Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и коррекции произношения для ребенка с нарушением слуха (НСТ 3 степени) младшего школьного возраста.

Конспект индивидуального занятия
по развитию слухового восприятия и коррекции произношения для ребенка с нарушением слуха (НСТ 3 степени) младшего школьного возраста.
Учитель – дефектолог Бурдыко Г.И.
МОУ Школа- интернат № 65
Г.Нижний Новгород

Тема: Дифференциация звуков Ц-С.
Задачи: 1.Упражнять в различении звуков С – Ц на слух, в произношении.
2.Совершенствовать речевое дыхание при произношении ряда слогов, слов, словосочетаний, фраз.
3.Упражнять в слитном произношении слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии, словесного и логического ударения, интонации в спокойном, медленном и умеренно беглом темпе речи.
4.Способствовать формированию самоконтроля в слуховом восприятии и произношении.
5. Способствовать развитию произвольности внимания, памяти и наглядно – образного мышления.
6. Воспитывать осознанное стремление говорить внятно, выразительно.
Оборудование:
Экран, карточки со слогами, словами , профили звуков, книга с картинками для создания мотива к деятельности и самоконтроля, компьютер, диск с игрой «Исправь ошибку» с сайта «Мерсибо».
Ход занятия:
Организационная часть .
- Я сегодня для тебя принесла книгу из библиотеки. Открой первую страницу и найди среди чисел число 2013. Что это за число?
- Найди картинку с видом нашего города. Как он называется?
- Найди свою фотографию. Расскажи немного о себе (имя, фамилия, количество лет, члены семьи). Тебе нравится эта книга?
- В этой книге будут разные задания. За их выполнение ты будешь получать баллы. В конце ты получишь оценку своей работы на уроке.
Основная часть.
Задание 1. Выработка слуховых дифференцировок
- Открой следующую страницу книги. Прочти задание. Слушай внимательно и покажи нужный слог или слово со звуками «Ц» и «С»:
АЦ СУ ЦЫЦ СА САЦ АЦКА
ОЦО СЫЦ ЭЦКО ЕЦ ЦКА УСУ
Лисица – лиса; сыр – цирк; цапля - сабля; цены- сено; цвет – свет;
кольцо – колесо; овцы – осы; цели – сели.
Ты хорошо слышишь звуки «Ц» и «С» и умеешь их различать.
За эту часть работы – 4 балла.
Переверни страницу – получи следующее задание.
Задание 2. Работа с профилями звуков.
- Посмотри на следующую страницу в книге. Сравни профили при произнесении звуков. Какой это звук - «С» или «Ц»?
Сравни положение языка при этих звуках: язык широкий, внизу, губы улыбаются, голоса нет.
- Произнеси звук «С». Проверь рукой воздух. Что почувствовал?
- При произнесении «С»- воздух спокойный, холодный.
- Произнеси звук «Ц»? Какой сейчас поток воздуха? Воздух выходит толчком.
- При произношении звука «С» - спокойный, холодный, легкий ветерок, а при звуке «Ц» чувствуешь толчок воздуха.
За эту часть работы ты получаешь тоже 5 баллов.
Задание 3. Длительное изолированное произношение звуков «Ц», «С» с использованием элементов фонетической ритмики.
Что сейчас видишь на картинке? (рассматривает картинки с элементами фонетической ритмики). Закрепим произношения звуков «С», «Ц» в фонетической ритмике.
Упражнение: Скажи кратко и протяжно:
Ац, Оц, Уц, Ас------, Ос--------, Ус-------
И с этим заданием ты справилась на 4 балла.
Что ты видишь на следующей странице?
Задание 4. Чтение слогов.
Ученица видит карточки со слогами.
яЦ -яС, еЦ-еС, аЦо – аСо, аЦы – аСы, Ца-Са, Це – Се, аЦве – аСве; анЦе –анСе; Ца-Ца-Са; Цо-Со-Цо;
Сы-Цы-Сы; Сэ-Сэ-Це; Цу-Цу-Су.
Прочти со слуховым аппаратом, без него.
За это задание ты получаешь 4 балла.
Задание 5. Картинка «Компьютер»
Ты хорошо справлялась с заданиями, тебе приз – игра от «Мерсибо»- «Исправь ошибку». Ребёнок вставляет нужный слог Ца или Са в слова - 12 слов. Время для игры – 5 минут.
Заключительная часть:
- На сегодня задания в книге закончились. Ты получила общую оценку за выполнение заданий «хорошо». Что тебе больше всего понравилось в книге? Что у тебя лучше всего получилось? На следующем занятии мы продолжим работать с этими звуками, но задания будут более сложными: закрепление звуков «С - Ц» во фразах, скороговорках, послушаем новый рассказ о птице, которая умеет петь, подражая разным голосам.