Презентация педагогического опыта «Формирование регулятивных навыков обучающихся в процессе составления развернутого высказывания в устной и письменной речи на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»


Муниципальное автономное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Центр аналитики и методологии образования»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
Презентация педагогического опыта
«Формирование регулятивных навыков обучающихся в процессе составления развернутого высказывания в устной и письменной речи на уроках английского языка и во внеурочной деятельности»

Разработала:
Морозова Марина Александровна, учитель английского языка
первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 29»
Педагогический опыт презентован в рамках городской творческой лаборатории учителей английского языка «Школа начинающего учителя»

Директор ЦАМО О.В.ЗмазоваБерезники, 2017
Формирование регулятивных навыков обучающихся в процессе составления развернутого высказывания в устной и письменной речи на уроках английского языка и во внеурочной деятельности
Экзаменационные и диагностические материалы многих гуманитарных предметов, в том числе и английского языка, содержат задания, предусматривающие составление развернутого устного или письменного высказывания (монолог, эссе). Анализ качества выполнения подобных заданий по английскому языку учащимися 7-х классов МАОУ «СОШ № 29» г.Березники в сентябре 2016 года показал, что 95% (41 из 43 обучающихся) не способны самостоятельно дать полный, логичный, аргументированный ответ, доказывающий их точку зрения по заданному вопросу. Обсуждая сложившуюся ситуацию с коллегами, я пришла к выводу, что данная проблема относится ко всем предметам гуманитарного цикла. Причиной этого я считаю отсутствие регулятивных навыков, в частности самоконтроля деятельности обучающихся.
Для формирования навыков самоконтроля деятельности обучающихся мной была разработана программа факультативного курса «Составление развернутого высказывания в устной и письменной речи на уроках английского языка». 10-часовая программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и знакомит их с такими методическими приемами как «ПОПС-формула» (PRES-formula), «Графические органайзеры» (Graphic Organizers) и «Критериальное оценивание».
Структура «ПОПС-формулы» (PRES-formula) содержит в себе четыре важных компонента, которые представляют собой расшифровку данной аббревиатуры и являются необходимыми элементами для построения лаконичного, аргументированного текста со всеми соответствующими выводами: П – позиция («Position»), О – обоснование («Reason»), П – примеры («Example»), С-следствие («Summary»). Каждый компонент структуры имеет свои речевые клише.
Структуру «ПОПС-формулы» можно представить в виде графических органайзеров (Graphic Organizers). «Графические органайзеры» - изобразительный способ структурирования большого объема информации в логическом порядке. Они помогают ученику схематично представить сложную информацию простым для понимания образом. Графические органайзеры могут быть заданы учителем, а могут быть разработаны самими учениками.
Кроме того, правильность составления развернутого высказывания в устной и письменной речи можно проверить с помощью таблицы критериев оценивания. Критериями являются: содержание, организация, языковое оформление (грамматика и орфография), творчество, объем высказывания. Каждый из критериев оценивается от 0 до 3 баллов. Данные критерии были разработаны в рамках городской творческой лаборатории «Критериальное оценивание универсальных учебных действий» в 2015 году.
Рассмотрим применение данных методик на примере УМК «New Millennium English-7», Unit 1, Lesson 4 «Who said Miaow?», ex. 2-3a. Учащимся предлагается техническое задание (приложение). В нем четыре задания: 1) Прочитайте мнение Клэр и Уилла про общение животных и информацию из энциклопедии; 2) Ответьте на вопрос: Как вы считаете, могут ли животные общаться? Следуйте «ПОПС-формуле»; 3) Запишите ваш ответ в графический органайзер; 4) Оцените свой ответ по таблице критериев; 5) Скорректируйте свой ответ, если это необходимо.
Учитывая, что в классе могут находиться учащиеся с разными способностями (mixed-abilities classes), то техническое задание можно менять по уровню сложности.
Учащиеся выполняют техническое задание. Возможно чтение предложенного текста вслух либо про себя. Оценка письменного высказывания возможна в виде самопроверки или взаимопроверки.
В 2016/2017 году Программа была апробирована на 43 учащихся 7х классов. В течение 10 занятий обучающиеся знакомились со структурой «ПОПС-формулы», речевыми клише, выполняли практические задания по составлению развернутого высказывания в устной и письменной речи. В феврале 2017 года была проведена повторная диагностика. Отмечается рост обучающихся, способных самостоятельно дать развернутый ответ до 46,5% (20 чел.). Количество детей, способных дать полный ответ с опорой на «ПОПС-формулу» и «Графические органайзеры», составляет 32.5% (14 чел.). Не способны самостоятельно дать развернутый ответ даже с опорой 21% (9 чел.). Поэтому можно сделать вывод об эффективности предложенных методик для данного коллектива детей.

Приложение
Техническое задание
1. Read Claire’s and Will’s opinions about animals’ communication and information from «Animal Encyclopedia».
23133051369060223710562865-386715193040
2. Answer the question: Do you think that animals can communicate? Follow the «PRES-formula» («Position», «Reason», «Example», «Summary»).
3. Write your answer in Graphic Organizer.

4. Check your answer using the chart
Баллы Содержание Организация Языковое оформление Объем высказывания
3 Содержание ответа полностью соответствует поставленной проблеме. Грамотно использованы речевые шаблоны по каждому из разделов В ответе четко обозначено 3 части (позиция, обоснование с тремя примерами, следствие). В ответе использовано достаточно (от 60%) лексики, соответствующей теме. Грамотная сочетаемость слов, имеются не более 4 негрубых грамматических и орфографических ошибок 90-100 слов
2 Содержание ответа полностью соответствует поставленной проблеме. Имеется не более одного неграмотного использования речевых шаблонов В ответе четко обозначено 3 части (позиция, обоснование с двумя примерами, следствие). В ответе использовано не достаточно (от 30 до 59%) лексики, соответствующей теме. Грамотная сочетаемость слов, имеются 1-2 грубые ошибки или не более 3-4 негрубых грамматических и орфографических ошибок 71-81 слово
1 Содержание ответа полностью соответствует поставленной проблеме. Имеется 2-3 случая неграмотного использования речевых шаблонов В ответе не четко обозначены 3 части, либо нарушен их порядок. Приведено 1-2 примера В ответе использовано менее 30% лексики, соответствующей теме. Грамотная сочетаемость слов, имеются более 2х грубых ошибок или более 3-4 негрубых грамматических и орфографических ошибок 60-70 слов
Интерпретация результатов:
Всего: 12 баллов
12-11 баллов – отлично
10-9 баллов – хорошо
8-7 баллов – удовлетворительно
Менее 7 балов - неудовлетворительно
5. Correct your answer if you need

Структура «PRES-formula» (ПОПС-формулы)
Раздел Речевые шаблоны
«Position»
«Позиция». Вырази свое мнение по заданному вопросу I believe that. Я считаю, чтоIn my experience. По моему опытуSpeaking for myself… Если говорить о себеIn my opinion… По моему мнениюPersonally, I think… Лично я думаюI'd say that… Я бы сказал, чтоYes, I agree… Да, я согласен.
«Reason»
«Обоснование». Обоснуй свой ответ Because Потому что
«Example»
«Пример».
Докажи своё мнение тремя примерами To begin with, … Начнем с того, что … .
Firstly, … / Secondly, … / Finally, … . Во-первых, … / Во-вторых, …/ Наконец, … .First of all, let us try to understand … .Прежде всего, давайте попытаемся понять … .What is more, … . Более того, … .«Summary»
«Следствие»
Сделай вывод In conclusion, I can say that … . В заключение я могу сказать, что…
From these arguments one must ... / could... / might ... conclude that ... Исходя из этих аргументов, надо ... / можно ... / можно было бы ... прийти к заключению о том, что ... .

-201295205105Graphic Organizer
Баллы Содержание Организация Языковое оформление Объем высказывания Результат