Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год


ТАЛГАРСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ГКУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 17 С ДМЦ»
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы
за 2014-2015 учебный год

Современная школа живет в условиях обновления содержания образования. Точность, научная обоснованность выбора его компонентов на несколько лет вперед определит судьбу подрастающего поколения.
МО учителей русского языка и литературы – коллектив единомышленников, творчески относящихся к преподаванию предметов, которые призваны не только сформировать определённые знания и выработать умения, но прежде всего воспитывать высоконравственную, духовно богатую личность будущего гражданина, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру и уважающего традиции других народов.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы составляют 6 педагогов. Это опытные специалисты со стажем работы. Из них 2 – высшей квалификационной категории, 2– первой, 2- по второй. Все педагоги закончили высшие учебные заведения.
В начале учебного года был продуман план работы, поставлена методическая тема, цели и задачи МО, были расписаны темы заседаний. В течение учебного года членами МО организовывалась проверка выполнения программного материала по предметам, много внимания уделялось формированию грамотности, общеучебных умений и навыков.
Работа МО учителей русского языка и литературы в течение 2014 – 2015 учебного года велась в соответствии с требованиями нормативных документов. Методическое объединение учителей русского языка и литературы работает в рамках единой методической темы: «Освоение новых подходов к образованию как основной способ формирования функциональной грамотности, роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности всех участников образовательного процесса». Данная тема была составлена с учетом методической темой школы: «Развитие критического мышления как одно из условий развития функциональной грамотности учащихся» («Оқушылардың функционалдық сауаттылығын арттыру шарттарының бірі -
сыни тұрғыдан ойлауды дамыту»). Для реализации темы поставлены следующие цели: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы и методики их преподавания, в творческом овладении инновационными технологиями для формирования функциональной грамотности учащихся средствами определенной науки и воспитания подрастающего поколения. Создание условий для личного и профессионального роста учителей русского языка и литературы средствами методической работы. Для реализации темы поставлены следующие задачи: продолжить работу педагогического коллектива по достижению высокого качества и эффективности обучения через освоение новых подходов к образованию и внедрению идеи 7 модулей Кембриджской программы; формировать новое мышление учителя «Учись учить по-новому» (по уровневым программам Кембриджского университета); совершенствовать применение в образовательном и воспитательном процессе информационных и инновационных технологий; разнообразить формы методической работы; активизировать работу учителей по изучению новых подходов в организации образовательной деятельности и оценке результатов обучающихся; мотивировать членов педагогического коллектива к самообразованию; совершенствовать единство учебной и воспитательной работы на основе национального плана действий по развитию функциональной грамотности; продолжить распространение передового и положительного педагогического опыта педагогов в области обучения, воспитания и дополнительного образования; овладение педагогами обновленным содержанием языкового и литературного образования; обеспечение содержательной методической преемственности в границах предмета русского языка и литературы на всех этапах обучения; формирование у педагогов-словесников педагогических компетенций: аналитических, коммуникативных, рефлексивных, проектировочных; знакомство с принципами интенсификации образовательного процесса (технологии); стимулирование творчества учителей русского языка и литературы; повышение результативности работы на основе самообразования.
Для работы учителей - филологов в школе созданы хорошие условия: кабинеты оснащены интерактивными досками или ТВ-панелями, имеется другая компьютерная техника. По всем важным темам в кабинетах есть таблицы; к урокам литературы – портреты писателей и таблицы. Учителями накоплен богатый дидактический материал.
В соответствии с целями и задачами работа МО учителей русского языка и литературы осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
-       Предметная неделя.
-       Работа  по темам самообразования.
-       Работа по выявлению и обобщению  педагогического опыта.
-       Открытые уроки, их анализ.
-       Проведение школьных олимпиад.
-       Участие в научно-практических конференциях.
-       Сотрудничество с научной школой «Интеллект будущего».
-       Информационно-методическое обслуживание учителей гуманитарного цикла.
-       Повышение квалификации, педагогического мастерства.
          Это традиционные, но надежные формы организации  МО.  С их помощью осуществлялась реализация плана работы МО, использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, развивающие).
          В 2014/2015 учебном году было проведено 5 заседаний МО.
         На заседаниях обсуждались следующие вопросы:
-       знакомство с планом работы на учебный год;
-       работа с образовательными стандартами;
-       согласование рабочих программ и календарно-тематических планов;
-       методы работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся;
-       методы работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
-       формы и методы  промежуточного и итогового контроля;
-       отчеты учителей по темам самообразования;
-       новые технологии и проблемы их внедрения в практику;
-       итоговая аттестация учащихся. Проведение экзамена  в форме ЕНТ и государственных экзаменов за курс основной школы.
Большую работу проводят учителя с одарёнными детьми. В течение учебного года учителя подготовили и провели олимпиадные работы по русскому языку и литературе в каждой параллели. В марте был проведен конкурс «Кириллица», в ходе которого все участники были награждены грамотами и дипломами. 15 марта ученик 8 Б класса принимал участие в МАН с темой «Проблема маленького человека в произведениях А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя», занял III место.
Учителя поддерживают связь с учителями начальной школы с целью соблюдения преемственности в преподавании предметов гуманитарного цикла и межличностных отношений.
В течение первого полугодия методическое объединение учителей русского языка и литературы провело три заседания, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по предметам, пути повышения мотивации к изучаемым предметам. В ноябре провели школьную олимпиаду по русскому языку и литературе, в которой участвовали учащиеся 5-11 классов. Основными вопросами в течение полугодия были: подготовка учащихся к олимпиадам, пробным ЕНТ и ВОУД и сдаче экзамена по русскому языку и литературе. Всё полугодие велась систематическая работа по подготовке к экзамену в 9, 11-х классах.
Результаты первой репетиционной экзаменационной работы в 9- 11-х классах показали, что у учащихся имеются пробелы в знаниях по некоторым разделам, например, «Орфоэпия», «Синтаксис». К концу II полугодия пробелы были устранены.
На заседаниях методического объединения рассматривали  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, диагностических работ, намечались ориентиры  по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы школьного методического объединения проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.  На заседаниях учителя делились с коллегами своими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. Были заслушаны сообщения всех членов МО. Работа по самообразованию будет продолжена в 2015-2016 учебном году.
В течение  года  члены объединения обменивались опытом работы, как в школе, так и обобщали опыт работы  на МШМО; посещали различные  семинары, мастер-классы, участвовали в конференциях.
В рамках повышения квалификации учителя-словесники прошли  курсы повышения профессионального образования: Циммерман О.И. окончила 3-х месячные курсы повышения квалификации второго (основного) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров РК
22 сентября совместно с МО учителей казахского и английского языков были организованы мероприятия по празднику «День языков»: торжественная линейка «Сплоченный народ Казахстана», учителями-предметниками были проведены открытые внеклассные уроки: А. Варисова «Фестиваль дружбы», К. Нурпеисова «Язык и мы», Г. Абишева «В языке богатство народа», Абдимолдаева А.А. «Язык- живая душа народа».
          Интересно прошла в школе «Предметная неделя» (с  13.04. по 18.04.2015 года), во время которой проводились, помимо показательных уроков, различные увлекательные и интеллектуальные мероприятия: «Занимательные ребусы», «Литературный салон», игра «Умники и умницы».  Выпуск  лингвистических газет «Интересные факты о русском языке»,  конкурс чтецов «И помнит мир спасенный», посвященный 70-летию Победы в ВОВ и скороговорок, литературно-музыкальная композиция, виртуальная экскурсия были приурочены ко дню рождения Жамбыла Жабаева «Ленинградцы, дети мои» и 70-летию снятия блокады Ленинграда. В состязании чтецов приняли участие ребята 5-11-х классов, среди которых были и опытные чтецы, и новички. Несмотря на то, что учащиеся заранее готовились к конкурсу, они волновались, поэтому не всегда правильно воспроизводили текст, сбивались. Но общее впечатление это не испортило. В течение недели проходили и такие конкурсы: самый быстрый чтец, самая лучшая тетрадь по русскому языку, разгадывание кроссвордов и ребусов, лучший плакат по русскому языку, «Грамотей - 2015», лучший рисунок сказочного литературного героя, участие в конкурсе «Кириллица».
Всеми членами МО были проведены открытые уроки (в соответствии с графиком).
Несмотря на большую работу, проделанную в этом учебном году, члены МО отмечают, что в работе есть и существенные недостатки: -недостаточный уровень грамотности и речевой культуры учащихся; - низкая результативность работы по привитию интереса к чтению; -слабая организация взаимопосещений уроков у своих коллег.
В следующим учебном году планируется:
-усилить работу с учащимися 9 и 11 классов по подготовки к ЕНТ и ВОУД;
- принять участие в научно-исследовательских конкурсах, семинарах.
- усилить работу по устранению пробелов в знаниях учащихся.
Руководитель МО Е.Князева