Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Согласовано УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор
МОУ СОШ № 2 МОУ СОШ № 2
__________Глебова Г.В. __________Ерохина А.С.
ПРОГРАММА
коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по проведению занятий «120 уроков психологического развития младших школьников» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (приказ № 636 от 22.10.1999);
типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.1998);
письмо Министерства образования РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
инструктивное письмо от 24.12.2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373, с последующими изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010 года № 1241).
Программа составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников. Данная программа входит в число рекомендуемых в рамках введения Федеральных Государственных Стандартов.
Для реализации программы используют учебно-методические пособия:
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа предназначена для работы с обучающимися 1- 4 классов.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)». В последние годы наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности в обучении и поведении вследствие микроорганических нарушений головного мозга, социально-педагогической запущенности и психосоматических нарушений.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем, нарушения внимания и памяти, зрительно-моторной координации. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Наряду с указанными особенностями психических процессов у детей с задержкой психического развития отмечаются недостатки речевого развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, эмоциональная незрелость.В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом встают новые профессиональные задачи, успешно решать которые можно только в тесном сотрудничестве с учителем. С помощью рабочей программы школьный педагог-психолог может решать задачи психолого-педагогического сопровождения реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности задачу формирования коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Особенность данной рабочей программы заключается в том, что она модифицирована через формы занятий, методы и приемы обучения и объем изучаемого материала.
Цель: познавательно-личностное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность обучающихся, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение.
Задачи:
Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).Развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков;
Развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения;
Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности.
Развитие рефлексии.
Подготовка младшего школьника к переходу в среднюю школу.
Основные задачи психологического развития первоклассников:
Развитие сенсорно-перцептивной сферы.
Развитие наглядно-образного формирования предпосылок овладения учебной деятельностью.
Основные задачи психологического развития второклассников:
Дальнейшее развитие наглядно-образного мышления.
Формирование словесно-логического мышления.
Формирование внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
Основные задачи психологического развития третье- и четвероклассников:
Формирование словено-логического понятийного мышления.
Развитие произвольности.
Развитие внутреннего плана действия.
3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В настоящее время уже сами учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения современной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень развития их общего познавательно-личностного развития. Они все чаще обращаются к психологам с вопросом: «Что вы конкретно можете дать практике образования, чтобы повысить качество обучения помочь детям учиться?»
Именно в ответ на этот вопрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития», цель которой - последовательное и планомерное формирование у обучающихся психологической основы обучения, повышение уровня психологического, и в частности умственного, развития.
Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у обучающихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
В последнее время, среди учеников младших классов возрастает число  детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний,  но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития обучающихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.
Тематическое планирование
1 класс (1-30)

№ Тема урока Методики и задания
1 Развитие умения точно и правильно называть предметы.
Развитие слуховых ощущений. Назови предметы.
Послушай тишину.
Узнай по звуку.
2 Развитие произвольного внимания.
Развитие зрительных ощущений. Выполни команду.
Какого цвета?
Цветные полоски.
3 Развитие артикуляции.
Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу».)Произнеси правильно.
Раскрась правильно.
4 Развитие фонетико-фонематического восприятия.
Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце.Развитие понятийного мышления. Найди ошибку.
Определи фигуру.
Назови одним словом.
Конкретизация понятий.
5 Развитие умения выполнять словесные поручения.
Формирование элементов самоконтроля.
Развитие слуховых ощущений.
Учись слушать и выполнять.
Учитель-ученик, ученик-учитель.
Послушай звуки.
6 Развитие объема внимания.Развитие осязательных ощущений. Кто точнее нарисует.Шершавые дощечки.
7 Развитие непосредственнойвербальной памяти.Развитие пространственныхпредставлений (понимание терминов«выше», «ниже», «левее», «правее»,«на», «над», «под»).МагнитофонПереверни рисунокЧто? Где?
8 Развитие слухового внимания.Развитие непосредственнойвербальной памяти. Слушай звуки улицы.Поиграем в «индейцев».Угадай, кто говорит.У кого ряд длиннее?
9 Развитие памяти напоследовательность действий.Развитие пространственныхпредставлений (направлениядвижения).Развитие понятийного мышления. Телеграфисты.Куда указывают стрелки?Подбери картинки.
10 Развитие умения анализировать и сравнивать образец.
Развитие произвольного внимания. Найди одинаковые.Где ошибся Буратино?Одинаковые ли бусы?Найди образец.Найди картинку.Перепутанные линии.
11 Развитие зрительных ощущений и образного мышления.
Развитие зрительно-двигательной координации. Цветная сказка.
Штриховка.
Запомни точно.
12 Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений (понимание терминов «внутри», «вне», «за»).
Развитие понятийного мышления. Нарисуй по памяти.Выполни правильно.Вордбол.
13 Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.
Развитие зрительных ощущений. Где этот домик?
Чей узор лучше?
Найди предметы одного цвета.
Цветовая угадайка.
14 Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие слуховых ощущений. Раскрась правильно.
Шумящие коробочки.
15 Развитие осязательных ощущений.
Развитие произвольного внимания.
Развитие точности движений (макродвижений). Шершавые дощечки.
Расставь слова.
Зашифруй слова.
Точные движения.
Как звонки тарелки и ложки.
16 Развитие умения копировать образец.
Развитие зрительного восприятия (выделение формы).
Развитие осязательных ощущений. Срисуй фигуры точно.
Путанница.
Найди одинаковые.
Назови фигуры.
Тяжелые коробочки.
17 Развитие мышления (абстрагирование).
Развитие непосредственной зрительной памяти. Найди одинаковые.
Запомни и найди.
Запомни и нарисуй.
18 Развитие зрительного анализа.
Развитие словесного синтеза.
Развитие понятийного мышления. Кто наблюдательнее.
Магнитофон
Назови одним словом.
Конкретизация понятий.
Вордбол.
19 Развитие осязательных ощущений.
Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). Тяжелые коробочки.
Крестики, точки.
Пишущая машинка.
20 Развитие зрительного анализа.
Развитие произвольного внимания (переключение).
Развитие пространственных представлений. Сгруппируй буквы.
Синхронный счет.
Цветной ксилофон.
Живые цепочки.
21 Развитие процессов анализа.
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие зрительно-двигательных координации. Найди отличия.
Дорисуй недостающие детали.
Нарисуй точно такие же бусинки.
Проведи, не касаясь.
Спящий дракон
22 Развитие гибкости мышления.
Развитие произвольного внимания (распределение).
Формирование умения сравнивать. Способы применения предмета.
Соблюдай правило.
Сравнение слов.
Учимся сравнивать.
23 Развитие пространственных представлений.
Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы).
Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). Поставь значки.
Отгадай слова.
Называй и считай.
Алфавит.
24 Развитие звукового синтеза.
Развитие произвольного внимания (объем).
Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). Подбери слова.
Найди слоги.
Говори правильно.
25 Развитие понятийного мышления.
Развитие памяти на последовательность действий.
Развитие пространственных представлений (ориентировка в пространстве). Вордбол.
Телеграфисты.
Где спрятались игрушки.
26 Развитие мышления (процессы синтеза).
Умение устанавливать закономерности. Составление предложений.
Найди девятый.
Все ли ты увидел?
27 Развитие умения сравнивать.
Развитие умения анализировать форму предметов.
Развитие непосредственной зрительной памяти. Найди одинаковые и отличающиеся.
Составь фигуру.
Запомни картинки.
Запомни порядок.
28 Развитие умения сравнивать.
Развитие мышления (процессы синтеза). Найди одинаковые.
Назови предмет.
29 Развитие зрительно-двигательных координации. Молния.
Речка.
30 Развитие умения сравнивать.
Формирование процессов саморегуляции. Сравни предметы.
Образец и правило.
Тематическое планирование
2 класс (1-30)
№ Тема урока Методики и задания
1 Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.
Развитие наглядно-образного мышления. Подсчитай правильно.
Повтори цифры.
Найди путь.
2 Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие наглядно-образного мышления. Куда ускакал зайчик?
Полянки.
3 Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие произвольности средних движений. Летает – не летает.
Выполняй правильно.
Запомни и нарисуй.
4 Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие вербальной памяти. Найди фигуры Слова, начинающиеся с одной буквы
5 Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
Развитие тонко координированных движений. Выше, слева, правее, снизу, соседнее, через одно. Объедини слова.
Сделаем бусы.
Вырежи фигурки.
6 Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Развитие мышления (процессы синтеза). Полянки.
Назови по порядку.
Что здесь изображено?
7 Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие точности произвольных движений. Найди фигуры.
Раздели на части.
Кто точнее?
8 Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие слуховых ощущений. Назови буквы.
Какой? Какая? Какие?
Шумящие коробочки.
9 Развитие произвольного внимания (распределение).
Развитие осязательных ощущений. Вычеркивай буквы и слушай.
Сколько знаков?
Разложи вслепую.
10 Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие зрительной памяти.
Формирование элементов самоконтроля. Отгадай слова.
Нарисуй по памяти.
Запретный номер.
11 Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого.
Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале).
Развитие двигательной сферы. Графический диктант.
Поиск общего.
Попади в свой кружок.
12 Развитие пространственного восприятия.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие гибкости мыслительной деятельности. Найди пирамиду.
Нарисуй кресло.
Полянки.
Заселение дома.
13 Развитие мышления {установление закономерностей).Развитие непосредственной зрительной памяти.
Развитие мышления (процессы анализа). Найди фигуры.
Точно такие.
Раскрашивание фигур.
Заполни рисунок.
14 Развитие пространственных представлений.
Развитие зрительной памяти.
Развитие слуховой памяти. Шарики в трубочке.
Подбери заплатку.
Повтори и добавь.
Найди образец.
15 Развитие умения выделять существенные признаки.
Развитие умения соотносить с образцом.
Развитие слуховых ощущений. Выбери главное.
Найди подходящий треугольник.
Шумящие коробочки.
16 Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения. Отгадай слова.
Диктант пространственных действий.
Волшебный лес.
17 Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). Шершавые дощечки.
Подбери картинку.
Найди фигуры рукопожатие.
18 Развитие слуховых ощущений.
Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение).
Развитие наглядно-образного мышления. Шумящие коробочки.
Крестики, точки.
Раздели квадрат.
19 Развитие осязательных ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений. Тяжелые коробочки.
Подбери картинку.
Цветовая угадайка.
20 Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности).
Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие мышления (установление закономерностей). Делаем вместе.
Найди отличающиеся.
Найди девятый.
21 Развитие опосредованной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие слухового восприятия. Зашифруй предложение.
Ленточки.
Назови и проверь постукиванием.
22 Развитие словесной памяти и произвольного внимания.
Развитие пространственных представлений. Что изменилось?
Что не изменилось?
Превращение фигур.
23 Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие двигательной сферы (макродвижения). Дорисуй рисунок.
Что здесь изображено?
Иголка и нитка.
24 Развитие мышления (процессы анализа).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие осязательных ощущений. Найди футболистов в одинаковой форме.
Цирк.
Раздели квадрат.
Шершавые дощечки.
25 Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам). Зашифруй предложение.
Цветовая угадайка.
Зеваки.
26 Развитие мышления (операция сравнения).
Развитие зрительной непосредственной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). Найди одинаковое и разное.
Точно такие.
Найди девятый.
Рукопожатие.
27 Развитие мышления (обобщение наглядного материала). Четвертый лишний.
Найди фигуры.
28 Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие осязательных ощущений. Тяжелые коробочки.
29 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие зрительной опосредованной памяти. Совмести фигуры.
Запомни фигуры.
30 Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). Замри!
Тематическое планирование
3 класс (1-30).
№ Тема урока Методики и задания
1 Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие произвольности движений. Запомни фигуры.
Логический квадрат.
Обводи точно.
2 Развитие мышления (процессы обобщения).
Развитие опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей). Четвертый лишний.
Письмо инопланетянина.
Найди девятый.
3 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие произвольного внимания (устойчивость). Поверни квадрат.
Найди девятый.
Пишущая машинка.
4 Развитие ассоциативного и обобщающего мышления.
Развитие воображения. Свяжи слова.
Найди четвертый лишний.
Закончи рисунок.
5 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие произвольности движений. Муха.
Бери осторожно.
6 Развитие зрительной памяти.
Развитие вербального мышления.
Развитие пространственных представлений. Запомни сочетания фигур.
Раздели на группы фигуры и значки.
7 Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков).
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Выбери главное.
Совмести фигуры.
Знай свой темп.
8 Развитие словесно-логического мышления (аналогии).
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие произвольности движений (умение затормозить движение). Назови четвертое слово.
Муха.
Запретное движение.
9 Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).
Развитие воображения. Одинаковое, разное.
Не путай цвета.
Что это?
10 Развитие вербальной опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей). Объедини по смыслу.
Найди фигуры.
11 Развитие пространственных представлений.
Развитие вербального мышления.
Развитие зрительной памяти. Учись уменьшать и увеличивать.
Объедини пословицы.
12 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие мышления (операция сравнения) Поверни квадрат.
Найди одинаковые.
13 Развитие логического мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Развитие чувства времени. Логический квадрат.
Назови по порядку.
Дружный хлопок.
14 Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие произвольного внимания (переключение). Составь слова.
Отыщи числа.
15 Развитие воображения.
Развитие пространственных представлений.
Развитие логического мышления. Волшебники.
Где какая полоска?
Кольца.
Говорим по-марсиански.
16 Развитие логического мышления.
Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности). Поезд.
Не путай цвета.
17 Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышления (операция сравнения).
Развитие внутреннего плана действия Найди девятый.
Найди одинаковые.
Архитектор.
18 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие чувства времени.
Развитие опосредованной памяти. Совмести фигуры.
За одну минуту.
Письмо инопланетянина.
19 Развитие смысловой памяти.
Развитие внутреннего плана действия. Объедини по смыслу.
Поверни квадрат.
20 Развитие слуховой памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности). Добавь слово.
Раскрась фигуру, флажок.
21 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие мышления (процессы синтеза). Муха.
Что здесь изображено?
22 Развитие произвольного внимания (переключение).
Развитие наглядно-образно го мышления.
Развитие произвольности движений (умение затормозить движения). Отыщи числа.
Преврати в квадрат.
Запретное движение.
23 Развитие вербального мышления.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения. Подбери слова.
Найди недостающий квадрат.
Закончи рисунки.
24 Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие слухового восприятия. Пятый лишний.
Объясни значение.
Назови и проверь постукиванием.
25 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие непосредственной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей). Этажи.
Найди девятый.
Какой цвет?
26 Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие произвольного внимания (устойчивость). Расположи слова.
Стенографы.
27 Развитие вербального мышления (обобщение).
Расположи слова
28 Развитие опосредованной памяти.
Развитие чувства времени. Запомни слова.
Дружный хлопок.
29 Развитие логической памяти.
Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Найди правило и запомни.
Найди смысл.
30 Развитие понятийного мышления. Вордбол.
Тематическое планирование
4 класс (1-30).
№ Тема урока Методики и задания
1 Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие мышления (абстрагирование). Расположи слова.
Форма – цвет.
2 Развитие понятийного мышления.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения. Назови слова.
Разноцветный коробок.
Закончи рисунок.
3 Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие опосредованной памяти. Подбери общее понятие.
Запомни фигуры.
4 Развитие вербального мышления.
Развитие пространственных представлений.
Развитие зрительной памяти. Пословицы.
Лишний кубик.
Запомни и нарисуй.
5 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Совмести фигуры.
Подбери общее понятие.
Не путай цвета.
6 Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).
Развитие умения сравнивать.
Развитие наглядно-образного
мышления (установление закономерностей).
Найди противоположное слово.
Одинаковое, разное.
Найди девятый.
7 Развитие вербального мышления.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения. Подбери пословицу.
Найди одинаковые кубики.
Тропинка.
8 Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).
Развитие произвольности движений. Найди противоположное слова.
«Невидящие» и «неслышащие».
9 Развитие вербального мышления.
Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть).
Развитие осязательного восприятия. Объясни значение.
Целое – часть.
Полочка-узнавалочка.
10 Развитие зрительной памяти.
Развитие вербально-смыслового анализа.
Развитие пространственных представлений. Запомни сочетания фигур.
Подбери пословицу.
Раскрась кубики.
11 Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»).
Развитие глазомера и зрительно- моторных координации. Целое-часть.
Найди значение слов.
Вырезай точно.
12 Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения).
Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей). Найди причину и следствие.
Найди фигуры.
13 Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений).
Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Найди значения слов.
Найди смысл.
14 Развитие опосредованной памяти.
Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»). Письмо инопланетянина.
Отрицание.
15 Развитие вербально-смыслового анализа.
Развитие мышления (абстрагирование).
Развитие пространственных представлений. Пословицы.
Форма – цвет.
Раскрась кубик.
Кто точнее?
16 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания. Совмести фигуры.
Поезд.
Пишущая машинка.
17 Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольности движений (точность). Подбери слово противоположное по смыслу.
Найди одинаковые.
18 Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).
Развитие мышления (абстрагирование). Подбери слово противоположное по смыслу.
Только одно свойство.
19 Развитие произвольной памяти.
Развитие понятийного мышления.
Развитие пространственных представлений. Какого цвета?
Вордбол.
Найди одинаковые кубики.
20 Развитие опосредованной памяти.
Развитие глазомера и зрительно- моторных координации. Письмо инопланетянина.
Вырезай точно.
21 Развитие внутреннего плана действия.
Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие произвольности движений. Муха.
Найди фигуры.
Попади в свой кружок.
22 Развитие мышления (анализ через синтез).
Развитие мышления (абстрагирование).
Развитие пространственных представлений. Разгадай ребусы.
Только одно свойство.
Развертка куба.

23 Развитие произвольного внимания.
Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Отыщи числа.
Найди смысл.
24 Развитие логического мышления.
Развитие произвольного внимания.
Поезд «невидящие» и «неслышащие».
25 Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Отрицание.
Ленточки.
Знай свой темп.
26 Развитие понятийного мышления (обобщение).
Развитие мышления (абстрагирование). Подбери общее понятие.
Только одно свойство.
27 Развитие понятийного мышления (обобщение). Подбери общее понятие.
28 Развитие мышления (абстрагирование). Форма – цвет.
29 Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие непосредственной памяти. Найди девятый.
Точно такие.
30 Развитие смысловой вербальной памяти. Объедини по смыслу и запомни.
Список использованной литературы:
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
7. Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.
8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
10. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
12. Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
13. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
14. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
17. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
18. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь, 1992.
19. Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 1985.
20. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
21. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.
22. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М., 1993.
23. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 1993.
24. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5- 12 лет. М., 1992.
25. Ильин AM., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992.
26. Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
27. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов. М., 1993.
28. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
29. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
30. Леонтьев АА., Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.
31.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: при-чины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2- е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
32. Локалова НЛ. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
33. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
34. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.
35. Менчинская НА. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психо- логии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
36. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. Ки- шинев, 1986.
37. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
38. Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
39.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
40. Поддъяков НЛ. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ - Краснодар», 1997.
41. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М. --Тула, 1993.
42. Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002, №
43.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: *Питер», 2003.
44. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.
45. Субботина JIJO. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1997.
46. Сычева ГЛ. Изложения. 2-4 класс. Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2004.
47. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
48. Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Вол- кова. М., 1993.
49. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
50. Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская СЛ. Как научить ребенка думать и говорить? (Упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи, техники чтения). М., 1993.
51. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. М., 1991.
52. Чейни Дж. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.
53. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
54. Чуприкова H.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: «Столетие», 1997.
55. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр- коррекций. М., 1993.