Рабочая программа элективного курса Русская словесность (мониторинг)


Стартовый контроль
1) Подчеркните верные утверждения:
Морфологические и словообразовательные средства выразительности могут использоваться в художественном, научном, публицистическом, официально-деловом и разговорном стилях.2)  Определите особенности и выразительную роль выделенных форм существительных.      1) В мураве колеи утопают,           А за ними с обеих сторон           В сизых ржах васильки зацветают,           Бирюзовый виднеется лен. (И. А. Бунин)      2) Заяц готов зимовать. Однако он поспешил одеться — зима застряла где-то в лесах вологодских... За этим зайцем, опередившим зиму, и ходят в лес охотники. (В. М. Песков)3) Определите выразительную роль глаголов и их форм (форм времени и вида) в данных текстах.      1) Полдень. Жара густым горячим жиром стекает на прокаленную солнцем землю. Все спит: спит трава, спят почерневшие, будто обугленные холмы, спит бурое поле, спит воздух, густой и тягучий, как растительное масло. Возле дороги стоит одинокий тополь, его сухие листья похожи на жесть, под деревом спит Семка. Он похож на потерявшего сознание, потому что лежит не шевелясь, закрывшись руками от острых солнечных лучей, которые пронизывают скудную крону тополя. (В. Н. Турбин)      2) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его скривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились. Длинный подбородок жены стал еще длиннее. (А. П. Чехов)4) а) Прочитайте текст. Потемнело. Низко, с тревожными криками пронеслись в глубь леса испуганные птицы. Внезапная молния судорожно передернула небо, и я увидел над Окой дымный облачный вал, что всегда медленно катится впереди сильной грозы...      Небо дохнуло резким холодом мирового пространства. И издалека, все приближаясь и как бы все пригибая на своем пути, начал катиться медленный и важный гром. Он сильно встряхивал землю.      Вихри туч опустились к земле, и вдруг случилось чудо: солнечный луч прорвался сквозь тучи, косо упал на леса, и тотчас хлынул торопливый, подстегнутый громами, тоже косой и широкий ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам, набирал скорость, стараясь перегнать самого себя. Лес сверкал и дымился от счастья. (П. Гарбышев)б) О чем говорится в тексте? Какие грамматические средства позволяют автору изобразить яркую картину?
Промежуточный контроль
1 вариант
1.С какой целью использованы имена существительные в следующем отрывке:
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
А) для создания ощущения динамизма действия;
Б) для обозначения окружающих явлений и предметов;
В) для описания деталей, которые образно и зримо рисуют картину дождя.
2.Сгруппируйте «говорящие» фамилии, которые:
1) характеризуют героев по их речи;
2) передают иронию или сочувствие автора к герою;
3) помогают раскрыть характер героев:
А) Хитрюшкин;
Б) врач Гибнер;
В) Кашалотов;
Г) синьор де Скупердяй;
Д) Дуролейн;
Е) Вороватов;
Ж) Добряков
3.Составьте диалог героев, фамилии которых Забывайкин и Вспоминалкин. Подумайте, какими чертами характера могут обладать герои с такими фамилиями.
4.Определите, какой изобразительно- выразительный прием использован в данном отрывке:
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны светлой мглой.
А) метафора;
Б) сравнение;
В) олицетворение.
1 вариант
Определите, какой изобразительно- выразительный прием использован в данном отрывке:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омыта грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
А) метафора;
Б) сравнение;
В) олицетворение.
Определите, какой изобразительно- выразительный прием использован в данном отрывке:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
А) метафора;
Б) сравнение;
В) олицетворение.
3.Какие отглагольные существительные использованы в отрывке? С какой целью автор (Р.Рождественский) включает отглагольные существительные в отрывок?
Заунывный рев мотора.
Сумасшедший звон жары.
Задыхаясь- в гору, в гору,
И –зажмурившись- с горы!
4.Реши лингвистическую задачу.
У писателя Шолохова на 500 слов- самостоятельных частей речи приходится 216 существительных, а у писателя Симонова- 170. Кто из них более предметен, информативен? Ответ обоснуйте.
Итоговый контроль
1 вариант
I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Метафора А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности
2. Метонимия Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета
3. Перифраз (перифраза) В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
4. Ирония Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
5. Литота Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка
II. Какой троп использован?
1. В.А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,Тревожною думой наполнено ты…
2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:
Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;
3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:
Выпряг народ лошадей – и купчинуС криком «ура!» по дороге помчал…Кажется, трудно отрадней картинуНарисовать, генерал?..
4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Не то на серебре – на золоте едал…
5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
А. ирония; В. синекдоха;
Б. олицетворение; Г. метонимия.
III. Определите вид эпитета:
А. постоянный; В. эмоциональный;
Б. изобразительный; Г. метафорический.
1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Лермонтов)
2. Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)
3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый.(М.Ю. Лермонтов)
4. Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Эпифора А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
2. Антитеза Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации
3. Эллипсис В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)
4. Градация Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
5. Параллелизм Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов
V. Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?
1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?
Я памятник себе воздвиг нерукотворный…
2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?
Опять душа помолодеет,Опять родной увидит край…
3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?
Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…
4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи?
Где стол был яств, там гроб стоит…
5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?
Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.
А. Анафора; Г. инверсия;
Б. антитеза; Д. градация.
В. умолчание; VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?
Иль нам с Европой спорить ново?Иль русский от побед отвык?
1 вариант
I. Соотнесите тропы и их определения.
1. Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
2. Аллегория Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
3. Сравнение В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
4. Гипербола Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
5. Олицетворение Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
II. Какой троп использован:
1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?
Изба-старуха челюстью порогаЖует пахучий мякиш тишины...
2. Б.Горбатовым в прозаической строке?
Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
3. М.Исаковским для передачи лирического переживания?
Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.
4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?
Желудок в панаме! Тебя ль заразятВеличием смерти для новой эры?!
5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?
Стекло стрекоз сновало по щекам.
А. Синекдоха; Г. развернутая метафора;
Б. метафора; Д. сравнение.
В. метонимия; III. Закончите фразу.
«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:
1. предмет сравнения;
2. образ сравнения;
3. ………..».
IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.
1. Анафора А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа
2. Оксюморон Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок
3. Инверсия В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
4. Парцелляция Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое
5. Риторический вопрос Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы
V. Какой синтаксический прием
1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?
Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?
Милый друг, и в этом тихом домеЛихорадка бьет меня.Не найти мне места в тихом домеВозле мирного огня...
3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?
Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;
4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?
Мы любим все – и жар холодных чисел…;
5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?
Не сломлюсь, не дрогну, не устану,Ни крупицы не прощу врагам.
А. Оксюморон; Г. градация;
Б. парцелляция; Д. эллипсис.
В. эпифора; VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?
У меня в Москве – купола горят,У меня в Москве – колокола звенят.
Приложение №13
Контрольная работа по теме «Морфологические средства выразительности имен прилагательных»
С какой целью в данном отрывке использовано такое обилие прилагательных:
Поздней осенью срезают на огородах сочную белую капусту. Сняли в саду налитую пахучую антоновку. В высокие груды насыпана между рядами красная морковка и толстая сладкая репа. Трава и деревья поют последние песни, хвалят щедрую землю, хвалят жаркое солнце, хвалят теплые дожди. Пролетело ослепительное лето, прошла золотая осень.
А) придать речи точность и меткость;
Б) придать речи особую выразительность;
В) придать описанию образность;
Г) передать настроение автора.
С какой целью в данном отрывке использованы прилагательные:
Человек бесчеловечный.
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильныйПусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасный, бессердечный
Человек бесчеловечный.
А) придать речи точность и меткость;
Б) придать речи особую выразительность;
В) придать описанию образность;
Г) передать настроение автора.
3.Какой изобразительно- выразительный прием использован в данном отрывке:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском озарена.
А) Метафора;
Б) Олицетворение;
В) Эпитет;
Г) Сравнение.
Представь себе, что ты известный художник. Тебе нужно проиллюстрировать следующий отрывок:
Солнце нынче опускалось в слепящее золото. Океан все штилем. Всюду вокруг нас, по матово-стальным медленно перекатывающимся волнам, тоже текло, переливалось, блистало золото. Океан… стал уже весь млечно- стальной с голубым налетом, и по этой безграничной млечности пошли от заката (ставшего менее …оранжево- золотым) оранжевые глянцы, меж тем как небо на востоке стало гелиотроповым, а вдоль бортов медленно изгибалась, как лилово- синие удавы, мертвая волна. Мы поспешили на самую высшую точку: солнце успело скрыться, небо стало фиолетовым, а западное позеленело и пошло по зеленому огненно- оранжевыми полосами, над ним же … ткани облаков … окрасились в нежно- малиновый цвет.
Какие краски для своей картины выберешь? Почему?
4.Подумай и ответь: что может быть тихим? Запиши словосочетания по образцу: «тихий + существительное».
5.Попробуй воссоздать стихотворный отрывок, поставив на местах пропусков прилагательные:
Вот уж снег ……. в поле тает,
……пар восходит от земли,
И кувшинчик …… расцветает,
И зовут друг друга журавли.
…… лес, в ……дым одетый,
……гроз нетерпеливо ждет.
(А.Толстой)
6.Опиши своего друга/ подругу, используя только прилагательные.
Контрольная работа по теме «Морфологические средства выразительности имен существительных»
1.С какой целью использованы имена существительные в следующем отрывке:
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
А) для создания ощущения динамизма действия;
Б) для обозначения окружающих явлений и предметов;
В) для описания деталей, которые образно и зримо рисуют картину дождя.
2.Сгруппируйте «говорящие» фамилии, которые:
1) характеризуют героев по их речи;
2) передают иронию или сочувствие автора к герою;
3) помогают раскрыть характер героев:
А) Хитрюшкин;
Б) врач Гибнер;
В) Кашалотов;
Г) синьор де Скупердяй;
Д) Дуролейн;
Е) Вороватов;
Ж) Добряков
3.Составьте диалог героев, фамилии которых Забывайкин и Вспоминалкин. Подумайте, какими чертами характера могут обладать герои с такими фамилиями.
4.Определите, какой изобразительно- выразительный прием использован в данном отрывке:
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны светлой мглой.
А) метафора;
Б) сравнение;
В) олицетворение.
Определите, какой изобразительно- выразительный прием использован в данном отрывке:
Лазурь небесная смеется,
Ночной омыта грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
А) метафора;
Б) сравнение;
В) олицетворение.
Определите, какой изобразительно- выразительный прием использован в данном отрывке:
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
А) метафора;
Б) сравнение;
В) олицетворение.
7.Какие отглагольные существительные использованы в отрывке? С какой целью автор (Р.Рождественский) включает отглагольные существительные в отрывок?
Заунывный рев мотора.
Сумасшедший звон жары.
Задыхаясь- в гору, в гору,
И –зажмурившись- с горы!
8.Реши лингвистическую задачу.
У писателя Шолохова на 500 слов- самостоятельных частей речи приходится 216 существительных, а у писателя Симонова- 170. Кто из них более предметен, информативен? Ответ обоснуйте.
Приложение №13
Контрольная работа по теме «Морфологические средства выразительности имен прилагательных»
С какой целью в данном отрывке использовано такое обилие прилагательных:
Поздней осенью срезают на огородах сочную белую капусту. Сняли в саду налитую пахучую антоновку. В высокие груды насыпана между рядами красная морковка и толстая сладкая репа. Трава и деревья поют последние песни, хвалят щедрую землю, хвалят жаркое солнце, хвалят теплые дожди. Пролетело ослепительное лето, прошла золотая осень.
А) придать речи точность и меткость;
Б) придать речи особую выразительность;
В) придать описанию образность;
Г) передать настроение автора.
С какой целью в данном отрывке использованы прилагательные:
Человек бесчеловечный.
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильныйПусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасный, бессердечный
Человек бесчеловечный.
А) придать речи точность и меткость;
Б) придать речи особую выразительность;
В) придать описанию образность;
Г) передать настроение автора.
3.Какой изобразительно- выразительный прием использован в данном отрывке:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском озарена.
А) Метафора;
Б) Олицетворение;
В) Эпитет;
Г) Сравнение.
Представь себе, что ты известный художник. Тебе нужно проиллюстрировать следующий отрывок:
Солнце нынче опускалось в слепящее золото. Океан все штилем. Всюду вокруг нас, по матово-стальным медленно перекатывающимся волнам, тоже текло, переливалось, блистало золото. Океан… стал уже весь млечно- стальной с голубым налетом, и по этой безграничной млечности пошли от заката (ставшего менее …оранжево- золотым) оранжевые глянцы, меж тем как небо на востоке стало гелиотроповым, а вдоль бортов медленно изгибалась, как лилово- синие удавы, мертвая волна. Мы поспешили на самую высшую точку: солнце успело скрыться, небо стало фиолетовым, а западное позеленело и пошло по зеленому огненно- оранжевыми полосами, над ним же … ткани облаков … окрасились в нежно- малиновый цвет.
Какие краски для своей картины выберешь? Почему?
4.Подумай и ответь: что может быть тихим? Запиши словосочетания по образцу: «тихий + существительное».
5.Попробуй воссоздать стихотворный отрывок, поставив на местах пропусков прилагательные:
Вот уж снег ……. в поле тает,
……пар восходит от земли,
И кувшинчик …… расцветает,
И зовут друг друга журавли.
…… лес, в ……дым одетый,
……гроз нетерпеливо ждет.
(А.Толстой)
6.Опиши своего друга/ подругу, используя только прилагательные.