Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 5-9 классов


Содержание программы
Пояснительная записка………………………………..3
Требования к уровню подготовки учащихся………...6
Содержание программы……………………………….7
Формы и средства контроля…………………………..27
Перечень учебно-методических средств обучения….27
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 5-9 классов составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программой среднего (полного) общего образования по русской словесности МО РФ, авторской программой Р. И. Альбетковой (Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. Базовый уровень. Программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл./ сост. Е. И. Харитонова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010). Программа соотносится с программами по русскому языку и литературе. Программа по русской словесности ориентирована на изучение употребления языка и рассматривает произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой. Посредством предмета есть собственные задачи:
изучение законов употребления языка;
овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
овладение умением творческого употребления родного языка.
Для изучения предмета в 5-9 классах используется учебно-методический комплекс «Русская словесность»:
Русская словесность. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбеткова - М.: Дрофа , 2013.
Русская словесность. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбеткова - М.: Дрофа , 2010.
Русская словесность. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбеткова - М.: Дрофа , 2013.
Русская словесность. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбеткова - М.: Дрофа , 2013.
Русская словесность. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбеткова - М.: Дрофа , 2013.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение русской словесности на этапе основного общего образования в 5 классе в объеме 34 часов (1 час в неделю), в 6 классе в объеме 34 часов (1час в неделю), в 7 классе в объеме 34 часов (1час в неделю), в 8 классе в объеме 34 часов (1час в неделю), в 9 классе в объеме 34 часов (1час в неделю).
В соответствии с письмом Департамента образования Белгородской области от 21.02.2014г. № 9-06/1086-НМ «О промежуточной аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений», календарным учебным графиком МОУ СОШ №4 с целью высвобождения учебного времени для проведения аттестационных испытаний за рамками четвёртой четверти без изменения продолжительности учебного года предусмотрено 34 учебные недели в 5-9 классах, поэтому сокращены по два резервных часа в каждом году обучения. Формы организации учебного процесса:
игра,
создание собственного текста,
анализ текста,
устное высказывание,
работа со словарями,
исследование,
творческая работа,
выразительное чтение.
Виды учебных занятий:
нетрадиционные формы проведения уроков;
контрольный урок
обучающий урок
Формы и средства контроля знаний и способов действий учащихся
Преобладающие формы текущего контроля знаний и способов действий:
фронтальный опрос
индивидуальный опрос
самостоятельная работа
тестирование
наблюдение
беседа
самоконтроль
взаимоконтроль
игровые технологии
работа с карточками
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В 5 классе учащиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях - эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
В 6 классе развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
В 8 классе ученики осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении, видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
В 9 классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Содержание обучения
5 класс (34ч.)
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать
разговорную и книжную окраску выражений. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог.
Уместное употребление просторечия.
Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные.
Употребление многозначных слов.
Слова-термины. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
Фразеологизмы.
/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью.
Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы.Прямое и переносное значение слова
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений. Употребление
в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегорий.
Текст
Текст как результат употребления языка, связанное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражении: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное
изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему.
Создание словесного описания предмета. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их
интонация. Ритм и рифма в стихах. Строфа.
/// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками.
Виды сказок. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
/// Различение видов русской народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок, употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения.
/// Понимание того, что эпическое произведение – результат творчества писателя. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное - выражение мыслей и чувств поэта, вызванных
различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
/// Понимание главного свойства лирических произведений – выражение мыслей и чувств автора.
Выразительное чтение стихов.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
/// Умение отличать драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Сочинение собственной сценки. 6 класс (34 часа)
Употребление языковых средств
Стилистическая окраска слов и предложений.
Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текста с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.
Средства художественной изобразительности
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения.
Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения.
Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Лирическое произведение, его особенности
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения.
Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
7 класс (34 часа)
Материал словесности. Слово и словесность
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
/// Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
/// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев исюжетов народной словесности в произведенияхрусских писателей.
/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
8 класс (34 часа)
Средства языка художественной словесности
    Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить  авторскую точку зрения.
    Семантика фонетических средств языка. Значение  интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
    Семантика словообразования. Значение сопоставления  морфем, создания новых сложных слов.
    Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
    Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.  /// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического
    Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
    Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
    Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
    Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
  ///  Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения
    Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
    Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
    Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в  художественном  произведении.
    Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
    Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
    Великие художественные произведения.
  ///  Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.
Произведение словесности
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в эпическом произведении
    Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая  речь  в  монологе.
     Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
    Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
    Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
   ///  Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды  авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного  произведения. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни
и выражения  точки зрения автора
в лирическом произведении
    Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
    Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
    Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
    Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
    Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
  /// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.

Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в драматическом произведении
  Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.    Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
    Характеры   героев,   изображенные  посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
    Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
  /// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности
    Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.    Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
    Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
    Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
  /// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.
9 класс (34 часа)
Материал словесности
Средства художественной изобразительности
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Жизненный факт и поэтическое слово
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
Историческая жизнь поэтического слова
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
Произведение словесности
Произведение искусства слова
как единство художественного содержания
и его словесного выражения
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
Произведение словесности в истории культуры
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
Формы и средства контроля
устные ответы и письменные работы, выполняемые в тетрадях;
словесная интеллектуальная деятельность;
творческие словесные работы.
Учебно-методические средства обучения
Русская словесность. 5 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбетковой – М.: Дрофа , 2013.
Русская словесность. 6 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбетковой – М.: Дрофа , 2010.
Русская словесность. 7 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбетковой – М.: Дрофа , 2013.
Русская словесность. 8 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбетковой – М.: Дрофа , 2013.
Русская словесность. 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений/ Р.И. Альбетковой – М.: Дрофа , 2013.
Дополнительная литература:
Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Около 11 000 синонимических рядов. - 9-е изд. - М., 1998.
Ахманова О. С.  Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
Ашукин Н. С., Ашукин М. Г.  Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражений: - М., 1998.
Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.
Большой путеводитель по Библии: Пер. с нем. - М., 1993.
Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб., 1998.
Васюкова И. А.  Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления/Под ред. И. К. Сазоновой. - М, 1998.
Горбачевич  К. С,  Хабло Е. П.  Словарь эпитетов русского литературного языка. - М., 1979.
Горбачевич  К. С.   Русский  синонимический  словарь. - СПб.. 1996.
Даль   В. И.    Пословицы русского народа.  -  М., 1994. - Т. 1-3.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (Любое издание.)
Детская энциклопедия в 12 томах. Том 11: Язык и литература. - Ц., 1976.        
Жуков В. П.,  Жуков А. В.  Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд.,  перераб. - М., 1994.
Жуков В. П.  Словарь русских пословиц и поговорок. (Любое издание.)
Зимин В. И., Спирин  А. С.  Пословицы и поговорки русского народа: Объяснительный словарь. - М., 1996.
Изобразительное искусство.  Музыка / Ред.-сост. М. М. Подзорова, Т. Н. Марусяк. - М., 1997. (Словари школьника).
Квятковский  А. П.  Школьный  поэтический  словарь. - М., 1998.
Краткий словарь литературоведческих терминов  /  Сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев: Кн. для учащихся. — М., 1985.
Крысин  Л. П.  Школьный словарь иностранных слов. - М.. 1997.
Крысин  Л. П.  Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.
Лапатухин  М. С.,  Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П.  Школьный толковый словарь русского языка. - 2-е изд., перераб. и  доп. - М., 1999.
Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. - М., 1990.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и  П. А. Николаева. - М., 1987.
Львов М. Р.  Школьный словарь антонимов русского языка. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 1998.
Николюк Н.   Библейское слово в нашей речи: Словарь-справочник. - СПб., 1998.
Ожегов С. И.,  Шведова Н. Ю.  Толковый словарь русского языка. - М., 1992. (Любое последующее издание.)
Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. - М., 1994.
Рогожникова Р. П.,  Карская Т. С.  Школьный  словарь  устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. - М., 1996.
Русский язык:  Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.
Словарь образных выражений русского языка / Под ред. В. Н. Телия. - М., 1995.
Сомов В. П.   Словарь редких и забытых слов. - М., 1996.
Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. - М., 1967.
Учебный словарь синонимов русского языка  /  Сост. Л. П. Алекторова,   Л. А. Введенская,
В. Ю. Зимин и др. — Ростов-на-Дону; М., 1997.
Шанский Н. М., Боброва Т. А.  Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. - 2-е изд. - М., 1997.
Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - 2-е изд. - М., 1997.
Шипов Я.   Православный словарь. - М., 1998. (Словари школьника).
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. - 3-е изд., доп. - М., 1994.
Фразеологический  словарь  русского  языка  /  Сост.  А. И. Фёдоров:  Более  12000 фразеологических  единиц. – Новосибирск,  1995. – Т.  1, 2.  ( любое  последующее издание.)
Шанский  Н. М.,  Зимин  В. И.,  Филиппов  А. В.  Школьный  фразеологический  словарь русского  языка:  5 – 11  кл. – М., 1995.
Школьный  словарь  иностранных  слов  /  Под  ред.  В. В. Иванова. – 3-е  изд.,  перераб.  и доп. – М.,  1994.
Средства ИКТ
1. Компьютер.
2. Проектор.