Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
для начальных классов
«Умелые ручки»

Пояснительная записка

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
формирование информационной грамотности современного школьника;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Отличительные особенности программы
Базовые теоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов: 135 часов
Из расчёта:
1 час в неделю:
1 класс – 33 часа,
2 класс – 35 часов,
3 класс – 35 часов,
4 класс – 35 часов.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса
«Умелые ручки»
Прогнозируемый результат:
Скоординированы движения кистей рук воспитанников;
- развито творческое воображение у воспитанников;
- сформирован интерес к творческой деятельности;
- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.

Тематическое планирование
1 класс, 33 часа

Количество
часов
Тема
Материалы


I. Аппликация и моделирование, рисование (16часов)


1
Вводное занятие. Экскурсия.


2 - 4
Аппликация из природных материалов на картоне.
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

5 - 6
Аппликация из геометрических фигур.
Цветная бумага, картон

7 - 8
Рисование нетрадиционным методом
Соломка, нитки, картон

9-10
Аппликация из пуговиц.
Пуговицы, картон

11-12
Аппликация из салфеток.
Салфетки, картон

13 – 14
Аппликация на дисках
Диски, паетки

15-16
Объёмная аппликация.
Гофрированная бумага, цветная бумага, картон


II. Работа с пластическими материалами (10 часов)


1-4
Рисование пластилином.
Пластилин, картон

5-8
Обратная мозаика на прозрачной основе.
Пластилин, прозрачные крышки

9-10
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто


III. Аппликация из деталей оригами
(6 часов)


1-3
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
Цветная бумага, картон

4-6
Коллективные композиции в технике оригами.
Цветная бумага, картон


2 класс, 34 часа

Количество часов
Тема
Материалы


I. Аппликация и моделирование (12 часов)


1-4
Аппликация из листьев и цветов.
Засушенные цветы, листья

5-8
Аппликация из птичьих перьев.
Птичьи перья, картон

9-12
Аппликация из соломы.
Солома, картон


II. Работа с пластическими материалами (8 часов)


1-2
Разрезание смешанного пластилина.
Пластилин, тонкая проволока, картон

3-4
Обратная мозаика на прозрачной основе.
Пластилин, прозрачные крышки

5-6
Торцевание на пластилине.
Пластилин, гофрированная бумага

7-8
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто


III. Поделки из гофрированной бумаги
(4 часа)


1-4
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Гофрированная бумага, картон


IV. Модульное оригами (10 часов)


1-2
Треугольный модуль оригами.
Цветная бумага

3-4
Замыкание модулей в кольцо.
Цветная бумага

5-10
Объёмные фигуры на основе формы «чаша».
Цветная бумага


3 класс, 34 часа

Количество часов
Тема
Материалы


I. Работа с природными материалами
(4 часа)


1-4
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д.


II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)


1-6
Торцевание гофрированной бумагой на картоне.
Гофрированная бумага, картон

7-10
Мозаика из ватных комочков.
Вата, картон

11-14
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Картон, цветная бумага

15-18
Многослойная аппликация.
Открытки, картинки, картон


III. Работа с пластическими материалами (6 часов)


1-4
Мозаичная аппликация на стекле.
Пластилин, стекло

5-6
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто


IV. Модульное оригами (6 часов)


1-6
Игрушки объёмной формы.
Цветная бумага


4 класс, 34 часа

Количество часов
Тема
Материалы


I. Работа с природными материалами
(4 часа)


1-4
Коллективные композиции, индивидуальные панно.
Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов, камешки, ракушки


II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часа)


1-2
Многослойные аппликации.
Открытки, картинки, картон

3-6
Мозаика из квадратных модулей.
Картон, цветная бумага

7-8
Элементы квиллинга.
Картон, цветная бумага

9-14
Аппликации в технике квиллинг.
Картон, цветная бумага

15-18
Техника изонить. Заполнение круга, угла.
Картон, цветные нитки

19-24
Аппликации в технике изонить.
Картон, цветные нитки


III.Поделки на основе нитяного кокона
(6 часов)


1-6
Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.
Нитки, напальчник, цветная бумага


Список пособий:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Сайт Страна Мастеров
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6. Сайт Всё для детей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Календарно – тематическое планирование

№ п/п
Кол-во часов
Тема
Материалы
дата





план
факт

I. Аппликация и моделирование – 12 часов

1 четверть – 9 часов

1- 4
4
Аппликация из листьев и цветов.
Засушенные цветы, листья
























5 - 8
4
Аппликация из птичьих перьев.
Птичьи перья, картон
























9
1
Аппликация из пайеток.
Солома, картон



2 четверть – 7 часов

10- 12
3
Аппликация из пайеток.
Солома, картон

















II. Работа с пластическими материалами – 8 часов

13-14
2
Разрезание смешанного пластилина.
Пластилин, тонкая проволока, картон










15 - 16
2
Обратная мозаика на прозрачной основе.
Пластилин, прозрачные крышки










3 четверть – 10 часов

17-18
2
Торцевание на пластилине.
Пластилин, гофрированная бумага










19 - 20
2
Лепка из солёного теста.
Солёное тесто










III. Поделки из гофрированной бумаги – 4 часа

21-24
4
Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.
Гофрированная бумага, картон
























IV. Модульное оригами – 10 часов

25-26
2
Треугольный модуль оригами.
Цветная бумага










4 четверть – 9 часов

27-28
2
Замыкание модулей в кольцо.
Цветная бумага










29 - 34
6
Объёмные фигуры на основе формы «чаша».
Цветная бумага






































35
1
Итоговое занятие. Выставка «Чему мы научились»













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15