«Организация внеурочной деятельности в игровой форме у учащихся 5-6 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
города Южно-Сахалинска
«Организация внеурочной деятельности в игровой форме
у учащихся 5-6 классов»
Выполнила: Грачева Ольга
Геннадьевна
zh_tsareva@mail.ru

Южно-Сахалинск, 2016г.
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что внеурочная деятельность обучающихся является одним из инновационных компонентов федеральных государственных образовательных стандартов и рассматривается как дополнительный ресурс в достижении образовательных результатов. Вместе с тем педагоги столкнулись с рядом трудностей. С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы и педагогов – дело не новое; с другой стороны, в новых стандартах задан принципиально иной подход в её организации, ориентированный на формирование самоопределения обучающихся в социокультурной ситуации в целом и в образовательном пространстве школы в частности. Это означает возрастание роли внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого.
Цель: Показать значимость и результативность математической игры как формы внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС.
Специфической чертой внеурочной работы по математике, с учетом решаемых в ней дидактических задач, а также возрастных особенностей учащихся, является то, что формы ее организации делятся на постоянные и непостоянные (временные). Математическая игра является временной формой.
Математические игры выполняют различные функции.
Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность.
Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет
В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
Математическая игра должна соответствовать следующим принципам:- выбор оптимальных методов, форм, средств , последовательность , доступность, научность ,учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей .
Для меня очень важно, чтобы каждый ребёнок на мероприятии работал активно, увлеченно. Внеклассные мероприятия, с одной стороны, позволяют мне вовлечь учеников в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Планируя мероприятие, я учитываю специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. Например, для 5-6 классов это конкурсы, викторины, сказки- путешествия, кругосветки .
Математические игры призваны решать следующие задачи.
Образовательные: Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
Развивающие: Развивать у учащихся творческое мышление; Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на внеклассных занятиях;
Воспитательные: Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности; Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
Программа, по которой я работаю учитывает возрастные особенности младших подростков и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, кругосветки по станциям и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Математические игры.
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», , «Русское лото», «Математическое домино», «Отгадай число и месяц рождения». «Лучший счётчик», «Счастливый случай», «Что,где,когда»
Игры с набором «Карточки-считалочки»– двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по различным темам.
Игры:» Морской бой» , «Математический форт Боярд,» «Математический Алфавит».
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Моя работа нацелена на получение следующих результатов:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Среди учащихся 5-ых классов мною была проведена анкета, которая показала следующие результаты:
1.Как ты считаешь, математические игры повышают твой интерес к внеклассным мероприятиям по математике да - 90% нет -10%
2.Тебе хочется больше принимать участие в математических конкурсах, кругосветках ,играх да- 87% нет- 13%
3.Помогают ли внеклассные игры выявить способности к математике да- 73% нет -27%
4.Учишся ли ты правильно и культурно общаться с другими ребятами ,во время проведения математических игр и конкурсов да -81% нет-19%
5.Считаете ли вы полезным для себя работать в группах на внеклассных мероприятиях по математике да-64% нет-36%
Таким образом можно сделать вывод, что благодаря математической игре:- развивается устойчивый интерес к внеклассным мероприятиям - растет мотивация к участию в проектах, конкурсах, интеллектуальных играх и т.д- выявление и поддержка одаренных детей;- воспитывается культура общения-; - формируется умение работать в группе.