Опыт работы Формирование экологической культуры школьников через детскую общественную организацию Ровесник

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области












Формирование
экологической культуры обучающихся
через детскую общественную организацию «Ровесник»




Борзенкова Любовь Григорьевна,
старшая вожатая









Новоуколово
2016

Содержание:



Информация об опыте3-6


Технология опыта6-15


Результативность опыта 15-18


Библиографический список .19


Приложение к опыту20






















Раздел I
Информация об опыте

Самое полезное в жизни –
собственный опыт
Лорашфуко
Сведения об авторе опыта
Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области.
Борзенкова Любовь Григорьевна – старшая вожатая МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа».

Условия возникновения, становления опыта
Министерство образования России рассматривает воспитание как одну из важнейших стратегических задач образования, нацеливает педагогов на реализацию системы непрерывного развития личности и творчества обучающихся в условиях образовательного процесса, начиная от дошкольного и кончая высшим профессиональным образованием. Это подтверждает В.А.Караковский: «Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности» (4, С.45).
Основой опыта старшей вожатой Борзенковой Л.Г. является создание педагогических условий для формирования экологической культуры обучающихся через внеклассную деятельность в детской общественной организации «Ровесник».
Работе в выбранном направлении способствует возможность естественного сочетания социальных потребностей обучающихся с возможностями образовательного учреждения. Школа, расположенная в сельской местности, имеет свои преимущества: она становится основным очагом культуры на селе, близость к природе, возможность ведения постоянных наблюдений за ней, исследований. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать воспитательный процесс в школе, создавать благоприятные условия для обучающихся и привлекать их к активному участию в решении экологических и культурных проблем, с ранних лет формировать чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее.
Три года Борзенкова Л.Г. работает над проблемой «Формирование экологической культуры обучающихся через детскую общественную организацию «Ровесник».

Актуальность опыта
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Процесс социализации, т.е. процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих нашему обществу, социальной группе, является неотъемлемым условием человеческого существования.
Особая роль в современной социализации принадлежит воспитанию. Обществу необходимы грамотные, творческие, думающие, умеющие принимать на себя ответственность и действовать в соответствии с ней люди.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Сухомлинский В.А. писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (11, С.201).
Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, способного любить свою малую родину, природу.

Сегодня одним из ее приоритетных направлений воспитания становится экологическое. Проживая в сельской местности, работая на своей территории по благоустройству, совершая походы и экскурсии, участвуя в акциях по охране окружающей среды - все это развивает любовь к живой природе. Именно в подростковом возрасте формируется сознательное отношение к прекрасному. В настоящее время каждый человек должен быть экологически образован и экологически культурен. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.
Решение этой задачи связано с формированием устойчивой экологической культуры, являющейся неотъемлемой частью воспитательной системы «Школа успеха школа здоровья».
Таким образом, старшая вожатая Борзенкова Л.Г. считает, что наиболее актуальным направлением работы будет формирование экологической культуры школьников через внеклассную деятельность в детской общественной организации «Ровесник».
Формирование экологической культуры осуществляется в процессе обучения и воспитания постоянно, как в учебном заведении, так и в семье.

Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущей педагогической идеей опыта является идея сотрудничества педагога и обучающегося, обучающегося и обучающегося, а также идея свободы выбора детей. Идея сотрудничества в данном опыте предполагает отсутствие прямого принуждения, учет потенциальных возможностей обучающегося, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать, сотрудничество старшей вожатой и обучающегося, создание условий для формирования положительной структуры личности обучающихся. Ведущим при решении проблемы опыта стали следующие принципы воспитания:
развития творческих, нравственных качеств, индивидуальных способностей обучающихся;
системности в работе;
экологизации мышления.

Длительность работы над опытом
Борзенкова Л.Г. работает над опытом в течение 3 лет с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием нравственных качеств, а именно, экологической культуры, и действительным.

Диапазон опыта
Опыт старшей вожатой Борзенковой Л.Г. по данной проблеме охватывает целостный воспитательный процесс и характерен как для отдельной педагогической ситуации, так и для создания воспитательной среды детского коллектива.

Теоретическая база опыта
Работая над проблемой «Формирование экологической культуры обучающихся через детскую общественную организацию «Ровесник», старшая вожатая Борзенкова Л.Г. опиралась на идеи ведущих ученых в области педагогики и психологии:

идеи деятельностного подхода в работе по воспитанию Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева в части деятельности, как основного способа существования человека и важнейшего фактора его развития;
педагогические технологии, концепцию «Формирование образа жизни, достойной Человека» Н.Е. Щурковой;
работы известного психолога Ш. А.Амонашвили, Е. Н. Степанова;
работы Н. И. Дереклеевой, Е. Н.Степанова (разработки нравственных, личностно-ориентированных классных часов, сценарии родительских собраний);
теорию личностно-ориентированного подхода в педагогической
практике Е.В. Бондаревской, Д.А. Белухина в части самоактуализации, творчества и успеха, доверия и поддержки;
научные положения о сущности, становлении и развитии
воспитательных и педагогический систем В.А. Караковского,
И.А. Колесникова, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, М.М. Поташник,
Н.Л. Селивановой, Т.И. Шамовой;
идеи О.С. Газмана о педагогической поддержке обучающегося и процессе его развития;
исследования педагогов-практиков Шемшуриной А.И., Смолевой Л.П., Липкиной А.П., Львова М. Р., Швайкиной Е. А., Караковского В.А. об опыте развития духовного мира обучающегося, приобщении его к нравственным нормам жизни;
технологию коллективного творческого воспитания И.П. Иванова;
концепцию воспитания обучающегося как человека культуры Е.В. Бондаревской в части научного представления о целостном человеке культуры, принципах его воспитания.

Новизна опыта
Новизна опыта состоит в том, что наряду с традиционными способами воспитания обучающихся используются различные современные технологии, а также разнообразные формы и виды внеклассной деятельности. Активное включение обучающихся в разные виды экологической деятельности обеспечивает реализацию таких воспитательных задач, как формирование нравственных качеств, собственного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и окружающей среды; понимание гражданской ответственности по отношению к природе родного края; освоение социокультурного опыта познания и преобразования себя и окружающей действительности; развитие творческой активности детей; развитие задатков и способностей растущего человека.

Раздел II
Технология опыта

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти. Плутарх

Воспитательная деятельность является одним из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения и занимает особое место в работе любого педагога-предметника и, тем более, старшей вожатой. Ш.А.Амонашвили писал: «Воспитанию нет начала и конца его тоже не видно, а перемен в этом процессе не существует» (1, С.82).
Работа старшей вожатой представляет собой систему взаимодополняющих и взаимовытекающих мероприятий, направленных на воспитание и формирование личности, соответствующей запросам государства и общества, и, обладающей креативными способностями.
Школа это не подготовка к жизни, а сама жизнь, воспитание неразрывно связано с образом жизни. Обучающиеся проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Этому служит интересная увлекательная внеклассная работа старшей вожатой Борзенковой Л.Г., которая способствует всестороннему личностному развитию.
С помощью педагогического наблюдения было выяснено, что ценностные ориентиры характеризуются высоким статусом в школьном коллективе таких категорий, как «успех» (личный и учебный); «здоровье», «верные друзья», «счастливая семья», «воспитанность». Низко ценятся «грубость», «неуважение чужого мнения», «неуверенность в себе».
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная. Характерной чертой нравственного развития - усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются следующие качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе. Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки - слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков. Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классе достаточно ровные и стабильные Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным.
Опираясь на мнение Н.Е. Щурковой: «Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека» (9, С.40), Борзенкова Л.Г. сформировала цели своей работы:
определить систему работы по формированию экологической культуры;
изучать личность обучающегося;
создавать условия для нравственного, интеллектуального,
коммуникативного, физического, творческого самовыражения личности обучающихсяся через внеклассную деятельность.

Все эти цели достигаются по мере решения следующих задач:
Образовательных

Воспитательных
Развивающих


·формирование системы знаний о нормах культуры поведения, общения, экологической культуры



·воспитание общей культуры, экологической культуры, нравственной культуры общения;

·формирование мотивов, потребностей, привычек моральной оценки поступков с позиции доброжелательности и уважения друг к другу

·развитие навыков самоконтроля в поведении обучающихся;

·развитие умений устанавливать доброжелательную атмосферу во взаимоотношеиях;

·развитие творческих способностей обучающихсяся в различных видах деятельности


Работу по формированию экологической культуры обучающихся старшая вожатая Борзенкова Л.Г. ведет по программе «Экология родного края» (приложение 1).
Программа «Экология родного края» разработана в соответствии с воспитательной системой школы «Школа успеха школа здоровья». Программа воспитания экологической культуры обучающихся призвана подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу и оптимизировать эти воздействия в дальнейшем, повысить уровень воспитания экологической культуры.
Работу по программе она строит на следующих принципах:





13 SHAPE 1415


·принцип целостности подхода к обучающемуся – будем учиться понимать его как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального;

·принцип природосообразности – доверие к обучающемуся, выращивание в нем личности с учетом имеющегося потенциала;

·возрастной принцип – подбор видов, содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями возраста;

·принцип гуманизма – всестороннее взаимодействие воспитателя и обучающегося на объективном единстве целей;

·деятельностный принцип - воспитание организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества;

·эгонецентрированный принцип - обращенность к внутреннему миру, развитие чувства ответственности перед внутренним «Я»;

·принцип успешности – всякий вид деятельности нацелен на успех ( 9,С78).
Практическая деятельность работы по данной программе выражается в разработке индивидуальных маршрутов. Обучающиеся объединяются в 4 группы, каждая из которых движется по своему маршруту.

Маршрут 1. Благоустройство.
Это благоустройство школьной территории, своих подворий, участие в школьном конкурсе «Мой двор, моя улица»: обучающиеся Разинькова Елизавета - лауреат районного конкурса, Борзенков Родион, Сорокина Ольга – победитель школьного.

Маршрут 2. Охрана леса Дубровка и благоустройство зоны отдыха.
В лесу весной проводится очистка от мусора, осенью и зимой вывешиваются кормушки, летом огораживаются муравейники. Оборудована и совершенствуется зона отдыха.

Маршрут 3. Охрана и благоустройство памятников.
Обучающиеся взяли шефство над захоронениями ветеранов и участников Великой Отечественной войны, занимаются работой по благоустройству памятника землякам-героям.

Маршрут 4. Научно-исследовательская деятельность.
В рамках работы секции экологии НОУ «Колокольчик» обучающимися, активистами детского движения, Есиной Еленой, Чеченевым Сергеем и Борзенковым Родионом проводятся мониторинги состояния окружающей среды в сельском поселении, составляется экологический паспорт школы, совместно с группой 2 маршрута проводятся исследования Дубровского леса.


Распределение обучающихся по маршрутам:


Формирование экологической культуры обучающихся происходит при взаимодействии со следующими социальными партнерами:
библиотекой – конкурсы стихов, викторины;
сельской администрацией – акции «Благоустройство», «Мой двор – моя улица», «Сделай свое село краше!», распространение листовок «Первоцвет»;
научно-исследовательским обществом «Колокольчик» - участие в работе: Есина Елена – руководитель общества, Борзенков Родион – ответственный секретарь;
районным и школьным лесничествами – обучающиеся детской общественной организации «Ровесник» - члены кружка «Юные лесоводы»;
Новоуколовской сельской амбулаторией – беседы о здоровом образе жизни;
Домом культуры – тематические дискотеки;
Богородицким храмом – благоустройство территории храма.
(Схема взаимодействия по формированию экологической культуры - приложение 2).

В детской общественной организацией «Ровесник» работа по экологическому направлению ведется через центр «Экология». Организация живёт в соответствии с Кодексом Достойного человека (приложение 3).

В работе по формированию экологической культуры обучающихся старшая вожатая Борзенкова Л.Г. использует следующие формы:

Программа «Экология родного края»
Участие в акции «Благоустройство»
Опыт педагогов
Участие в работе научно-исследовательского общества «Колокольчик»
Общешкольные мероприятия и КТД
Цикл бесед на тему «Природа и Человек»
Работа с родителями
Портфолио обучающихся
школьная газета
(Схема «Формирование экологической культуры» - приложение 4).

Общешкольные мероприятия и КТД
Школьная жизнь наполнена разнообразными делами (учебными, трудовыми, спортивными, экологическими, гражданско-патриотическими, духовно-нравственными, творческими, развлекательными и т.д.). Каждый обучающийся находит дело по душе, добивается успеха, чувствует уверенность в себе, без чего невозможно сформировать у него чувство достоинства и нравственную устойчивость.
Экологическая культура обучающихся формируется при участии в следующих КТД:
2 февраля
День водно-болотных угодий

22 марта
Всемирный День воды

22 апреля
Всемирный День Земли

5 июня
Всемирный День охраны окружающей среды

23 сентября
День леса


Обучащиеся являются активными участниками экологических акций и форумов и постоянно добиваются призовых мест:
- Муниципальный этап Всероссийского экологического марафона «Давай докажем, что не зря на нас надеется земля»: - экологическая акция «Живи, елка!»:
-номинация «Новогодний букет вместо елки» Ковач Екатерина - 2 место (рук. Борзенкова Л.Г.);
-номинация «Сохраним лесную красавицу» Двали Александр -1 место (рук. Шеншина Н.Н.);
-номинация «Сохраним леса России» -3 место старшая вожатая Борзенкова Л.Г.;

- экологическая акция «Птичья столовая»:
-номинация «Покормите птиц зимой и сделайте зиму ярче!» (освещение в СМИ) Дручинина Елена - 1 место (рук. Борзенкова Л.Г.); «Покормите птиц зимой и сделайте зиму ярче!» (листовка) Ковач Екатерина – 3 место; -номинация «Зимние учеты следопытов» - 3 место старшая вожатая Борзенкова Л.Г.;
- экологическая акция «Первоцвет»:
-номинация «Сохраним первоцветы!» Харьковский Дмитрий, Ковач Екатерина, Киселева Виктория, Астанина Алина, Сорокина Ольга - 3 место (рук. Борзенкова Л.Г.);
- номинация «Пропаганда бережного отношения к весенним цветам через СМИ» - Ковач Екатерина 2 место (рук. Борзенкова Л.Г.);
-номинация «Пресс-центр» - Астанина Алина 2 место (рук. Борзенкова Л.Г.); номинация «Эко-просвещение» - 2 место старшая вожатая БорзенковаЛ.Г.; -«Дни защиты от экологической опасности»: 2 место (рук. Борзенкова Л.Г.);
-Акция «Алая гвоздика»: 2 место (рук. Борзенкова Л.Г.).

- Муниципальный этап Всероссийского экологического форума «Зеленая планета»: -детский экологический форум «Зеленая планета – 2013»:
-номинация «Природа – бесценный дар, один на всех» – Двали Александр, Есина Алена, - 1 место конкурс социально-значимых исследовательских и проектных работ по экологии, сохранению и возрождению лесных насаждений, энергосбережению и бережному отношению к природным ресурсам (рук. Шеншина Н.Н. );
- номинация «Жизнь леса и судьбы людей» Затонских Анна – 1 место литературный конкурс о красоте и экологических проблемах родного края (рук. Еньшина Н.В.);
- номинация «Зелёная планета глазами детей» Астанина Алина - 2 место конкурс рисунков (рук. Астанина К.И.); -номинация «Эко-объектив» Ковач Екатерина – 3 место конкурс фоторепортажей об экологической социально-полезной деятельности детской общественной организации «Ровесник» МОУ «Новоуколовская сош» (рук. БорзенковаЛ.Г.); - номинация «Многообразие вековых традиций» Сорокина Ольга - 1 место, конкурс поделок и композиций из природного материала (рук. Борзенкова Л.Г.);

-районный конкурс творческих работ «Экодизайн»:
-номинация «Экореклама» - Киселева Виктория 2 место плакат «Сделай правильный выбор!» (рук. ПДО Борзенкова А.В.); -номинация: «Экореклама» - Двали Александр, 2 место – плакат «Выбирай» (рук. Саламахина Н.Н.);

- муниципальный этап Всероссийской экологической «С любовью к России», посвященной Году охраны окружающей среды».

Цикл бесед на тему «Природа и Человек»
Беседы на экологическую тему позволяют формировать у обучающихся экологическую культуру, нравственные качества, умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением, терпимость по отношению к людям, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать, формируют умения конструктивно вести себя во время конфликта. (Тематика бесед - приложение 5)

Работа с родителями
Надежными помощниками старшей вожатой являются родители. Родители заботятся о детях, оказывают всю необходимую помощь в организации обучения и воспитания.
Организуя работу с родителями старшая вожатая руководствуется высказыванием Амонашвили Ш.А.: «Целостность школьного и семейного воспитания, ведущая роль школы в определении направленности семейного воспитания обеспечивается привлечением семьи к планированию и осуществлению воспитательного процесса в школе»(1, С.96).
Любовь Григорьевна при взаимодействии с родителями соблюдает условия сотрудничества, взаимной заинтересованности, добровольности.

13 SHAPE 1415

Одной из форм работы с родителями является общешкольное родительское собрание. Формы проведения различны: «круглый стол», тематическая дискуссия, собрание-праздник, практикум.

Оценка воспитательной деятельности осуществляется и через оценку личных достижений обучающихся. Этому способствуют портфолио каждого обучающегося, где собирается материал о достижениях, значимых работах. (Фото портфолио обучающихся - приложение 6)

Очень эффективным помощником старшей вожатой является газета «Пресс-центра» детской общественной организации, в которой отражается жизнь ребят, проявляются их таланты, развиваются умения сотрудничества и творчества. Работа с газетой способствует привитию любви к интеллектуальному труду, формирует возможность профессионального самоопределения, активизирует творческую активность детей, создает ситуацию успешности. Более того, выпуск газеты - это то дело, вокруг которого складывается настоящий детский коллектив, в газете помещаются фотографии различных мероприятий, походов, соревнований, делаются краткие пояснения к ним. (Фото газет - приложение 7)

В работе старшая вожатая определила для себя педагогические заповеди:

будь всегда рядом с детьми;
уважай личность обучающегося, его интересы и чувства;
чаще хвали ребенка;
не лишай ребенка радости открытия, поиска, не давай ему готовых выводов, правил, где это возможно;
дай каждому обучающемуся возможность пережить, почувствовать, что достижение успехов в решении познавательных задач способно доставить ему немалое удовлетворение;
доверие-путь к взаимопониманию;
добро это, прежде всего, счастье всех людей;
самая большая ценность в мире жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении и в прошлом, и в настоящем, и в будущем;
целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие – залог успеха.
Ее педагогический девиз: «Согреть детей теплом души своей».
Основной идеей воспитательной системы школы является образ выпускника МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа».






13 SHAPE 1415

Результативность опыта

Анализируя работу по формированию экологической культуры обучающихся через внеклассную деятельность в детской общественной организации «Ровесник», старшая вожатая Борзенкова Л.Г. отмечает перемены в своих воспитанниках. Перед ней стоят задачи:
сохранить высокий уровень познавательного интереса, коммуникативные способности, творческую активность обучающихся; помочь детям преодолеть трудности периода взросления;
помочь раскрытию их способностей;
определить систему работы по формированию экологической культуры.

Для отслеживания результативности воспитательной работы использует совокупность критериев, показателей и методик изучения.


Исследование уровня воспитанности обучающихся в восьмом, девятом и десятом классах показывает, что работа по формированию нравственности обучающихся продуктивна, результаты видны и позволяют говорить о правильно выбранном направлении воспитательной работы. (Анкета для выявления уровня воспитанности обучающихся Сергеевой В.П., Приложение 8).
За основу были взяты отношения: к труду, к обществу, к себе, к людям, к культуре.






Уровень воспитанности коллектива детской общественной организации «Ровесник» высокий.









При исследовании общественной активности школьников (Методика

При исследовании общественной активности школьников (Методика определения общественной активности обучающихся Е.Н. Степанова, Приложение 9 ) были получены следующие результаты:
30 обучающихся пожелали организовывать, быть руководителями, принимать решения;
85 обучающихся являются активными деятелями. Они готовы участвовать в подготовке и организации различных дел, но не в качестве руководителей, а в роли помощников, так как им свойственна боязнь принятия ответственности на себя, неуверенность в успехе.
25 обучающихся – группа ведомых; проявляя в некоторой степени инициативу, в целом, они готовы подчиняться решениям лидеров, выполнять их задания, боятся ответственности за свои поступки.
13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415
Пользуясь методикой изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву - Приложение 10) было выявлено что обучающиеся удовлетворены школьной жизнью полностью (У=3,4).

Пользуясь методикой изучения удовлетворенности родителей обучающихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву - Приложение 11) было выявлено, что родители обучающихся дают хорошую оценку о роли детской общественной организации в воспитании нравственных качеств личности их детей.
Изучая степень развития коллектива в течение трех лет по методике изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив», разработанной А. Н. Лутошкиным (Приложение 12), старшая вожатая получила следующие результаты диагностики самооценки обучающихся:












Наряду с уровнем самооценки обучающихся диагностировался уровень комфортности в группе. В его росте наблюдается определённая положительная динамика:















Анализируя опыт работы с детьми, Борзенкова Л.Г. пришла к выводу, что обучающиеся смогли реализовать себя в различной деятельности, стали ответственнее. Они научились честно смотреть на свои ошибки и недостатки, давать им оценку, учиться бороться с ними. Ребята овладели навыками умения жить в согласии с окружающей средой, у них появилась потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявления заботы о «братьях наших меньших», стремления сделать родной край еще красивее.




Библиографический список

1.Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1983. – 208с., ил.

2.Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера,2005.

3.Дереклеева И.Н. Справочник классного руководителя. – М.: «ВАКО», 2004, 272с. – (Педагогика. Психология. Управление)

4. Караковский В.А. Воспитание? ВоспитаниеВоспитание! М., 2000

5.Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2001

6.Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Учебно-методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2007.

7.Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

8.Степанов Е.Н. Классному руководителю о классном часе /Под редакцией Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

9.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160с.

10.Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе / Под. Ред. Е.Н. Степанова. - М., 2004.

11.Сухомлинский В.А. «Не только разумом, но и сердцем»: Сборник статей и фрагментов из работ/ Сост. Л.В. Голованов. – М.: Мол. Гвардия, 1986.

12.Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2000.















13 SHAPE 1415
























Приложение 1
Программа «Экология родного края»
Введение
Пояснительная записка
Программа «Экология родного края» разработана в соответствии с воспитательной системой школы «Школа успеха».
Программа воспитания экологической культуры учащихся призвана подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу и оптимизировать эти воздействия в дальнейшем, повысить уровень воспитания экологической культуры
Актуальность проблемы экологического воспитания детей
В условиях экологического кризиса особое внимание заслуживает проблема воспитания экологически грамотного, высоконравственного и здорового человека, способного существовать, развиваться в условиях изменяющейся среды. Все это требует экологизации воспитания, создания новых форм работы в школе
Цель - воспитание экологической культуры обучающихся
Задачи
-воспитывать интерес к познанию мира;
-развивать умения выделять экологические проблемы своей местности и находить пути их решения;
-создавать общественное мнение и вырабатывать понимание для правильной оценки экологической ситуации сёл Новоуколово, Староуколово и других;
-приобщать учащихся к природоохранной деятельности;
-способствовать получению и расширению знаний о природе своей малой Родины;
Принципы
1.Адресность-предполагает, насколько это возможно, полное знание группы воспитуемых;
2.Компетентность – воспитывающий в значительной мере формирует не только миропонимание детей, но и способ взаимодействия со средой и с другими живыми существами, включая людей настоящего и будущего поколений;
3.Системность – вовлечение в воспитательный процесс различных групп с учетом многоаспектности самого экологического воспитания;
4.Локальность – мыслить глобально - действовать локально;
5.Целеправленность – воспитательная цель должна быть предельно понятной и достижимой;
6.Результативность – безусловное достижение в воспитательном процессе цели;
7.Наглядность – в сравнении исходной ситуации с результатом;
8.Личное участие – позволяет показать значимость усилий каждого в достижении общего результата, сформировать личную ответственность за состояние среды жизни;
9.Оптимальность способов и форм воспитания применительно к наличным условиям.
Ценностно-смысловое ядро
Своеобразие природы родного края
Красота и гармония природы – фактор гармонического развития личности
Экологическая культура детей - основа для развития общей культуры
Чувство ответственности за сохранение природы
Экологическая деятельность спланирована на основе следующих документов:
Декларация по окружающей среде и развитию, принятую в 1992 году на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро
Повестка дня на 21 век, принятая там же
Концепция непрерывного регионального экологического образования
Статьи УК РФ 250, 251, 252, 254, 256, 257, 258, 260, 261, 262
Основные направления экологической деятельности в школе:
Учебная деятельность через предметы: география, биология, литература, технология, физика, ОБЖ, природа
Система тематических классных часов
Проведение экологических праздников
Неделя экологии
Развитие просветительской деятельности
Комплексное физико-географическое и экологическое исследование природы села Новоуколово и прилегающих территорий
Экологическая тропа (организация и функционирование)
Деятельность кружков: эколого-краеведческого, лесоводов и цветоводов
Научное общество учащихся «Колокольчик» (секции экологии, биологии и географии)
Материальные условия
Регулярное благоустройство школьной территории
Школьные кабинеты биологии, географии, леса, УОУ, сад
Кадровые условия
Подготовка и мотивация коллектива на экологическую и природоохранную деятельность
Привлечение для сотрудничества со школой в области природоохранной деятельности специалистов лесничества, Госохототдела, Станции юннатов, БелГУ (ГГФ), ВЛТУ
Самообразование педагогов, экологизация мышления
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный – 1 год
-разработка программы
-создание условий, необходимых для реализации
2. Практический – 3 года
3. Аналитический
1) Обработка всех полученных данных
2) Анализ полученных результатов
3) Соотнесение полученных результатов с полученными целями
4) Оформление и описание
Содержание деятельности – практический этап
Формы практической экологии
-неделя природоведения
-праздник леса
-игра «Знаю ли я природу»
-устный журнал «Охранять природу – значит охранять Родину!»
-экскурсии
-распространение листовок
-работа школьного лесничества, зелёного патруля
2. Проведение экологических дней
дата
праздник
форма проведения

2 февраля
День водно-болотных угодий
выпуск листовок

22 марта
Всемирный День воды
научно-практическая конференция

22 апреля
Всемирный День Земли
встреча с преподава-телями БелГУ (ГГФ)

5 июня
Всемирный День охраны окружающей среды
экологическая облава

23 сентября
День леса
праздник, лекция проф. ВГЛТУ Е.М.Разинькова

3.Система классных часов для 8-10 классов
месяц
тема
форма проведения

сентябрь
давайте с природой дружить
игра-урок

октябрь
природа и человек
семинар+худож. часть

ноябрь
флора моего края
игра-урок

декабрь
экологический марафон


январь
экологическая тропа
классный час – беседа

февраль
экологический совет
решение экологических проблем

март
знай, люби, береги
круглый стол

апрель
птичий базар


май
экология в быту


Возможные партнёры
1.Локальные группы граждан (женщины, молодёжь, безработные, пенсионеры, эмигранты)
2. Представители церкви (церковное движение за справедливость, сохранение мира и всего живого)
3. Сотрудники медицинских служб
4.Общественные учреждение
5.Школы
6.Общественные учреждения
7. Экологическая служба
8. Лесничество
9.Владельцы земли
10. Представители сельского хозяйства
11.Средства массовой информации
12.Органы местного самоуправления
13.РОВД
14.РОО
Предполагаемые препятствия, затрудняющие процесс
- Отсутствие поддержки ответственных лиц
-непоследовательность в работе
-отсутствие опыта и компетентности у многих участников относительно соответствующих форм сотрудничества и нахождения решения
- слабо развитое понимание значимости экологической деятельности
Для обеспечения процесса информацией дают консультации
Кафедра географии и мп БелГУ
РОО
Экологическая служба района
Красненское лесничество
Администрация управления региона и органы местного самоуправления
РОВД
Показатели эффективности
1.Активное отношение школьников к защите прав людей на качество среды обитания
2. Рост самостоятельных инициатив
3.Знание причин экологических проблем и способов выхода из них
4. Понимание гражданской ответственности по отношению к природе родного края
5. Осознание роли человека в природе как глобального экологического фактора






Приложение 2

Схема взаимодействия по формированию экологической культуры















Приложение 3
Кодекс достойного человека

Я - дитя Природы и господин Природы поэтому я...
люблю небо, звёзды, море, землю;
радуюсь солнцу, дождю, снегу и ветру;
не топчу траву;
не обижаю животных;
переживаю за состояние природы на земле, содействую её приумножению (надеюсь вырастить хотя бы одно дерево за свою жизнь);
умею общаться с природой;
несу ответственность за нее вместе со всем человечеством.
Я - носитель разума, поэтому
Не совершаю безумных действий;
Не принимаю на веру ничего без осмысления;
Несу ответственность за всё, что со мной происходит;
Могу ставить цели и подбирать способы их достижения;
Умею противостоять неразумным, низким и преступным влияниям.
Я ценю жизнь во всех ее проявлениях, поэтому...
Не посягаю на самочувствие и здоровье других людей;
Я замечаю и приветствую любое проявление жизни;
Я всех жалею, кому плохо и кого обижают;
Я сам несу ответственность и забочусь о своём здоровье;
Я бросаюсь на помощь, когда жизни грозит опасность.
Я - среди других людей, без которых нет моей жизни, поэтому...
Осознаю, что я Человек и ценен, прежде всего, этим;
Помогаю Другому оставаться Человеком в любых ситуациях;
Вижу в Другом Человека в любом его проявлении;
Не оцениваю чего - либо выше Человека;
Умею осознать собственные достоинства и недостатки;
Слышу, понимаю, принимаю и воспринимаю Другого;
Признаю за собой право быть таким , как есть.
Я созидатель и своим трудом самоутверждаюсь, поэтому...
Хорошо учусь;
серьёзно, основательно выбираю свою профессию, которая доставила бы радость;
буду делать всё, чтобы стать материально независимым благодаря своему труду;
не бездельничаю, когда все трудятся;
должен «посадить дерево, вырастить сына и построить дом»;
развиваю настойчивость, стремление быстро и качественно выполнять порученное дело;
стремлюсь всегда выполнить то, что должен сделать, исполнить то, что наметил.
Я сын своего Отечества, поэтому...
Изучаю прошлое, интересуюсь настоящим моей Родины, меня волнует будущее моего Отечества;
люблю богатый, красивый язык моего народа;
горячо откликаюсь на происходящее в Отечестве и на судьбы моих соотечественников;
горжусь своей Родиной и страдаю от постыдных явлений отечественной жизни;
желаю блага и процветания моему народу;
честно делаю своё дело во имя блага своей страны и во имя улучшения жизни моего народа;
если возникнет необходимость, я буду защищать своё Отечество по мере своих сил.
Приложение 4
Схема форм работы по формированию экологической культуры



















Приложение 5
Тематика бесед «Природа и Человек» по формированию экологической культуры школьников

Месяц

Тема
Форма проведения

сентябрь
«Давайте с природой дружить»
игра

октябрь
экологическая тропа
экскурсия

ноябрь
«Флора моего края»
беседа

декабрь
экологический марафон
брейн-ринг

январь
«Природа и человек»
семинар

февраль
«Лесные тайны»
КВН

март
«Знай, люби, береги»
круглый стол

апрель
«Береги свою планету»
викторина

май
«Правила поведения в лесу»
беседа



Приложение 6
Портфолио обучающихся




Приложение 7
Школьная газета






Приложение 8
Анкета для выявления уровня воспитанности обучающихся (составлена Сергеевой В.П) Данная анкета помогает педагогу в определении:
уровня самооценки;
культуры общения;
саморегуляции;
степени сформированности и комфортности классного коллектива.
Методика изучения самооценки личности подростка
Методика дает представление о степени адекватности самооценки личности и самопринятия. Применяется как индивидуально, так и в группе. Слова, обозначающие качества личности, записываются в столбик посередине страницы. Педагог предлагает внимательно прочитать слова и слева от них поставить знак « + », характеризующий положительные качества вашего идеала (т.е. то, что вы больше всего цените в людях). Справа поставьте знак « » рядом со словами, выражающими качества, которыми ваш идеал не должен обладать (т.е. отрицательные черты, «антиидеал»). Затем из отмеченных вами положительных и отрицательных черт выберите те, которые присущи вам, и обведите кружком значок возле этих слов. Неотмеченные слова трогать не следует
Формулу самооценки вывести отдельно по положительным (СО +) и отрицательным (СО ) качествамСО +=Н+/Н++; СО-= Н+/Н--
Где Н++ и Н---количество черт идеала и «антиидеала» , Н+ и Н---количество положительных и отрицательных качеств, отмеченных учащимися у себя.
Приложение 9
Методика определения общественной активности обучающихся
( по Е. Н. Степанову) Цель: определить общественную активность обучающихся.
Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковыми номерами перед каждой фамилией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.
1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в школе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.






2-й ориентир. Участвует в делах детской организации добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.
3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без; особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного' наблюдателя или исполнителя.
4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.
5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в s общественных делах, проявляет безответственность, часто | пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.
Ход проведения. Старшая вожатая подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое внимание на усвоение испытуемыми содержательных характеристик ориентиров. Затем испытуемые заносят на листке бумаги в первую строку номера самых активных обучающихся, соответствующих требованиям 1-го ориентира, во вторую строку тех, кто соответствует требованиям 2-го ориентира, и так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номера всех учащихся в пить отведенных строк. В одну из пяти строк обучающийся заносит свой порядковый номер, тем самым осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные учащимися листки сдаются исследователю.
Обработка и интерпретация полученных данных. Старшая вожатая обрабатывает полученные данные с помощью следующей матрицы:
Фамилия, имя
Кого оценивают



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Сумма оценок (исключая самооценку)

Количество оценок (исключая самооценку)

Средняя оценка

В матрицу напротив каждой фамилий заносятся оценки испытуемого общественной активности своих товарищей. Подсчитывается количество оценок, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащегося.
Сумма оценок активности испытуемого
Статус активности (А) = -------------------------------------------------
Число испытуемых минус единица
По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на пять групп:
Номер статусной группы
Активность учащегося
Величина статуса

1
2
3
4 5
Высокая (организаторская)
Хорошая
(активно-исполнительская) Средняя
(пассивно-исполнительская) Низкая
(принудительная)
Не проявляется
А< 1,5

1,5 < А<2,5

2,5 < А<3,5

3,5<А<4.5
4,5 < А


Приложение 10
Методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву)
Цель: определить степень удовлетворенности подростка жизнью учебного заведения.

Ход опроса
Обучающимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; О - совершенно не согласен.
1. Я иду утром на занятия с радостью.
2. В учебном заведении у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хороший классный руководитель.
4. К нашим преподавателям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый педагог.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашем учебном заведении созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые учебные предметы.
9. Я считаю, что наше учебное заведение по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по учебному заведению.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
Показателем удовлетворенности учащихся жизнью учебного заведения (У) является частное, полученное от деления общей суммы баллов ответов всех участников опроса на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся жизнью учебного заведения.
Приложение 11
Методика изучения удовлетворенности родителей обучающихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву)
Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических качеств.
Ход анкетирования
Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:
Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени; 3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени; 1 - практически нет.
Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.
54321 1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
54321 2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
54321 3. Ответственность (умение держать слово).
543 21 4. Воля (умение не отступать перед трудностями).
54321 5. Хорошие манеры поведения.
54321 6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
54321 7. Образованность.
54321 8. Ум (способность здраво и логично мыслить).
54321 9. Высокие жизненные запросы.
54321 10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
54321 11. Честность в отношениях с людьми.
54321 12. Доброта в отношениях с людьми.
54321 13. Чуткость в отношениях с людьми.
54321 14. Справедливость в отношениях с людьми.
54321 15. Терпимость к взглядам и мнениям других.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:
а) блок поведенческих качеств (1-5);
б) блок жизненной компетентности (6-10);
в) блок морально-психологических качеств личности (11-15).
Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.
Приложение 12
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным)
Цель данной диагностической методики состоит в явлении степени сплоченности детского коллектива. Ведь от этого во многом зависит и личностное развитие ребенка.
Образное описание стадий развития коллектива:
1-я ступень «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок разнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет посильней разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих коллективах, специально организованных или возникших по обстоятельствам. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между личностями.
В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другим и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2-я ступень «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетней школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или просто он не может себя проявить, или ему трудно, так как некому поддержать его.
3-я ступень «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверенность в том, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частых вспышек.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению не только у себя в группе, но и во всей школе
4-я ступень «Алый парус». Алый парус символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованностью делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника знающие и надежные организаторы и авторитета товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого постигнет неудача.
5-я ступень «Горящий факел». Горящий факел живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание деловое сотрудничество, ответственность каждого только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного сплоченного объединения.
Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.












Борзенкова Любовь Григорьевна



13 PAGE \* MERGEFORMAT 143415












13 PAGE 143515






Принципы
внеклассной деятельности

Возрастной принцип

Принцип гуманизма

Деятельност- ный принцип

Принцип успешности

Формы работы с родителями

Индивидуальные

Групповые


Родительский лекторий


Родительское собрание


Консультации


Беседы по вопросам воспитания, обучения, развития ребенка


Посещение семей учащихся

Участие родителей в общешкольных КТД


Выпускник – человек, личность

Обогащенная научными знаниями

С чувством гражданина

Здоровая

Свободная

Талантливая


Критерии
Показатели
Методы изучения

1
Формирование нравственных качеств обучающихся
Авторское отношение к себе
Анкета для выявления уровня воспитанности (по В.П. Сергеевой) - Приложение 8



Нравственная направленность
Педагогическое наблюдение



Общественная активность
Методика определения общественной активности обучающихся (по Е. II. Степанову) - Приложение 9

2
Удовлетворен-ность обучающихся и родителей жизнедеятель- ностью в детской общественной организации
Комфортность личности обучающегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в коллективе
Методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву) - Приложение 10



Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе
Методика изучения удовлетворенности родителей школьной жизнью (по А.А. Андрееву) -Приложение 11

3
Сформирован- ность коллектива- детской общественной организации

Состояние межличностных отношений в коллективе. Развитость инициативы и самодеятельности обучающихся, определение уровня самооценки обучающихся
Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (по А. Н. Лутошкину) - Приложение 12





СО +
Уровень самооценки
СО

О -0,2
0,2-0,4
0,4-0,6
0,6-0,8
0,8- 1

заниженная
несколько заниженная
адекватная
несколько завышенная
завышенная

1 -0,8
0,8-0,6
0,6-0,4
0,4-0,2
0,2-0




13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415

13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415

13 EMBED
·
·
·
·
·
·
·
·
· Microsoft Graph 1415

Эгонецентри-рованный принцип

Принцип природосообраз-
ности

Принцип целостности подхода к ребенку

Духовно-нравственная

Физически развитая

Экологически культурная


Старшая вожатая


Модельная сельская библиотека

Администрация Новоуколовского сельского поселения


НОУ
«Колокольчик»

Новоуколовская
амбулатория

Детская общественная организация «Ровесник»


Модельный
Дом культуры

Районное и школьное лесничества


Богородицкий
храм
с. Староуколово

Экологическая культура

НОУ
«Колокольчик»

Портфолио учащихся

Школьная газета

Общешкольные мероприятия и КТД

Беседы
«Природа и Человек»

Работа с родителями

Программа «Экология родного края»

Опыт педагогов

Акции «Благоустройство»





Root EntryArial Cyr_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·     к трудук обществу5к себе5к людямк культуре5_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1я
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial CyrArial Cyr3,4 .Уровень комфортности в ДОО >#,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-О/¤15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;¦
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."ОkЁ3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{Є;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Гистограмма 1
·
·Гистограмма 2
·
·Гистограмма 3
·
·Уровень комфортности в ДОО "Ровесник"
·Arial CyrArial CyrУровень самооценки учащихся >#,##0\ "";[Red]\-#,##0\ ""О?

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00\ "";[Red]\-#,##0.00\ ""Оq*6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0\ __-;\-* #,##0\ __-;_-* "-"\ __-;_-@_-ОЃ,>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00\ __-;\-* #,##0.00\ __-;_-* "-"??\ __-;_-@_-О/¤15
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0"р.";[Red]\-#,##0"р."О;¦
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·#,##0.00"р.";[Red]\-#,##0.00"р."ОkЁ3
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{Є;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1 
·
·Arial Cyr1"Т
·
·Arial Cyr1"Т
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·несколько заниженная
·
·несколько завышенная
·
·Уровень самооценки учащихся
·