оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;
– ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.


К КОНЦУ 3 КЛАССА УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ:
Личностные результаты:
Целостное, гармоничное восприятие мира.
Интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
Умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы.
Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Умение доводить работу до конца.
Способность предвидеть результат своей деятельности.
Способность работать в коллективе.
Умение работать индивидуально и в малых группах.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
Постановка учебной задачи и контроль её выполнения ( умение доводить дело до конца).
Принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения.
Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса.
Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение её этапов.
Умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
Умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний.
Умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин.
Умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач.
Умение проводить самостоятельные исследования.
Умение находить нужную информацию в Интернете.
Умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием.
Обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними.
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
Сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне.
Умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания.Умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему.
Способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства.
Умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации, рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге.
Умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства.
Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуры разных народов.
Сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знании архитектурных памятников своего региона, их истории.
Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека.
Понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества.
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном.
Умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка каждого из них.
Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла.
Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛГИИ.
Игровые технологии.
Технология сотрудничества.
Групповая технология.
Природосообразная технология.
Технология развивающего обучения.
Технология проектирования.

Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2009). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство»

Цели уроков:
Разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
Формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
Активизацию самостоятельной творческой деятельности.
Развитие интереса к природе и потребности общения с искусством ( восприятие и практическая деятельность).
Формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства.
Воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, к своему народу, к многонациональной культуре своей страны.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
Воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения.
Развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту.



Учебно-тематический план




Тема
Количество часов




Формы организации учебных занятий
Всего часов



Комбинированный урок
Урок-экскурсия
Практическая работа
Урок-выставка
Урок - путешествие


1
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
(изобразительное искусство и окружающий мир)


10


1



6




17


2
Развитие фантазии и воображения


4



3

1

11

3
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

3

3



6




Описание места учебного курса в учебном плане

Учебный курс изобразительного искусства относится к образовательной области «искусство». Курс изучается в течение четырёх лет: (135 ч). Реализуется за счёт часов, отведённых на урок изобразительного искусства: 1 ч в неделю и 34 ч за год в 3 классе.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

У детей формируется понятие культуры как целостного явления: человек, природа, культурная среда; развиваются представления об особенностях родной культуры, ее роли в мировой культуре.
1. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов).
Рассмотрение движения, ритма в природе и жизни человека.
2. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в декоративно-прикладном искусстве. Знак и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.
3. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Цвет в декоративно-прикладном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов, населенных разными народами. Разнообразие видов народного творчества.
4. Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в декоративной композиции: ритм пятен, линий. Знакомство с орнаментом: особенности национального колорита, природа его происхождения, специфика. Орнамент в жизни человека:
оформление костюма, жилища, домашней утвари; изделия декоративно-прикладного искусства.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

На третьем году обучения учащиеся осваивают общие для различных искусств художественно-выразительные особенности образного языка: ритм и настроение, движение, композицию, пространство; раскрывают взаимосвязь элементов композиции (музыкальной, изобразительной, архитектурной, декоративной и др.), получают представление о композиционном центре.

Личностными результатами изучения предмета «Изобразительного искусства» являются следующие умения:
проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала;
анализировать свои переживания и поступки;
находить общие нравственные категории в культуре разных народов;
сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе.
Познавательные УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации;
анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики,
высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора, совершенствование эстетического вкуса. Осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности.



Содержание тем учебного курса

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.
Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.
Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования. Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Комплект таблиц. «Искусство. Стилизация».
Комплект таблиц «Искусство. Цвета и гуашь»
Комплект цветных диапозитивов:
- «Времена года»,
- «Домашние и дикие животные»,
- «Животные»,
- «Жизнь леса»,
- «Лесная кладовая»,
- «Огород и поле»,
- «Пейзаж в произведениях русских живописцев»,
- «Расскажи о человеке»,
- «Сказки Пушкина в иллюстрациях Билибина»,
- «Учимся рассматривать картину».
Слайд-проектор
Интерактивная доска
Ноутбук









Календарно – тематическое планирование
по изобразительному искусству
3 класс



Дата по плану

Дата по факту
Тема урока
Примечание
(характеристика учебной деятельности)

I триместр (12ч)

Раздел 1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1


Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев».
Работа на плоскости
Овладевать основами языка живописи и графики.
Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)

2


Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре  этюды.
Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.
Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

3


Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». Работа в технике акварели «по сырому».
Создавать выставки фотографий с уголками природы.
Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.
Создавать цветовые графические
композиции в технике компьютерной
графики.
Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).
Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды.

4


Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Природный ландшафт: горы, реки, леса, поля.
Исследование ландшафта родной природы.
Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).
Отделять главное от второстепенного.
Выделять композиционный центр.
Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,
орнамент).
Представлять и передавать условное изображение в географических картах.
Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)

5


Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. «Закат солнца, сумерки».
Выбирать формат в зависимости от темы и содержания.
Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.
Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.
Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики.

6


Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца».
Передавать графическими средствами воздушную перспективу.
Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.
Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.
Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.
Использовать в работе средства компьютерной графики.

7


Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. «Яхты в море».
Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.
Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)

8


Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика).
Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображать с натуры предметы конструктивной формы.
Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.
Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

9


Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: лето – сенокос, купание, езда на велосипеде; осень  сбор урожая, начало учебного года.
Передавать движения.
Уметь работать с натуры и по наблюдению.
Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.
Работать в одной цветовой гамме.
Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек

10


Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы  яблока, чашки.
Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.
Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш.

11


Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.
Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)

12


Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина»
Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина).

II триместр (11ч)

13


Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка».
Осваивать профессиональную лепку.
Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).
Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок.

14


Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок». Работа в малых группах.
Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.
Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.
Передавать ритм и динамику при создании художественного образа.

15


Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказке Н.Н. Носова «Цветочный город».
Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм
(по описанию в сказках).
Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек.

16


Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина.
Создавать предметы для интерьера
с учётом его особенностей.
Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.
Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж вазы, выполненные из камня русскими мастерами.

17


Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными.

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.
Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.
Осваивать технику бумажной пластики
Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.
Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.
Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм

Раздел 2. Развитие фантазии и воображения. (11часов)

18


Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.
Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.
Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.
Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

19


Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши».
Передавать индивидуальную манеру письма.
Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

20


Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме.
Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.
Находить индивидуальную манеру изображения.
Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения

21


Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации)
Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.
Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.
Создавать коллективную книжку-раскраску.

22


Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете.
Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.
Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы.

23


Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля).
Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.
Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).
Уметь работать в коллективе, распределять обязанности

III триместр (11ч)

24


Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения. «Архитектура в стране снов  домик, в котором живёт твой сон».
Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.
Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.
Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.
Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства

25


Создание предметов декоративно-прикладного искусства на тему: Кувшин «Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин.
Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.
Передавать в объёмной декоративной форме настроение.
Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета.

26


Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики.
Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.
Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы.
Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек.

27


Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др.
Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве.
Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».
Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.
Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

28


Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин).
Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.
Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.
Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши.

Раздел 3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). (6ч)

29


Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Проводить коллективные исследования по данной теме.

30


Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики.
Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).
Понимать специфику выразительного языка каждого из них

31


Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма).
Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.
Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике.

32


Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий. Пейзаж «Дом на горе».
Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.
Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.
Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

33


Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин.
Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).
Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства.

34


Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города.
Представлять и понимать связь архитектуры с природой.
Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.







































15