Технология Вебквест (Webquest) как средство повышения личностной компетенции и индивидуального подхода на уроках английского языка


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Технология Веб квест (Webquest) как средство повышения личностной компетенции и индивидуального подхода на уроках английского языка Сегодня становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, обрабатывать получаемую информацию, делать выводы и аргументировать их, располагая необходимыми данными. Работа с информацией на иностранном языке, особенно, если учесть возможности, которые открывает глобальная сеть Интернет, становится весьма актуальной, а использование информа ционных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения и позволяет создать удивительный мир знаний, доступный каждому. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Общего Образования ( Среднее (полное) общее образование) включает в себя требования: В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся;  активную учебно - познавательную деятельность обучающихся;  построение об разовательного процесса с уче том индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В качестве общих требований к образовательной среде , обеспечивающих достижение образовательных результатов, сформулированных в новых ФГОС, можно выделить : 1. использование педагогических технологий, обеспечивающих:  индивидуализацию обучения,  групповую работу учащихся,  обучение в форме активной, творческой деятельности  наглядность обучения, 2. дополнение традиционной, классно - урочной организации образовательного процесса; 3. доступность ресурсов образовательной среды для учащихся. Необходимо научить современных учащихся работать в современном информационном пространстве и дать им навыки эффективной работы в информационном образовательном пространстве. Учителя должны использовать технологии, позволяющие развивать необходимые навыки. Навыки Гражданина цифровог о общества: Умение решать проблему Умение принимать решение – это способность творчески мыслить и решать проблемы в реальном времени, ясно определяя проблему, создавая подходящее решение, применяя это решение на практике и оценивая процесс и результат. Умение бегло работать с информацией – это способность на интуитивном уровне интерпретировать информацию во всех форматах и формах, для того, чтобы извлечь основные необходимые знания и оценить их ценность и значение. Умение работать в сотрудничестве – спос обность эффективно работать в кооперации с реальными и виртуальными партнерами в информационном пространстве с целью создания оригинального цифрового продукта. Навыки творчества - это процесс, в котором художественные навыки добавляют ценности продукту п осредством дизайна, искусства. Таким образом, этот процесс добавляет форму к функциональности и таким образом инновации в дизайне повышают качество продукта. Умение подходить творчески к решению задач очень востребовано в современном мире. Умение работать с медиа информацией состоит из двух компонентов. Первое – это способность аналитически просматривать медиа ресурсы и правильно интерпретировать информацию, учитывая, как выбранная форма вли яет на представление информации и ее эффективность. Второе – это умение создавать, публиковать и соотносить выбранный медиа ресурс с целями задачи и умение находить наиболее эффективную и целесообразную форму представления информации. В современном мультимедийном мире учащиеся должны уметь создавать, публиковать и общат ься посредством современных цифровых продуктов. Неоспоримое преимущество Интернет состоит в том, что это - неиссякаемый источник информ ации по любому вопросу. Людям, изучающим английский и обучающим английскому языку повезло вдвойне, ибо подавляющая часть материала, который можно найти в Сети, представлена на английском. Однако, процедура поиска очень трудоемкая и требует значительных затрат времени и эмоций и особенно сложна для тех людей, которые не имеют навыков работы в информационном пространстве. Рабо та над проектами, когда учитель ставит определенные задачи и отсылает учащихся за нужной информацией в Интернет, вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Учащиеся не смогут найти то, что им требуется, не имея навыков поисковой деятельности. Одним из возможных решений данной проблемы является использование структурного подхода, который дает ученикам возможность организовать свой труд более эффективно, используя различные информационные ресурсы новым и способами, применяя творческие способности и навыки решения проблемных заданий и критического мышления. Эта технология называется « W eb - Quest ». Т ехнология образовательных веб квестов Технология образовательных веб квестов получает сейчас второе дыхание, являясь одной из эффективных технологий, позволяющих сформировать учебно – познавательные, информационные и коммуникативные компетенции ученика. Использование новых образовательных технологий расширяет возможности преп одавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать стоящие перед современным учителем проблемы:  обеспечивает новое качество образования, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;  совершенствование о рганизации преподавании, обеспечивает возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;  средство индивидуализации работы самого учителя. Хар актерные черты технологии веб квест Чаще всего веб квест определяют как проект с использованием интернет - ресурсов. Однако его главная особенность состоит в том, что учитель дает им список web - сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний для выполнения поставленной задачи. Используя предоставленный заранее список нужных ресурсов, о ни не затеряются в Интернете и смогут эффективно и продуктивно работать в информационном пространстве. Quest в переводе с английского языка – продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обоз начения одной из разновидностей компьютерных игр. Веб квест (Web Quest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. По сути, основой вебквестов является проектная метод ика, которая возникла еще в начале прошлого столетия в США. Впервые термин “вебквест” (WebQuest) был предложен в 1995 году Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан - Диего (США). Автор разрабатывал инновационные пр иложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Берни Додж выделяет три принципа классификации вебквестов: 1. По длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные. 2. По предм етному содержанию: монопроекты и межпредметные вебквесты. 3. По типу заданий, выполняемых учащимися :  пересказ,  компиляция,  загадка,  журналистский,  творческий,  решения спорных проблем,  убеждающий,  аналитический,  оценочный,  научный. Технология в ебквестов имеет ряд преимуществ при обучении иностранному языку : • способствует принятию самостоятельных решений учащимися и дает возможность осуществить индивидуальный подход; • делает осмысленным и целесообразным систематическое использование Интернет ресурсов на занятии; • способствует развитию компьютерных навыков; • позволяет использовать большое количество актуальной аутентичной информации (увеличивает словарный запас учащихся); • организует работу над проблемой в форме целенаправленного исследования, рассчитанн ого на любой временной промежуток (от нескольких минут до нескольких недель). • способствует развитию коммуникативной компетенции; • мотивирует учащихся и изучать новый языковой материал и применять новые языковые знания на практике т.к. они воспринимают задание как “реальное” и “полезное”, это ведет к повышению продуктивности деятельности; • позволяет развивать навыки информационно - познавательной деятель ности т.к. учащиеся вовлечены в активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность; • развивает критическое мышление, тренирует и аналитические способности учащихся, которые не просто собирают информацию, но и анализируют, классифицируют её, вып олняя задание по решению поставленной проблемы. Следует помнить о том, что использование вебквестов требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективная интеграции вебквестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда вебквест является творческим заданием, завершающим изучение какой - либо темы и сопровождается тренировочными лексико - грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в вебквесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над квестом, либо осуществляться параллельно с ней. Структура веб квеста, требования к его отдельным элементам: Этапы работы над веб квестом: Начальный этап (командный): Учащиеся знакомятся с темой и основными понятиями по выбранной теме веб квеста. Распределяются роли в команде. Участники работают в сотрудничестве, выполняя задание, осваивая навыки командной работы и использования ИКТ. Процесс: Самостоятельная работа в команде на достижение общего результата. В соответствии с выбранными ролями участники одновременно выполняют зад ания. В процессе работы над веб квестом через технологию “обучение в сотрудничестве” происходит взаимное обучен ие членов команды умениям использовать ИКТ. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники анализируют и классифицируют полученную информацию для представления результатов своей совместной работы. Задачи: 1) поиск информации по теме квеста; 2) разработка вида и структуры проекта; 3) создание материалов для представления проекта; 4) создание проекта в мультимедийном формате: презентация, видео фильм, интерактивный постер. Заключительный этап: Совместная работа участников команды под руководством педагога, ответственное обобщение и представление результатов исследования. По результатам исследования формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, в котором оцениваются: • достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, • анализ и классификация найденной информации, • логичность, структурированность информации в представленном проекте, • оригинальность, индивидуальность и качество представления результатов исследования. В оценке результатов принимают участие все участники образовательного процесса. Для оценки выполненной работы необходимо разработать четкие критерии и обсудить их с участниками проекта. Критерии оценки веб квеста Важным разделом веб квеста является четкая система критериев оце нки, опираясь на которую, участники проекта оценивают свою работу – как самостоятельную, так и в сотрудничестве. Для оценивания работы учитель также использует эти критерии. Веб квест является интегрированным заданием, и оценка его выполнения должна быть о снована на различных критериях, учитывающих тип проблемного задания и форму представления результата исследования: • вид исследовательской и аналитической работы, • оригинальность работы, качество информации и аргументации, • навыки совместной работы в команде, • презентация результатов проекта – навыки устного выступления, • вид ИКТ, используемых для создания мультимедийной презентации, • языковой материал и стиль изложения. Выводы  Технология веб квеста позволяет повысить мотивацию школьников в изучении и английского языка развивает навыки практического применения знаний.  Эффективно развивает речевые навыки и умения.  Развивает компетенцию учащихся по использованию ИКТ.  Помогает овладеть навыками работы в сотрудничестве, умения выражать свое мнение и пр инимать во внимание интересы и точку зрения участников команды  Развивает навыки самооценки и оценки результатов исследования, умения выполнять требования конкретного задания. Заключение Технология веб - к веста является универсальной и может быть использована для развития навыков самообразования, развития компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на овладении способами самостоятельного приобретения знаний, умений добывать знания из различных ис точников. Данная технология позволяет, как расширить предметные знания учащихся, систематизировать уже имеющиеся, а также развивает дополнительные навыки и умения, такие как умения работать в информационном пространстве, видеть межпредметные связи и уме ть переносить полученные знания и умения в решение реальных практических задач. Технология стимулирует познавательную активность учащихся, так как это – новая форма работы. Веб квест, как развивающая информационная технология, предлагает большое количе ство возможностей для совместной работы учащихся и помогает развить навыки работы в сотрудни ч естве, видеть индивидуальную цель и соотносить ее с общей командной целью. Использование этой технологии позволяет проявить себя не только учащемуся, но и учит елю, использовать свои творческие способности и индивидуальный стиль обучения и организации учебного процесса. Использованные ресурсы: 1. Бобровских О.Н. Использование веб - квестов в обучении (на примере английского языка):[электронный ресурс] http :// www . eidos . ru / journal /2008/1216. htm 2. Быховский Я. С. Образовательные веб - квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО - 99". - http://ito.bitpro.ru/1999 3. Десятова Л.В., Наумова А.М. «Технология Веб - квест (Webquest) в обучении английскому языку» журнал «Английский язык» 2014 №7 - 8 изд.1сентя бря 4. Информацион ные технологии в обучении языку http :// www . itlt . edu . nstu . ru / webquest . php 5. Коптилкина Т . В . ГБОУ гимназия №1558 имени Росалии де Кастро «WEBQUEST В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ» журнал «Английский язык» 2012 №7 изд.1сентября 6. http://www.surwiki.ru/wiki/index.php/ 7. Учительская газета http :// www . u g . ru / archive /28204 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897