Методическая разработка открытого урока по Учебной практикепо профессии Продавец, контролер — кассир


Образовательное учреждение:
КГБПОУ Дзержинский филиал
«Канский техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства»
Конкурсная номинация: Учебная практика
ПМ.01 Продажа непродовольственных товаров.
ПМ.02 Продажа продовольственных товаров.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ « ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ОФОРМЛЕНИЕ ТОРГОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ»
Автор работы:
Рязанцева Татьяна Викторовна, мастер производственного обучения
по профессии «Продавец, контролер – кассир»
План открытого урока учебной практики
Профессия «Продавец, контролер – кассир»
Курс – 2
Группа «П-4»
Мастер производственного обучения: Рязанцева Татьяна Викторовна
Место проведения – учебный класс
Тема « Обслуживание покупателей и оформление торговой документации»
Конкурс профессионального мастерства по профессии
«Продавец, контролер – кассир»
    Вводный инструктаж – проверка наличия студентов, внешнего вида.                            
 Введение
Конкурсы профессионального мастерства – имеет большое образовательное и воспитательное значение в подготовке квалифицированных кадров.
Цель проведения конкурса – повысить качество профессиональной подготовки, подтвердить престиж профессии в современных условиях.
Цели урока:
- образовательная: закрепить умения и навыки
-обслуживание покупателей,
-заполнение торговой документации,
-подсчет денежных банкнот,
-решение торговых ситуаций.
-развивающая: развивать у будущих работников умения:
принимать самостоятельные решения,
решать проблемные ситуаций, задачи, анализировать;
- воспитательная: продолжить формирование активной жизненной позиции, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный;
Вид урока: урок – конкурс профессионального мастерства.
Межпредметные связи:
Технология розничной торговли. Тема «Продажа товара и обслуживание покупателей»
МДК оборудование торговых предприятий. Тема: «Контрольно – кассовые машины». Тема: «Обслуживание покупателей с применением ККМ и весоизмерительного оборудования.
Деловая культура. Тема « Культурное общение»
Учет и отчетность в торговле. Тема « Документальное оформление кассовой отчетности».
Материальное – техническое и методическое оснащение урока:
Дидактический материал: план урока, карточки – задания, бланки типовых форм по учету кассовых операций.
Торговое оборудование: ККМ , калькулятор.
Конкурс «Профессионального мастерства» проходит в 6 этапов, и оценивается бальной системой.
Каждый конкурс оценивается от 1 до 5 балов.
Участники конкурса - набравший максимальное количество балов получает: 1,2,3 места.
Награждение: за первые три места участники получают грамоты и призы;
За 4,5 места участник получают: похвальные листы.
Ход конкурса «Профессионального мастерства»
Конкурс № 1 Организационный момент: приветствие домашнее задание ( представь себя, резюме продавца), оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 2 Карточки – задания ( подсчет покупки с применением ККМ – Миника 1102Ф, подсчет покупки производится с промежуточным итогом, и с сдачей, оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 3 «Решение торговых ситуации» ( Знание законов РФ о защите прав потребителей),оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 4 «Быстрый и точный подсчет денежных купюр»,правильное заполнение приходного кассового ордера, оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 6 «Заполнение накладной», заполнение накладной на товар и подсчет цен и стоимости товара, с применением калькулятора М+, оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Конкурс № 5 «Написание ценников на товар» правильное написание торговых ценников на товар, оценка конкурса от 1 до 5 баллов.
Заключительный этап конкурса: подведение итогов ( подсчет балов) комиссией, награждение победителей.
Здравствуйте, дорогие участники, уважаемое жюри.
Мы сегодня проводим конкурс профессионального мастерства «Моя профессия - продавец» среди студентов группы П - 4, который состоит из следующих этапов:
Этапы проведения конкурса
 Наша цель: « Выявить лучшую участницу, которая покажет нам  уровень профессиональных знаний, умений, сообразительность находчивость.             
 В настоящее время работодатели принимают на работу работников, которые соответствуют высоким требованиям. Которые должны обеспечивать приток покупателей, создавать имидж его магазину.
Работники торговли должны соответствовать таким требованиям как -
внешний вид, культура речи, оформление  витрин, встреча покупателя, выявление покупательского спроса, консультация о товаре, предложение взаимозаменяемого товара, правильность подсчета покупки и расчета покупателя. И т д
Сейчас мы в этом убедимся и так конкурс 1
 
Итак, мы начинаем наш конкурс со знакомства наших участниц или наше РЕЗЮМЕ – домашнее задание
Участница №1_________________________
 Итак, наше жюри подводит итоги 1 этапа конкурса.
Слово жюри:
Участница № __, занявшая 1 место, набравшая___  баллов ,награждается грамотой и ценным подарком.
Участница №____ занявшая 2-е место, набравшая____ баллов, награждается грамотой и ценным подарком.
Участница №____ занявшая 3-е место, набравшая____ баллов, награждается грамотой и ценным подарком.
На этом мы заканчиваем наш конкурс. Всем удачи!
Список использованной литературы
1.Организация и технология торговли: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования, / З.В. Отскочная, Ю.А. Наплекова, И.И. Чуева, О.Н. Дегтяретрь; М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 192 с. – (Торговля).
2.Технология розничной торговли: учебник /О.В. Памбухчиянц. – 9-е изд. Перераб. И доп. –М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 288с.
3.Правила торговли 2011. – М.: Эксмо, 2011. -96 с. – (Российское законодательство).
Самоанализ урока учебной практики в группе П -4 по профессии
«Продавец, контролер-кассир» мастером п/о Рязанцева Т.В
Конкурс профессионального мастерства.
Перед уроком были поставлены
Цель проведения конкурса – повысить качество профессиональной подготовки, подтвердить престиж профессии в современных условиях.
Цели урока:
- образовательная: закрепить умения и навыки
-обслуживание покупателей,
-заполнение торговой документации,
-подсчет денежных банкнот,
-решение торговых ситуаций.
-развивающая: развивать у будущих работников умения:
принимать самостоятельные решения,
решать проблемные ситуаций, задачи, анализировать;
- воспитательная: продолжить формирование активной жизненной позиции, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный;
Вид урока: урок – конкурс профессионального мастерства.
Задачи:
Формировать навык осознанного грамотного оформления товарно- сопроводительных документов.
Оборудование:
Использование учебного магазина «Продавец, контролер-кассир».
При подготовке к уроку были учтены особенности и уровень подготовки студентов данной группы П -4 .
Урок учебной практики соответствовал всем современным требованиям.
Построен на основе игровой технологии.
Ставились учебно-познавательные задачи, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
На уроке учебной практики я формировала у студентов такие компетенции:
Целостно-смысловую (способность видеть и понимать );
Учебно-познавательную (самостоятельная - познавательная деятельность);Информационная (деятельность ученика с информацией);
коммуникативная (способность взаимодействия с окружающими людьми).
Функции мастера на данном уроке учебной практики: консультант – организатор.
Вывод. При подведении итогов деятельности студентов оценивался результат работы на уроке учебной практики. Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью. Применение на учебной практике ККМ, заполнение торговой документации, решение торговых ситуации, представление резюме, по профессии «Продавец, контролер-кассир» очень эффективно. Повышает интерес студентов к изучению профессии.
Этапы проведения конкурса:
Конкурс № 1
Организационный момент: резюме (представь себя) максимальное количество балов от 1 до 5; Домашнее задание -
студент должен составить резюме и представить себя.
Критерии оценки резюме:
-ФИО и.т.д-цель
-образование
-функциональные обязанности
-профессиональные качества
- личные качества
Студент может дополнить свое резюме, дополнительными критериями.
Конкурс № 2
Карточки – задания ( подсчет покупки с применением ККМ и калькулятора) максимальное количество балов от 1 до 5;
Студент получает карточку – задание, проходит в учебный магазин и приступает к работе.
Критерии оценки конкурса № 2
- чек от ККМ должен совпадать с суммой на карточке с заданием.
Конкурс № 3
Решение торговых ситуации, максимальное количество балов от 1 до 5; Студент выбирает себе карточку с торговой ситуацией и разъясняет ситуацию.
Критерии оценки конкурса № 3
-точный и внятный ответ.
Конкурс № 4
Быстрый и точный подсчет денежных купюр. Заполнение документации ( приходно-кассовый ордер). Максимальное количество балов от 1 до 5; Студент подходит к рабочему столу, где для него приготовлено задание, денежные купюры, приходно – кассовый ордер, калькулятор, шариковая ручка.
Критерии оценки конкурса № 4
- быстрый и точный подсчет денежных купюр
- заполнение приходно-кассового ордера
- купюры должны быть сложены правильно ( от большого наминала купюр к меньшему номиналу купюр, лицевая к лицевой стороне купюр)
Конкурс № 5
Заполнение накладной по группе товара с применением калькулятора ( М+ памяти),максимальное количество балов от 1 до 5; Студен подходит к рабочему столу где для него приготовлено задание, накладная, калькулятор, ручка. Студент должен правильно заполнить документ, выбрать 10 наименований товара одной группы, написать их в накладную, написать цену за товар и подсчитать стоимость товара, подсчитать итог.
Критерии оценки конкурса № 5
- правильное заполнение документа (без помарок)
- в накладной должна указываться одна группа товаров
- правильность подсчета суммы товаров.
Конкурс № 6
Оформление ценника (правильное заполнение ценника), максимальное количество балов от 1 до 5; Для студента приготовлен различный товар, он должен выбрать себе любой товар, написать на него ценник, прикрепить правильно заполненный ценник к товару и выставить на витрину.
Критерии оценки конкурса № 6
- правильное заполнение ценника ( студент должен выбрать товар, с продовольственных и не продовольственных товаров, правильно оформить ценник, и представить товар, рекламу)

Конкурс № 1
Составление резюме «Продавца, контролера – кассира», Для написания резюме необходимо указать профессиональные качества и навыки: знание кассовых дисциплин, умение работать с денежными средствами, активность, вежливость, внимательность, дисциплинированность, доброжелательность, сосредоточенность, эмоциональная устойчивость и т д.Максимальное количество балов от 1 до 5;
(пример) Резюме
Спиридонова Дарья Александровна
Дата рождения : 14.01.1996 г
Адрес проживания : с. Дзержинское ул. Колхозная 34
Телефон : 89539105589
Цель: получение должности продавца.
Образование :основное общее
Получаемая профессия: среднее профессиональное, «Продавец, контролёр – кассир».
Функциональные обязанности: консультирование и помощь покупателям в выборе товаров, оформление расчетов с покупателями, работа с кассой.
Профессиональные навыки : работа на кассовых аппаратах, выкладка товаров, прием денежных средств от покупателей.
Личные качества: вежливость, оперативность, ответственность, внимательность, доброжелательность.
Конкурс № 2
Карточки – задания ( подсчет покупки с применение ККМ- МИНИКА 1102Ф, ЭКР, калькулятора), подсчет покупки производится с промежуточным итогом, и с сдачей.
Максимальное количество балов от 1 до 5;
Практическое задание
Задание № 1 Продано покупателю:колбасы «Докторской» - 830 г по цене 72-00 за кг;
колбасы «Красовской» - 220 г по цене 74-00 за кг;
масла сливочного - 330 г по цене 55-00 за кг;
сосисок сливочных - 270 г по цене 75-00 (итого 114-44р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 200 рублей.
Итог сдачи 85-56р
------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 2 Продано покупателю:сахарного песка- 500 г по цене 15-00 за кг;
крупы перловой- 1 кг 500 г по цене 9-00 за кг;
чая индийского- 3 пачки по цене 15-00 за шт.;
соуса томатного- 2 банки по цене 15-00 за шт.;
хлебцы «Любительские» - 4 пачки по цене 6-00 (итого 120р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 150-00
Итог сдачи 30р
-----------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 3 Продано покупателю:шоколад «Пористый» - 3 плитки по цене 18-50;
карамель «Абрикос» - 400 г по цене 78-00;
конфеты «Ласточка» - 1 кг 250 г по цене 98-00;
сухари с маком - 850 г по цене 55-00 (итого 255-95р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500рублей
Итог сдачи 244-05р
------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 4 Продано покупателю:сахар - 1 кг 100г по цене 30-00 за кг;
газированная вода - 3 шт. по цене 9-00 за шт.;
яблоки - 1 кг 750 г по цене 25-00 за кг;
баранки - 250 г по 40-00 за кг;
майонез «Провансаль» - 2 банки по цене 16-00 (итого 145-75р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300-00

Итог сдачи 154-25р
----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание № 5 Продано покупателю:
- каша « Быстров» - 6 пачек по 27-00 за шт;
- маргарин « Хозяюшка» - 3 пачки по 8-50 за шт;
-майонез «Нижегородский»- 3 шт. по цене 11-00;
-яблоки - 4 кг 250 г по цене 35-00 за кг;
-рыба «Путасу» - 1 кг 320 г по цене 24-00 за кг (итого 400-93р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500-00
Итог сдачи 99-07р
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 6 Продано покупателю:
карамель «Му-му»- 620 г по цене 42-00 за кг;
торт «Причуда» - 1 шт. по цене 37-00;
консервы овощные- 3 шт. по цене 17-00 за шт.;
кофе «Нескафе» - 2 шт. по цене 109-00;
мороженое - 1 шт. по цене 32-00 (итого 364-04р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500-00
Итог сдачи 135-96р
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 7 Продано покупателю:
чай «Индийский» - 3 шт. по цене 15-00;
кофе разовое - 5 шт. по цене 2-50;
кетчуп «Острый» - 3 шт по цене 15-00;
пряники «Фигурные» - 1кг 300 г по цене 25-00;
печенье «Юбилейное» - 800 г по цене 28-50 ( итого 157-80)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500-00
Итог сдачи 342-20р
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 8 Продано покупателю:
груши - 1 кг 250 г по цене 30-00;
кефир питьевой - 3 шт. по цене 12-00;
конфеты «Весна» - 1 кг 300 г по цене 44-30 за кг;
колбаса «Докторская» - 2 кг 350 г по цене 155-00;
соль - 3 пачки по цене 17-00 ( итого 546-340
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 600-00
Итог сдачи 53-66р
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 9 Продано покупателю:
бананы - 2 кг 150 г по цене 28-00 за кг;
масло шоколадное - 500 г по цене 140-00 за кг;
торт «Причуда» - 1 шт. по цене 45-00;
йогурт - 3 шт. по цене 8-50 ( итого 200-70р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00
Итог сдачи 799-30р
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 10 Продано покупателю:
вермишель - 500 г по цене 16-00 за 1 кг;
кофейный напиток - 2 пачки по цене 15-00;
кисель фруктовый - 6 пачек по цене 8-50;
торт «Сказка» - 2 кг 600 г по цене 99-00 за кг;
печенье «Сливочное» - 300 г по цене 84-00 (итого 371-60р)
Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000-00
Итого сдачи 628-40р
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Конкурс № 3
«Решение торговых ситуаций»
знание Законов о защите прав потребителей.
Ситуация № 1
За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей в торговый зал.
Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация № 2
При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50 рублей.
Кассир объявил, что это его деньги.
Прав ли кассир?
Ситуация № 3
Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине.
Правильно ли поступил продавец?
Ситуация № 4
Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из парфюмерного набора фабричного производства.
Продавец отказал.
Прав ли продавец?
Ситуация № 5
При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на хранение на 1 сутки.
С покупателя была взята плата за хранение.
Правильно ли поступила администрация магазина?
Ситуация № 6
Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности.
Прав ли продавец?
Конкурс № 3 «Решение торговых ситуаций» ( ОТВЕТЫ)
Ситуация № 1
Неправильно.
Согласно правилам торговли, доступ покупателей в магазин прекращается согласно режиму работ и все находящиеся покупатели должны быть обслужены продавцами.
Ситуация № 2
Кассир не прав.
Согласно правилам торговли, кассир не имеет право хранить личные вещи, в том числе и деньги на рабочем месте.
Ситуация № 3
Продавец поступил не правильно.
Согласно правилам торговли продавец обязан по требованию покупателя продать товар с витрины.
Ситуация № 4
Продавец прав.
Согласно правилам торговли наборы фабричного производства раскомплектовывать нельзя.
Ситуация № 5
В правилах оказания услуг есть пункт « Гарантированное хранение товаров». Оказываемые услуги могут быть платными и бесплатными, на усмотрение администрации.
Ситуация № 6
Продавец не прав.
Колбасные изделия и копчености отпускаются одним куском, а по просьбе покупателя - в нарезанном виде. (Продажа отдельных видов продовольственных товаров).
Конкурс № 4
« Быстрый и точный подсчет денежной выручки», « Правильное заполнение приходного кассового ордера на выручку»
Каждому участнику предоставляются денежные купюры различного достоинства.
Нужно быстро разложить купюры по номиналом , пересчитать их и составить денежную опись, приходно-кассовый ордер. ( учитывая скорость и правильность подсчета)
Подсчет купюр ( 30 шт ) и заполнение приходно-кассового ордера - 4 минуты
Максимальное количество балов от 1 до 5;
№1
- 50 рублей – 5 шт- 100 рублей – 8 шт- 500 рублей – 6 шт-1000 рублей – 6 шт
-5000 рублей – 5шт
Итого 35050руб
№2
- 50 рублей – 5 шт- 100 рублей – 7 шт- 500 рублей – 6 шт-1000 рублей – 7 шт
-5000 рублей – 5шт
Итого 35950
№3
- 50 рублей – 5 шт- 100 рублей – 10 шт- 500 рублей – 5 шт-1000 рублей – 5 шт
-5000 рублей – 5шт
Итого 33750
Заполнение накладной по группе товара с применением калькулятора ( М+ памяти)
Конкурс № 5
Заполнение накладной по группе товара с применением калькулятора ( М+ памяти),максимальное количество балов от 1 до 5;
(образец)

Конкурс № 6
Правильное заполнение ценника.

Оценочный лист
Конкурс профессионального мастерства
« Моя профессия продавец 2016»
Конкурс «Профессионального мастерства» проходит в 6 этапов, и оценивается бальной системой.
Каждый конкурс оценивается от 1 до 5 баллов.
Участник конкурса набравший максимальное количество балов получает: 1 ; 2 ; 3 места.
Награждение: за первые три места участники получает грамоты и призы;