Урок русского языка тема: Второстепенные члены предложения Обстоятельство и дополнение


Урок русского языка в 4 классе по теме: «Второстепенные члены предложения: обстоятельство и дополнение».
Цели:
обобщить знания о второстепенных членах предложения: обстоятельстве и дополнении (образовательная);
способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению сравнивать, анализировать, систематизировать (развивающая);
содействовать формированию личности ребенка, воспитывать интерес к изучению русского языка, способствовать развитию коммуникативных способностей (воспитательная).
Технология: проблемно-поисковая.
Тип урока: обобщение изучаемого материала.
Оборудование: презентация со слайдами, учебник «Русский язык» Поляковой А.В., индивидуальные тесты, карточки для групповой работы, карточки с незаконченными предложениями.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности (мотивирование)
— Проверьте, ребята,Готовы ли к уроку?Всё ли в порядкеКнижка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!И с усердием трудитесь!
2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Упр. 50
— Читаем предложение и называем обстоятельства, выраженные наречиями.
- Проверяем!
(Высоко, внизу, вдруг, вниз, наконец,никогда- наречия , выраженные обстоятельствами)
(Запись даты)
3.Каллиграфическая минутка.
( на доске)
Двадцать восьмое января.
Классная работа.
За за за за зд зе зд
Завод завтра завтрак заяц здоровье земляника здесь.
- В чём закономерность сочетаний букв и слов?
Назовите наречия? ( завтра, здесь)
- Составьте устно предложения: сначала, с одним из наречий, а потом с существительным.
Проверяем!
5. Постановка учебной цели. (Слайд 1, 2 )
1.Работа в парах:
(на столе карточки)Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.
Посоветуйтесь друг с другом и решите :
- На какие группы можно распределить данные слова?
- Дайте каждой группе название.
1группа – части речи, 2 группа–члены предложения . 
- На какие подгруппы можно разделить слова второго столбика?
2 группа – главные и второстепенные члены предложения )   
- Проверка:
Как думаете, какие второстепенные члены предложения будем повторять на уроке?
Так как данный урок по этой теме у нас не первый, то предлагаю обобщить имеющиеся знания с помощью следующего задания.
4.Словарная работа. (Слайд 3,4 )
-Расшифруйте слова. Запишите их в тетрадь.
р...к...т...  ,г…р…з…нт,  р...вн…н…,
р...с...к...з  ,   х…р…ш…, ш…с…е,
р...с...т...я...и...  ,  р...с...н...к, …г…р…д.
Проверка:
- Запишите слова в тетрадь.
- Какое слово лишнее.
- Обозначьте ударения. Подчеркните безударные гласные.
- Со словом «хорошо»-1 вариант и «рисунок»- 2 вариант составьте предложения и разберите их по членам предложения.
- Чем в предложении являются данные слова? ( Работа за досками- 2 уч.)
 6. Динамическая пауза. (Слайд 5 )
Все движения для разминки
Повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
7.Актуализация знаний через тест. (Слайд 6)
1.Подчеркните в предложениях обстоятельства.
Летом солнце ярко светит и греет.
Неохотно и несмело солнце светит на поля.
2.Укажите, каким членом предложения является слово утром и чем оно выражено.
Корабль выйдет из гавани утром. Поэт Пушкин восхищался зимним утром.
3.Подчеркните главные члены предложения и обстоятельства.
Поезд прибыл в столицу ночью.
Весной пробуждается вся природа.
Дети дружно идут в школу.
 4. Подчеркните главные члены предложения и дополнения.
В доме погасли огни.
Из норки выглядывала мышка.
На опушке резвились медвежата.
 5.Подчеркните наречие.
Мороз, морозец, морозно, морозный, морозит.
-Проведем анализ теста.
8.Закрепление изученного материала.
Работа в парах. (Слайд 7-10)
-А сейчас поработайте исследователями текста. Знаком ли вам текст? Прочитайте его выразительно.
 
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит.
(пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
 
-Задание1. Укажите в отрывке обстоятельства.
-Задание2. Распределите обстоятельства по разрядам и запишите их в рабочей тетради в строчку. Прочитайте получившиеся группы слов с названиями разрядов.
-Задание3. Вспомните, какие строки идут в этом прологе у Пушкина сразу после данного отрывка. Устно укажите в них дополнения.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет.
 
9.Подведение итогов:
- Чему научились на уроке ?
- Что повторили на уроке?
- Посчитайте свои баллы. На доске: нормы оценивания данного урока.
10. Рефлексия:
- Ребята, доскажите возникшие чувства к концу урока.
- Высказывается несколько учащихся.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
11.Домашнее задание.
- Упражнение 51, стр.29 в учебнике.