Тематическое планирование 7 класс


№ Тема урока Кол-во часов Из них на лаборат.и практ. работы Содержание урока Виды деятельности обучающихсяДомашнее задание
1 Биология – наука о живой природе.. Многообразие живых организмов. Уровни организации и свойства живого 1 Царства живых организмов: бактерии, грибы. растения, животные. Классификация организмов. Популяция, вид. Роль биологии в практической деятельности людей. Называют основные царства живых Перечисляют факторы
Объясняют значение классификации живых организмов С.5. вопросы
2 Ч.Дарвин о происхождении видов 1 Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Имеют представления о Ч.Дарвине и происхождении видов
Знают определения темы;
Умеют работать и рисунками учебника С.6. вопросы
3 Система органического мира. 1 Основные систематические категории : царства, тип ( отдел), класс, отряд( порядок), семейство. Род, вид, их соподчиненность. Умеют классифицировать понятия С.8. тесты
Царство Бактерии 3 1 4 Царство Бактерии (Прокариоты), особенности строения и жизнедеятельности .Подцарство настоящие бактерии. 1 Строение бактериальной клетки: оболочка. Цитоплазма, ядерное вещество. включения Питание, размножение, Образование спор Распознают и описывают строение бактериальной клетки
Объясняют особенности жизнедеятельности бактерий С.10-13, вопр 1-5 на с.16(у)
5 Бактерии возбудители заболеваний растений, животных, человека. Л/ р№1 «Изучение клеток бактерий» 1 1 Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Использование бактерий в биотехнологии. Значение работ Р.Коха, Л. Пастера. Имеют представления об особенностях строения и жизнедеятельности царства бактерии
Умеют работать с рисунками учебника С.14, вопросы 6-8 на с.16
6 Подцарство Архебактерии. ОксифотобактерииОбобщение по теме 1 Значение в природе и в жизни человека. Бактерии разложения и гниения Имеют представления об особенностях строения и жизнедеятельности царства бактерии
Умеют работать с рисунками учебника С.15. вопр 9-11 на с.
Царство Грибы 4 2
7 Царство Грибов. Особенности строения и жизнедеятельности на примере шляпочных грибов 1 Признаки царств грибы. Строение грибов: грибница, плодовое тело. Роль грибов в природе и жизни человека. Использование грибов в биотехнологии Распознают и описывают внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки С.20-22, вопр 1-5 на с.26 (у)
8 Отдел Зигомикоты, Аскомикоты.. Грибы – паразиты, вызывающие болезни растений, человека.
Л\Р: №2
« Изучение строение плесневых грибов ( на примере мукора)» 1 1 Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты, симбионты Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Называют способы питания многоклеточных грибов
Сравнивают грибы с растениями и животными С.23-25 текст изучить
9 Отдел Оомицеты, Базидиомикоты. Съедобные и ядовитые грибы.
Л\Р:№3
« Распознавание съедобных и ядовитых грибов».»1 1 Особенности строения шляпочных грибов, мицелий. Микориза. Правила сбора грибов.
Оказание первой помощи при отравлении грибами Имеют представления о многообразии грибов:
Знают определения темы урока;
Умеют работать с муляжами и рисунками, составляют презентацию С.25-27
( изучить по группам)
10 Отдел Лишайники 1 Лишайники - симбиоз гриба и
водорослей.
Условия жизни.
Значение.
Питание, размножение Имеют представление об отделе лишайники
Знают определения темы урока;
Умеют работать с увеличительными приборами и рисунками учебника С.28-33 читать, кроссворд
Царство Растения 17 9 11 Царство растений. Строение растительного организма , на примере покрытосеменных: клетки, ткани, органы. 1 Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. Процессы жизнедеятельности: минеральное и воздушное, дыхание, опыление, размножение, рост, развитие, раздражимость. Охрана растительного мира. Называют признаки царства растения
Распознают отделы растений;
Различают и описывают низшие и высшие растения
С.36-37, вопросы
12 Подцарство низшие растения Группа отделов Водоросли. Отдел Зелёные водоросли. Жизнедеятельность растений. Л/р № 4
« Изучение внешнего строения водорослей». 1 1 Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Места обитания и распространение Дают определение термину: низшие растения;
Распознают и описывают строение водорослей;
Называют отделы водорослей и места обитания С.38-41, изучить, ответить на вопросы
13 Главные признаки основных отделов. Отдел Красные и Бурые
водоросли 1 Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания. Дают определение термину: низшие растения;
Распознают и описывать строение водорослей;
Называют отделы водорослей и места обитания С.43 изучить. ответить на вопросы
14 Подцарство Высшие. Главные признаки Отдела Моховидные, особенности строения и жизнедеятельности
Л\Р: №5« Изучение внешнего строения мха, кукушкиного льна» 1 1 Признаки высших растений. Основные признаки мхов. Появление органов и тканей Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Дают определение термину высшие, споровые прастения.Распознают растения отдела Моховидные;
Выявлчют приспособления растений в связи с выходом на сушу С.50-51 вопросы 1-5 на с.54
15 Главные признаки отдела Плауновидные, особенности строения и жизнедеятельности 1 Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение.
Значение в природе и в жизни
человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни
Распознают растения отделов Плауновидные;
Объясняют роль в природе и в жизни человека;
Сравнивают плауны с мхами;
С.60-61, вопросы
16 Главные признаки отдела Хвощевидные, особенности их строения и жизнедеятельности
1 Питание, дыхание, места обитания Распознают растения отделов Хвощевидные;
Объясняют роль в природе и в жизни человека;
Сравнивают плауны с хвощами;
С.57-58., вопр 3-5 на с.60
17 Главные признаки Отдела папоротниковидные, особенности строения и жизнедеятельности
Л\Р:№6 « Изучение внешнего строение папоротника» 1 1 Места обитания и условия жизни, основные признаки папоротников. Размножение, значение в природе и в жизни человека Распознают растения отделов Папоротниковидные;
Объясняют роль в природе и в жизни человека;
Сравнивают папоротники с хвощами;
С.62 до абзаца
« Значение» на с.63 учебника
18 Роль папоротников в природе и практическое значение 1 Места обитания и условия жизни, основные признаки папоротников. Размножение, значение в природе и в жизни человека Распознают растения отделов Папоротниковидные;
Объясняют роль в природе и в жизни человека;
Называют места обитания
С.63-64 читать, вопр 1-5 на с.66 (у)
19 Главные признаки отдела Голосеменные, особенности строения и жизнедеятельности 1 Места обитания и условия жизни, строение голосеменных растений Дают определение термину голосеменные растения;
Распознают растения отдела Голосеменные растения;
Выделяют особенности Голосеменных растений С.68-69 изучить. Верные утверждения на с. 74
20 Практическое значение и роль голосеменных Л/р № 7 « Изучения строения и многообразия голосеменных растений» 1 1 Виды растений, наиболее распространенные в РТ Приводят примеры голосеменных растений;
Распознают и описывают наиболее распространенные голосеменные растения С.68-75 изучить, инд.карт.
21 Главные признаки отдела Покрытосеменные, Строение растительного организма. Размножение. Л/р №8 « Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений». 1 Особенности строения покрытосеменных растений. ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ. ТРАВЫ
Особенности размножения, вегетативное. корневище Распознают растения отдела Покрытосеменные растения;
Распознают и описывают жизненные формы покрытосеменных растений;
Имеют представление о размножении покрытосеменных растений;
Знают определения темы;
Умеют работать с текстом и рисунками учебника, гербарным материалом С.76-79 вопросы
22 Класс двудольные. Семейство Крестоцветные, Розоцветные
Л\Р:№9 «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Строение шиповника» 1 1 Признаки классов однодольные и двудольные, значение растений основных семейств. Класса двудольные .Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей ( классификация). Знают основные признаки класса двудольные , семейства крестоцветные и Розоцветные.
Имеют представление о Классе двудольныхС.83 до абзаца
«Культивируем» на с.83
23 Семейство Пасленовые, Бобовые. Класс двудольные. 1 1 Признаки классов однодольные и двудольные, значение растений основных семейств класса Двудольные Знают основные признаки , семейства к Пасленовые и Бобовые.
Имеют представление о Классе двудольныхГрупповое задание
презентация
24 Класс Однодольные. Семейство Злаковые. Л\Р: «Л\Р:№10«Определение принадлежности растений к определенной систематической группе. Строение злакового растения» 1 1 Признаки классов однодольные и двудольные, значение растений основных семейств класса Однодольные . Определение принадлежности растений к определенной систематической группе использованием справочников и определителей ( классификация).. Знают основные признаки класса однодольные, семейства Злаковые
Имеют представление о классе однодольных , семейства злаковые
Умеют работать с гербарным материалом С.81. подготовить пословицы и поговорки о хлебе
25 Класс однодольные. Семейство Лилейные1 Признаки классов однодольные и двудольные, значение растений основных семейств класса Однодольные. Знают основные признаки класса однодольные, семейства лилейные
Имеют представление о классе однодольных , семейства злаковые
Умеют работать с гербарным материалом С.82 читать
26- 27 Растение целостный организм.
Л\Р. № 11 « Распознавание наиболее распространённых растений своей местности»
.Л/р №12 « Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур.» Экскурсия. 2 2 Роль растений в природе и жизни человека и собственной .деятельности. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями
Важнейшие сельскохозяйственные культур. Многообразие растений своей местности
Называют роль растений в природе, жизни человека, знают важнейшие сельскохозяйственные растения..28 Обобщение по теме:
« Растения»
Л./р № 13 « Распознавание растений разных отделов». 1 1 Усложнение растений в процессе эволюции. Обобщают и систематизируют знания по главе « растения» Кроссворд или реферат
29 Царство животных . Строение организма животного. Многообразие животных – результат эволюции. 1 Одноклеточные многоклеточные животные. Признаки животных. Приводят примеры животных с различным типом симметрии;
Выделяют особенности животных;
Сравнивают царства: растения, Грибы, животные С.92-93 читать
30 Подцарство одноклеточные. Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших..1 Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов Среда обитания и условия жизни. Тип Сарк жгутиконосцы, Инфузории Называют процессы жизнедеятельности и их значение;
Определяют принадлежность простейших к типам;
выделяют особенности одноклеточных животных;
распознают и описывают строение простейших С.94-99, вопросы 5 -15
31 Подцарство многоклеточные животные. Особенности организации. Губки как примитивные многоклеточные животные 1 Признаки многоклеточных животных
Процессы жизнедеятельности животных: питание (растительноядные, хищные, всеядные, паразиты), дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращения энергии, размножение, рост, развитие, движение, раздражимость. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма Регуляция жизнедеятельности организма животного Называют признаки многоклеточных животных;
Объясняют происхождение многоклеточных животных;
С.102-107, вопросы,с. 106
32 Двухслойные животные. Тип кишечнополостных .особенности организации кишечнополостных 1 Признаки типа: лучевая симметрия. Наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Распознают и описывают строение кишечнополостных;
Описывают процессы жизнедеятельности;
Выделяют особенности кишечнополостных; С.108-109, вопросы
33 Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека 1 Признаки типа: лучевая симметрия. Наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок Распознают особенности кишечнополостных;
Объясняют роль кишечнополостных в природе и в жизни человека;
Сравнивают по заданным критериям кишечнополостныхС.111-113, вопросы 9-14 на с.114
34 Трехслойные животные. Тип плоские черви. Особенности организации плоских червей. 1 Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов Называют системы органов плоских червей, органы и их функции;
Распознают животных типа Плоские черви; С.116-117. Задание на с.121
35 Плоские черви-паразиты 1 Ленточные черви, сосальщик, среда обитания Распознают последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика;
Выделяют особенности строения;
Сравнивают строение пресноводной гидры и белой план арии; С.118-119 читать, вопр 1-5 на с.126
36 Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний 1 Ленточные черви, сосальщик, среда обитания и образ жизни. Животные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека. Распознают и описывают паразитических плоских червей;
Выявляют приспособления плоских червей к паразитизму; С.118-119
37 Первично полостные. Тип круглые черви. Тип круглые черви, особенности их организации 1 Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение в природе и жизни человека Распознают и описывают животных, принадлежащих к типу Круглые черви;
Распознают последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика; объяснять меры профилактики заражения. С.122-127. Вопросы 1-5 на с.126
38 Тип Кольчатые черви. Особенности организации кольчатых червей 1 Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Распознают и описывают строение кольчатых червей;
Выделяют особенности строения Кольчатых червей; С.128-130. Рассказ по плану вопрос
39 Многообразие червей. Значение в биоценозах. 1 Классы: малощетинковые, многощетинковые. Значение полихет в природе. Сравнивают строение органов кольчатых и круглых червей;
Определяют принадлежность кольчатых червей к классам; С.128 читать до абзаца
«Многощетинковые» на с.129, вопр 1-6 на с.132
40 Класс многощетинковые и малощетинковые 1 Классы: малощетинковые, многощетинковые. Значение полихет в природе. Распознают по рисункам представителей кольчатых червей;
Называют роль в природе4Объясняют роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. С.129-131 читать, вопр 7-12 на с.132
41 Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их происхождение 1 Среда обитания и образ жизни; особенности строения ( мантия, отделы тела). Строение раковины Распознают и описывают животных типа моллюсков;
Называют системы органов, органы и их функции;
С.134-135, сообщение/тесты
42 Многообразие моллюсков, значение их в природе 1 Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков. Способы питания и передвижения Определяют принадлежность моллюсков к классам;
Выявляют приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни С.134-134 тесты
43 Тип Членистоногие. Класс ракообразные, особенности их строения. Л\Р: №14
« Изучение внешнего строения Членистоногих, речного рака» 1 1 Внешний скелет, отделы тела, смешанная полсть тела Распознают животных типа Членистоногие;
Распознают и описывают внешнее строение и многообразие членистоногих;
Объясняют происхождение членистоногих. С.144-147. Вопросы
44 Многообразие ракообразных, их значение в природе 1 Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувствНазываю системы органов, органы и их функции;
Выявляют приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни;
Распознаю на рисунках и описывают строение ракообразных С.148-150, вопр 1-5 на с.150 (у)
45 Класс Паукообразные1 Восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела ( головогрудь, брюшко) Объясняют роль ракообразных в природе и в жизни человека;
Называют системы органов, органы и их функции с.152-154, вопр 2-7 на с.156 (у)
46 Класс насекомые.
Л/р № 15» Определение принадлежности животных к определённой систематической группе с использованием справочников и определителей ( классификация). 1 Три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа, многообразие насекомых..Распознают и описывают строение насекомых;
Называют систему органов, органы и их функции; С.158-165, рубрика
«Подумайте» на с.167 (у)
47 Особенности жизнедеятельности насекомых их многообразие и роль в природе.
Л/р№16» Изучение многообразия членистоногих, насекомых. 1 Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще0сосущий, фильтрующийЖивотные - возбудители и переносчики заболеваний. Профилактика заболеваний. Роль животных в природе, жизни и деятельности человека
Сравнивают представителей классов Членистоногих;
Приводят примеры насекомых с различными типами развития;
Объясняют роль насекомых в природе и в жизни человека. С.168-171, вопр 3-9 на с.172 (у)
48 Тип Хордовые.
Тип Хордовые. Общая характеристика типа 1 Внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела Называют подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей;
Распознают животных типа Хордовые; выделяют признаки типа Хордовые С.174 читать
49 Подтип Позвоночные. Надкласс рыбы.
Подтип Позвоночные. Надкласс рыбы
Л/р№17
« Выявление внешнего строения рыб в связи с образом жизни..1 1 Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения Распознают и описывают представителей хрящевых рыб; внешние органы рыб.
Объясняют происхождение рыб;
Выявляют приспособленность хрящевых рыб к местам обитания С.175-179, вопр 1-8 на с.184 (у)
50 Многообразие рыб, роль в природе, практическое значение 1 Наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей Называют системы органов, органы и их функции;
Определяют принадлежность костных рыб к отрядам;
Выявляют особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. С.180-183, вопр 9-14 на с.184 9у)51 Класс Земноводные. Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности
Л/р№18« Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни». 1 1 Внешнее строение., особенности внешнего строения Приспособления к образу жизни. Распознают и описывают строение земноводных на примере лягушки;
Выявляют особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. С.186-190, вопр 2-11 на с.194 (у)
52 Размножение и развитие земноводных, многообразие, роль в природе 1 Отряды: хвостатые и бесхвостые, охрана земноводных Объясняют происхождение земноводных на основе составления рыб и земноводных;
Определяют принадлежность земноводных к отрядам С.191-193, рубрика
« Подумайте» на с.195 (п)
53 Класс Пресмыкающиеся. Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности как первых настоящих наземных позвоночных 1 Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно- воздушной среде; покровы тела. Наличие век. Отсутствие желез Выявляют приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни;
Доказывают, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение;
Сравниваю пресмыкающихся и земноводных С.196 до абзаца « образ жизни» на с.201, вопр 1-8 на с.202 (у)
54 Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, роль в природе. Практическое значение 1 Отряды: черепахи и чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека Распознают по рисункам представителей классам пресмыкающиеся;
Определяют принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи С.201 читать. Рубрика
« Подумайте» на с.203 (п)
55 Класс Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности как высокоорганизованных животных Л/р№19 « Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни». 1 1 Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету Распознают и описывать органы и системы органов птиц;
Выделяю особенности строения птиц к полету;
Доказываю, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями С.204-206 читать. Вопр 1-5 на с.220
56 Внутреннее строение птиц 1 Особенности внутреннего строения птиц Объясняют происхождение птиц;
Распознают по рисункам птиц различных групп С.208—210 читать, вопр 6-13 на с.220
57 Размножение птиц 1 Половое размножение птиц Распознают домашних птиц;
Приводят примеры домашних и промысловых птиц С.210-212 читать, рубрика
«подумайте» на с.221 9(п)
58 Экологические группы птиц 1 Группы птиц по питанию: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные Распознают по рисункам птиц различных экологических групп С.212 -219 читать
59 Класс млекопитающие или звери. Особенности строения и жизнедеятельности
Л\Р: №20« Изучение внешнего строение млекопитающего» 1 1 Признаки класса млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Строение организма животного на примере млекопитающего: клетки, ткани, органы, системы органов. Называют системы органов, органы и их функции;
Распознают представителей класса Млекопитающие; С.222 читать
60 Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности. Роль в природе и практическое значение Л\Р: №21« Изучение внутреннего строение млекопитающего» 1 1 Особенности внутреннего строения. Особенности обмена веществ. Строение кожи Регуляция жизнедеятельности организма животного. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведенияРаспознают и описывают органы и системы органов млекопитающих;
Выделяют особенности строения млекопитающих;
С.223-228 читать. Вопр5-11 на с.236 (п)
61 Размножение и развитие млекопитающих 1 Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком. Особенности развития Называют и описывают органы размножения;
Описывают развитие детеныша млекопитающих;
Объясняют особенности развития С.229 читать, рубрика
«Подумайте» на с.237 (п)
62 Многообразие млекопитающих.
Л/Р № 22 « Распознавание домашних животных.» 1 1 Признаки отряда. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные животные. Определяют принадлежность млекопитающих к отрядам;
Выявляют приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни С.230-231 , подготовить сообщение о сумчатых животных
63 Сумчатые и первозвери1 Сумчатые и первозвери. Меры по охране млекопитающих Определяют принадлежность млекопитающих к отрядам;
Выявляют приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни С.232-235, рубрика
« рассмотрите рисунок» на с.237 (п)
64 Повторительно-обобщающий урок по теме « Хордовые»
Л/Р№ 23 « Распознавание животных разных типов» 1 1 Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы,
Млекопитающие. Сохранение биологического разнообразия животных как основа устойчивости биосферы. Домашние животные. Охрана животного мира.
Сельскохозяйственные животные.
Обобщить и систематизировать знания по главе 5. « Царство Животные» С.238-239 читать
65 « Многообразие живых организмов»
Экскурсия.
1 Многообразие животных своей местности, их роль в природе и жизни человека

Обобщить и систематизировать знания по главе 5. « Царство Животные» 66 Царство Вирусы, Вирусы - неклеточные формы. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами.
1 Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки.
Значение вирусов. Вирусные заболевания Распознают и описывают строение вируса;
Выделют особенности жизнедеятельности вирусов;
Характеризуют меры профилактики вирусных заболеваний С.242-243 . вопр 1-8 на с.244 (у)
67 Повторение разделов 1-2: « Система органического мира»,
« Многообразие и эволюция живой природы» 1 Повторение многообразие живых организмов- результат эволюции Обобщить и систематизировать разделы № 1-2 « Система органического мира»,
« Многообразие и эволюция живой природы» 68-70 Резервное время ВСЕГО 70 ч