Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Определение, согласо-ванное и несогласованное. Падеж определений.


Урок 36 8 класс дата 02.12
ТЕМА УРОКА: Второстепенные члены предложения, способы их выражения. Определение, согласованное и несогласованное. Падеж определений.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Обучающие:
активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;
расширение понятия об определении: согласованные и несогласованные определения;
наблюдение над ролью определений в речи.
2. Развивающие:
формирование умения находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы;
закрепление умения графически обозначать определения.
3. Коррекционные:
активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;
формирование умения находить и выделять главное;
развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.
4. Воспитательная:
воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебник «Русский язык. 8 класс» учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2010.
Классная доска.
Раздаточный материал (кроссворд).
Раздаточный материал (карточки с заданием).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.
Сегодня на уроке мы вспомним то, что изучали ранее о второстепенных членах предложения. Мы будем изучать определение. Научимся находить определения в предложении, правильно ставить к ним вопросы, поговорим о роли определений в художественном тексте.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны.
Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.
II. Актуализация опорных знаний.
Подготовка к объяснению нового материала.
1. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)
Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, без которых мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как ее показал поэт? (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны).
Учитель: А вот еще отрывки из стихотворений об осени. Послушайте их:
2.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
3. В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море - бледные медузы
И красная подводная трава. (И. Бунин)
Учитель: Из этих (2, 3) текстов выберите и назовите словосочетания, с помощью которых мы с вами можем представить описанные поэтом красочные пейзажи (лес лиловый, лес золотой, лес багряный, терем расписной, весёлой стеной, пёстрою стеной, над светлою поляной, сухие стебли, блеклая ботва, в холодном море, бледные медузы, красная трава, подводная трава).
Учитель: Давайте запишем эти словосочетания с помощью кроссворда (у каждого учащегося на столе карточка с кроссвордом). Например: лес какой? лиловый; терем какой? расписной. В выделенных клетках у вас сложится ключевое слово.
Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы заполнили клеточки кроссворда. Запишите в тетрадь словосочетания (7, 9, 10) в столбик. (у доски один учащийся выписывают словосочетания в столбик).
Определите главное и зависимое слово в каждом словосочетании, укажите, какими частями речи они выражены.
Учитель: Давайте вспомним виды подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование (в роде, числе и падеже), управление (зависимое слово в том же падеже, что и главное), примыкание (зависимое (неизменяемое) слово присоединяется к главному по смыслу).
Определите вид связи в записанных словосочетаниях.
Вывод:
Учитель: Теперь давайте посмотрим на предложения и сравним их:
Наступила осень.
После знойного лета наступила прохладная золотая осень.
Какое из предложений несёт больше информации? (Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения).
Запишите оба предложения в тетрадь и разберите их по членам предложения.
Из каких членов предложения состоит 1 предложение? (подлежащее и сказуемое, т.е. из грамматической основы).
А 2 предложение? (из грамматической основы и второстепенных членов).
Учитель: Так на какие 2 группы делятся члены предложения? (главные и второстепенные).
Назовите главные члены предложения (подлежащее и сказуемое).
Назовите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Какие второстепенные члены предложения встретились вам во 2 предложении? (определения).
III. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.
Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока. Запишите тему в тетради «Определение».
Учитель: Для того, чтобы было легче запомнить, я хочу вам предложить шуточное зарифмованное правило:
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой - ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
Учитель: А сейчас запишите в тетрадях: определение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.
Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? и служит для распространения и пояснения другого члена предложения.
Посмотрите, пожалуйста, на предложения:
Красными кистями свисают крупные ягоды.
Особенно хороша на поляне ранняя осень.
В сухих листьях шуршат ежи.
За поляной был забытый старый сад.
В нём поспевали маленькие кислые яблочки.
По очереди назовите определения, которые вам в них встретились (красными, крупные, ранняя, сухих, забытый, старый, маленькие, кислые)
Физминутка
Передавая друг другу осенний листок, вы должны его описать, т.е. придумать определение. Какой он?
Вывод: Так зачем же нужны второстепенные члены предложения в речи, в художественном тексте? (они поясняют, уточняют, дополняют; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь).
Какова роль определений в нашей речи, в художественном тексте? (придают яркость, образность описанию).
Смогли бы мы так же полно и ярко описать этот листок без помощи определений? (нет).
IV. Объяснение нового материала.
Учитель: Мы с вами вспомнили то, что знали об определении раньше. Но мы ещё не всё узнали об определении. Запишите в тетрадях подзаголовок «Согласованные и несогласованные определения».
Учитель: Согласованные определения связываются с определяемым словом согласованием, т.е. стоят в том же роде, числе, падеже. Давайте проверим это утверждение. (На доске: тоненькие (-ая, -ий, -ую) берёзки, прозрачное (-ая, -ые, -ого) небо, холодная (-ый, -ые, -ую) река).
Итак, как же связываются согласованные определения с определяемым словом? (они стоят в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово)
Учитель: Несогласованные определения связываются с определяемым словом по способу управления, реже примыкания. Давайте проверим и это утверждение. (На доске: тени (сок, прохлада) берёз, середина (конец, начало) осени).
Изменяется ли несогласованное определение, если изменить род, число и падеж определяемого слова? (нет, оно остается неизменным).
Учитель: Так как же узнать вид определения?
Для этого надо задать вопрос от определяемого слова.
Согласованное определение отвечает на один из вопросов (какой?, чей?, который?) и может быть выражено именем прилагательным, причастием, местоимением, числительным (листок какой? осенний)
Несогласованное определение отвечает не только на вопросы какой? чей? который?, но и на вопросы других второстепенных членов. Оно может быть выражено другими частями речи. (небо какое?, в чём? в тучах)
Итак, мы с вами узнали, что в зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения (какие?) (согласованные и несогласованные).
V. Закрепление изученного.
Учитель: Давайте потренируемся. Откройте учебник на стр. 72. Выполним упр. 137 устно. В данном упражнении нужно заменить согласованные определения несогласованными там, где это возможно. (На доске: В кожаном пальто сегодня жарко. – В пальто из кожи сегодня жарко).
Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с заданием. На них написаны словосочетания с согласованными и несогласованными определениями. Вам необходимо соединить линией словосочетания, подходящие друг другу по смыслу.
VI. Проверка и коррекция знаний,
полученных на уроке.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую тестовую работу. Перед вами тест по теме сегодняшнего урока. Внимательно читайте задание.
VII. Домашнее задание.
Запишите домашнее задание.
Основное: выполнить упр. 142
Дополнительное: составьте по 3 предложения с согласованными и несогласованными определениями.
VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Учитель: Вот мы и простились с дождливой осенью. Итак, давайте подведём итоги урока.
Какой второстепенный член предложения мы сегодня изучали? (определение).
Какова роль определений в речи, в художественном тексте? (Яркость, образность описания).
Что нового об определении мы сегодня узнали? Какие бывают определения? (определения бывают согласованными и несогласованными).
Оценки за работу на уроке (с комментариями).


Ответы на кроссворд:
1. лес (какой?) 1. л и л О в ы й 2. терем (какой?) 2. р а с П и с н о й
3. лес (какой?) 3. б а г Р р я н ы й
4. стеной (какой?) 4. в Е с ё л о й
5. в море (каком?) 5. х о л о Д н о м 6. над поляной (какой?) 6. с в Е т л о ю 7. лес (какой?) 7. з о Л о т о й 8. ботва (какая?) 8. б л Е к л а я 9. трава (какая?) 9. к р а с Н а я 10. стебли (какие?) 10. с у х И е 11. медузы (какие?) 11. б л Е д н ы е Ответы на тест: 1D, 2A, 3D, 4B, 5C
КРОССВОРД
1. лес (какой?) 1. Л И Л О В Ы Й 2. терем (какой?) 2. 3. лес (какой?) 3. 4. стеной (какой?) 4. 5. в море (каком?) 5. 6. над поляной (какой?) 6. 7. лес (какой?) 7. 8. ботва (какая?) 8. 9. трава (какая?) 9. 10. стебли (какие?) 10 11. медузы (какие?) 11 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется
A) сказуемым. B) подлежащим. C) дополнением. D) определением. E) обстоятельством.
2. Определение отвечает на вопросы A) какой? чей? B) как? какой? C) который? сколько? D) косвенных падежей.
3. Согласованными и несогласованными бывают A) сказуемые. B) дополнения. C) подлежащие. D) определения. E) обстоятельства.
4. Отметьте предложение с согласованным определением: A) Вода из родника была очень холодная. B) Песни над моею колыбелью мать пела на аварском языке.C) На снегу были ясно видны следы зайца и собаки.
5. Отметьте предложение с несогласованным определением: A) Что ищет он в стране далекой?B) Глубокое молчание царствовало кругом.C) Тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца.
КРОССВОРД
1. лес (какой?) 1. Л И Л О В Ы Й 2. терем (какой?) 2. 3. лес (какой?) 3. 4. стеной (какой?) 4. 5. в море (каком?) 5. 6. над поляной (какой?) 6. 7. лес (какой?) 7. 8. ботва (какая?) 8. 9. трава (какая?) 9. 10. стебли (какие?) 10 11. медузы (какие?) 11 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется
A) сказуемым. B) подлежащим. C) дополнением. D) определением. E) обстоятельством.
2. Определение отвечает на вопросы A) какой? чей? B) как? какой? C) который? сколько? D) косвенных падежей.
3. Согласованными и несогласованными бывают A) сказуемые. B) дополнения. C) подлежащие. D) определения. E) обстоятельства.
4. Отметьте предложение с согласованным определением: A) Вода из родника была очень холодная. B) Песни над моею колыбелью мать пела на аварском языке.C) На снегу были ясно видны следы зайца и собаки.
5. Отметьте предложение с несогласованным определением: A) Что ищет он в стране далекой?B) Глубокое молчание царствовало кругом.C) Тревожно бились листья клена, но не сверкали от лучей солнца.