Конспект урока по теме И.А.Крылов. Басня Свинья под дубом


Технологическая карта урока
Учитель: Фетисова Е.Н.
Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево
Урок: литература
Тема урока: «И. А. Крылов. Басни».
Класс: 5
УМК: Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.
Цели для ученика
Обучающие:
формирование умений анализа произведения
формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения
умение аргументировать свои мысли
Развивающие:
развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.
Воспитывающие:
воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе Цели для учителя
Образовательные: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; ознакомить с жанрами классической литературы ХIХ века; развивать умение составлять рассказ с опорой на план. обучение основам анализа произведения,
Развивающие:
создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развитие навыков осмысленного чтения, умения «всматриваться и вслушиваться» в слово художественного произведения, развитие речи учащихся, умения актуализировать личный жизненный опыт
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к слову, толерантности, доброты и чуткости через восприятие произведения
Тип урока
Знакомство с биографией,анализ басни Форма урока
Традиционная (урок-практикум)
Опорные понятия, термины
Литературный персонаж
Образ
Новые понятияБасня
Мораль
Иносказание
Аллегория
Эпитет
Олицетворение
Стилистические особенности
Формы контроля:
Фронтальный опросИндивидуальная работа Домашнее задание
Выучить наизусть басню
Прочитать другие басни И.А. Крылова и найти в них мораль и аллегорию
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
I. Мотивация
2 минуты.

Включение в деловой ритм.
Мотивация учебной деятельности эпиграфом к уроку:
Басня - мудрости ступенька. Подготовка к работе.
Самоопределение.
Поиск ответа на поставленный вопрос:
Басни И.А. Крылова – это просто стихотворение о животных или нечто большее?
Словесная форма.
Постановка проблемного вопроса. Личностные: самоопределение;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Психологический настрой учителя и учащихся.
II. Актуализация знаний
5 минут. Подведение детей к формулированию темы и постановке целей урока.
-Давайте обратим внимание на оформление нашего класса, книги какого русского баснописца с нами сегодня на уроке? Что изображено на иллюстрациях?
Басни — это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. (Звучит одна из басен Эзопа.) Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии — Лессинг, в России — Майков, Сумароков, Хемницер, Ломоносов и другие.
Определение цели учебной деятельности.
Формулировка темы урока
Запись в тетрадь определения понятия «басня»
Отвечают на вопрос учителя, определяют о ком идет речь. Беседа Иллюстративно-словесный метод.
Личностные:
самопроверка, оценивание своего ответа;
познавательные:анализ объектов с
целью выделения признаков. Отработка умений давать определение литературных понятий
III. Работа по теме урока
Слово учителя о биографии И.А.Крылова. (презентация)
8 минутРабота с текстом (аудиозапись)
Чтение по ролям басни. 5 минут
Выразительное чтение 6 минут 5 минут – презентация материала. Создание проблемной ситуации. Ответ на вопрос:
Возможно ли, что, читая басни, человек на примере животных научится видеть свои недостатки и исправлять их?
Введение нового термина «аллегория» на примере персонажей басни. Поиск морали в басне.
Умение составлять план по статье.
Умение презентовать свою работу.
Ответ на проблемный вопрос.
Запись в тетрадь определения понятия «аллегория» и «мораль»
Групповая работа.
Практический метод.Приём познавательной активности через творческое задание.
Иллюстрирование текста
Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;
регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Вырабатывать уважительное отношение друг к другу
IV. Лингво-физкультминутка.
3 минуты. Объясняет задание. Выполняют упражнения.
Учитель называет животных, а дети ставят руки на пояс, если животное-персонаж положительный (символизирует справедливого человека), на голову – если отрицательный (символизирует бедового, неправого человека) Здоровьесбере-гающая технология. V. Актуализация знаний.Работа по развитию речи

6 минут.
Работа над лексическим значением слова.
Задает вопрос: кто такой невежда и невежа, какие синонимы у этих слов.
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Организует деятельность по применению полученных знаний. Ответ на вопрос.
Составление монологического высказывания
Пересказ фрагментов
Подбор цитат для характеристики героев
Беседа Личностные:
самопроверка и взаимопроверка;
регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. Развитие умения составлять монологическое высказывание,
Воспроизводить литературоведческую информацию,
выслушивать и принимать во внимание чужое мнение
VI. Подведение итогов

2 минуты. Устанавливает осознанность
восприятия.
Организует деятельность по применению полученных знаний. Разгадывание кроссворда Обсуждение результата работы с произведением
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Проявление толерантности.
VII. Рефлексивно-оценочный этап.
2 минуты. Организует рефлексию. Осуществляют самооценку собственной учебнойдеятельности, соотносят цель ирезультаты, степень их соответствия. Беседа.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные:
рефлексия;личностные:смыслообразование. Умение оценивать себя.
VIII. Домашнее задание.
2 минуты. Объясняет домашнее задание. Слушают и записывают в дневник.
Познавательные:
умение делать выбор и обосновывать его. Приложение 1
Кроссворд

1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)
2. Вид литературного произведения. (Басня.)
З. Известный русский баснописец. (Крылов.)
4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)
5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)
Приложение 2
Ресурс: Памятник И.А.Крылову, Санкт-Петербург (N 157327)
Иван Андреевич Крылов пользовался большой популярностью и уважением еще при жизни, поэтому, как только он скончался, современники решили увековечить память о нем. Был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника. Частными лицами было пожертвовано 13000 рублей. В конкурсе на лучший проект принимали участие И.П.Витали, П.К.Клодт, Н.С.Пименов, П.А.Ставассер и А.И.Теребенев. Победу одержал скульптор Петр Карлович Клодт.
В 1855 году состоялось торжественное открытие памятника в Летнем саду, где Крылов любил гулять. Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из бревен. Однако осколки снарядов все равно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. Когда в 1945 году щиты сняли, памятник Крылову был восстановлен.