Данная разработка урока по физике Сила Архимеда — Выталкивающая сила, представлена в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Этот урок для 7 класса при изучении темы Давление твердых тел, жидкостей и газов.


"Методическая разработка урока (занятия) в соответствии с требованиями ФГОС"
Тема урока: Сила Архимеда – выталкивающая сила
“Следствие ведут знатоки”
Автор: Шинкоренко Ольга Владимировна
Должность: учитель физики
Образовательное учреждение:
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича" г. Кемерово
Описание разработки.
Конспект урока предложен в виде технологической карты, как это требуется по ФГОС. Урок содержит тему урока, форму урока. Определены цели учителя и цели ученика. Показаны методы и приемы, использованные для проведения урока. Здесь представлены все этапы урока, определены цели для каждого этапа. Постаралась четко обозначить действия учителя и действия учеников на уроке. Прописаны возможные УУД, формируемые во время урока и результаты взаимодействия.
Краткие рекомендации к использованию.
Предложен дополнительный материал:
Приложение 1 "Таблица самооценивания" - используется на протяжении всего урока. По этой таблице можно дважды за урок
оценить ученика (нормативная - за знания текущего материала; вертикальная - за личностный рост ученика).
Приложение 2 "Самооценивание совместной работы в группе" - здесь можно увидеть и оценить работу каждого ученика в кол
лективной работе.
Приложение 3 "Вопросы на рефлексию" - благодаря этим вопросам ребята смогут посмотреть на себя и свою работу со стороны.
Дать честный ответ на предложенные вопросы на эмоциональной волне.
Приложение 4 "Оценивание мыслительных способностей" - это оценивание ведет учитель на протяжении всего урока, наблюдая
за работой ребят.
Презентация В презентации предложены задания для 6 групп.
Данный урок рассчитан на то, что ребята самостоятельно должны добывать новые знания.
Технологическая карта урока по физике 7 класс
Тема урока Сила Архимеда – выталкивающая сила “Следствие ведут знатоки”
Эпиграф урока “Покупать продукт или делать его самому – это два образа жизни”
Тип урока Усвоение нового материала
(совсем необычный урок) Форма урока Проблемно – поисковая
Цели для ученика
Аффективные
- Развивать мышление и способствовать
самостоятельному познанию реального мира;
- Уметь иметь собственное видение и понимание;
- Уметь делать выводы.
- Развивать навыки самоорганизации.
Когнетивные
- Понимать роль эксперимента в физике;
- Понимать методы, применяемые для установки
физических фактов.
Психомоторные
- Уметь безопасно работать с приборами;
- Создать коммуникативное пространство для результативной
работы в группах. Цели для учителя
Образовательные
- Создать ситуацию, при которой ребята примут учебное действие;
- Через эксперименты выйти на открытие “закона Архимеда”;
- Помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Развивающие
- Развивать элементы творческой деятельности как качества мышления
интуиции, пространственного воображения, смекалки.
- Суметь реализоваться в этом уроке.
Воспитательные
- Воспитывать средствами урока уверенность в своих силах;
- Воспитывать активную позицию.
Методы организации учебно – познавательной деятельности: Гностический – усвоение учебного материала путем самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями.
Методы стимулирования мотивов интереса – опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации успеха. Оборудование урока:
УМК- Грачев А.В., Погожев В. А.; приборы для проведения экспериментов; таблицы самооценивания своих знаний; таблицы самооценивания своей работы на уроке; таблица оценивания мыслительных способностей.
Опорные понятия, термины: давление, сила давления, давление жидкостей и газов, закон Паскаля, гидростатическое давление, плотность жидкостей и газов, динамометр. Новые понятия: выталкивающая сила, направление выталкивающей силы, закон Архимеда, подъемная сила, условия плавания тел.
Формы контроля
Нормативный - оценка при сравнении результатов работы учащихся с научными результатами (сверка с образцом);
Вертикальный - оценка за “рост” ученика (сравнение его с самим собой вчерашним)
Горизонтальный – оценка при сравнении результатов работы учащихся одного относительно другого.
Домашнее задание: Необычайная обычность - Переложите этот стишок на язык физики, и получите формулу, выражающую силу Архимеда.
“Если тело в воду бросить или просто опустить будет сила Архимеда снизу на него давить. Если вес воды в объеме погруженной части знать, можно силу Архимеда очень просто рассчитать”
Этап урока и его цель Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Вводный
- создать коммуникативное пространство для творческой деятельности учащихся
По традиции начало урока
“Вдох” – задержка дыхания,
“Выдох” – задержка дыхания.
Ребята выполняют просьбу учителя
Перцептивные: словесные и практические методы. Коммуникативные -согласованно выполнять совместную деятельность;
Регулятивные - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; “Вдох” – активизирует,
“Выдох” – успокаивает.
Создано коммуникативное пространство для результативной работы учащихся.
Актуализация
- создать соответствующий эмоциональный настрой;
- психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала;
- ставятся проблемные вопросы, возникает проблемная ситуация, а из нее вырастают учебные проблемы.
Предлагает поработать с таблицей самооценивания
(приложение 1)
.
Ребята самостоятельно отвечают на вопросы;
Методы контроля – проверяющие:
- по операционно;
- по конечному результату.
Личностные - выработать свою жизненную позицию в отношении мира
Познавательные - применить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования
Метапредметные – умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать;
Знаю ”Что……” это вопросы первого порядка на знание учебного материала (оценка нормативная)
Знаю ”Как…” и
Знаю “Зачем…” вопросы более высокого порядка, требующие расширенных знаний по данной теме. Навыки высокого мышления помогают использовать знания для решения проблем, анализа и оценки, понять, насколько глубоко изучен данный материал.
Знаю ”Я…..” дает возможность увидеть, насколько произошло внутреннее изменение ученика.
Работу ученика с таблицей можно оценить дважды: нормативно и вертикально.
Ребята повторили пройденный материал и готовы к восприятию новой темы.
Основной
- включение всех ребят в работу своих микрогрупп (наблюдатели из числа присутствующих);
- самостоятельное изучение нового материала через эксперименты.
Учитель обращает внимание ребят на
Эпиграф:
- Ваше отношение к нему?
- На что он вас нацеливает?
- Какой смысл заложен в нем?
Учитель читает
Моря и пустыни.
Земля и Луна.
Свет Солнца
и снега лавины….
природа сложна,
но природа одна, законы природы - едины.
Вот плот и корабль, поплавок рыбака, плывут, как по небу плывут облака. Но камень в воде не плывет, как бревно, и камнем бревно не уходит на дно? В чем сущность явлений? На это ответ искал сиракузский мудрец – Архимед.
Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
Тема урока:
- Попробуйте соединить в единое целое эпиграф и тему урока,
- Соответствует ли эпиграф теме урока?
Учитель дает установку:
- Вы, Архимеды, – должны пройти путь великого ученого и сделать первые шаги к ответу на сущность этих явлений
Помните!! Ученый идет путем неизвестным никому. Вы же идете путем неизвестным только вам!!
Перед началом работы попробую Вас удивить: В одной африканской школе ребята читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Начнем знакомство с водой с экспериментов.
Учитель
- раздает карту движения каждой микрогруппе.
– у каждой команды задание индивидуальное.
Прежде всего, нам необходимо простроить модель исследовательской работы и определиться в процедурах, которые будем включать в эту модель.
Ребята высказывают свое мнение об эпиграфе:
- Знания, полученные в результате своей деятельности прочнее тех, что получены в результате объяснения учителем.
Ребята высказывают свои предположения, наверное, опираясь на то, что видят у себя на столе.
- Эпиграф полностью соответствует теме урока,
- Эксперимент – самостоятельная поисковая работа – результат (прочные знания).
Вспоминают путь ученого:
- Наблюдение,
- Гипотеза,
- Эксперимент,
- Теория (качество, количество, прогноз)
“Даешь открытие” – новые знания.
Простраивают модель исследовательского обучения:
- Обсуждение проблемы и способов ее формулирования;
- Планирование исследовательской деятельности (определение цели, последовательности действий, подготовка к эксперименту);
- Осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, проведение эксперимента, подведение итогов);
- Подготовка к выступлению по защите своих открытий;
- Оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса)
Гностический
- исследовательские
методы;
- эвристические ме тоды (частично-поисковые) Регулятивные –
- целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- умение структурировать знания;
- построение логической цепочки рассуждений, доказательств.
- умение строить речевое высказывание;
- умение слушать и слышать товарищей;
- умение тактично спорить;
Проблема учителя становится проблемой учащихся – поле деятельности для учащихся задано.
Учащиеся ставятся в ситуацию самостоятельного овладения понятиями, способами решения проблем в процессе познания, а роль учителя - координатор.
На протяжении всего урока учитель отслеживает мыслительную работу ребят и отмечает в таблице (приложение 4)
Фактор успеха – класс!
- развитие товарищей по классу;
- их успеваемость;
- их жизненные планы.
Подготовка к выступлению по защите своих открытий:
- приобщает ученика к самостоятельной работе;
- учит его грамотно передавать содержание своих открытий;
- правильно держать себя перед аудиторией, корректно вступать в диалог
Это жизненно полезный навык для современного человека.
Оценочный акт
- оценить работу каждого ученика
Предлагает контрольно - оценочные акты.
(приложение 2 – Самооценивание совместной работы в группе)
Можно предложить ученикам разработать собственные
критерии оценивания своих работ Ученики анализируют все стороны своего учебного процесса. Это ведет к более глубокому пониманию обучения.

Заполняют бланк (Самооценивание совместной работы в группе)
Они предлагают собственные, разработанные критерии оценивания своих работ.
Контролирующие:
- пооперационно;
- по конечному результату
- по условным пара
метрам.
Диагностические:
- личностные качества;
- учебные умения. Регулятивные –
- оценка- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Выставление оценок является стимулирующим фактором для дальнейшей работы учащихся и предоставляет ему сведения об успешности его учебной деятельности.
Рефлексия
- взгляд внутрь себя:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.
Предлагает ребятам осмыслить свое обучение. Оценить своё состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности: по содержанию, по форме деятельности, по цели (эмоциональная). Учитель предлагает вопросы на рефлексию.
(приложение 3- Вопросы на рефлексию)
Просмотреть свои открытия и подготовить отчет для выступления.
Ребята отвечают на предложенные вопросы
Просматривают свои открытия и готовят отчеты в виде: выступления, презентации.
Регулятивные:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Научить высказывать свои мысли и соображения, и понять
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников.
Закрепление полученных знаний, привитие интереса, желание и стремление к дальнейшим “открытиям”.
Окончание урок Предлагает закончить урок традиционным пожатием рук и благодарностью друг друга за приятно проведенное вместе время.
Ребята выполняют просьбу учителя. Снимается напряжение по окончании урока.
Это положительный, эмоциональный настрой для следующего урока.