Коррекционно развивающая программа для работы с детьми 6-9 лет, испытывающими трудности в обучении

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА








Рекомендовано к использованию:
Педагогический совет ГБУ ДО ЦППМСП
Протокол от ________2015 г. № ___
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБУ ДО ЦППМСП
___________ Т. Г. Селиванова
«____» _____________ 2015 г.






УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Профилактика и коррекция школьной неуспешности



Программа предназначена
Составитель:

для детей 5,5 - 10 лет
Кузьмина Т. Д., педагог-психолог

Объем курса: 16 час.


Форма обучения:
групповая, индивидуальная


Срок реализации программы:
4 месяца












Санкт – Петербург
2015 г.

Составитель программы:

Кузьмина Тамара Дмитриевна,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга












Содержание

Пояснительная записка.................


Актуальность программы....


Научные, методологические и методические основания программы


Практическая направленность программы........


Цель программы .......


Задачи программы.......


Адресат программы....


Продолжительность программы...........


Требования к результату усвоения программы.........


Система оценки достижения планируемых результатов......


Учебный план программы.........


Содержание занятий..........


Условия реализации программы..........


Литература......


Приложения



Нормативно - правовой и документальной базой программы являются: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Федеральные государственные образовательные стандарты, СанПиН, рекомендации Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (приложение к письму Минобрнауки России от 10.02.2015 г. № ВК – 268/07), цели и задачи образовательной программы ГБУ ДО ЦППМСП Фрунзенского района.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Согласно анализу статистических данных ЦППМСП Фрунзенского района, наблюдается тенденция роста обращений к специалистам по поводу трудностей в обучении у младших школьников.
Растет также поток обращений родителей старших дошкольников, обеспокоенных возможными трудностями в обучении.
Научное, методологическое и методическое обоснование программы
В основе программы лежит идея тренируемости психических функций. Первичная психодиагностика позволяет выявить уровень развития каждого ребенка и за счет большого выбора раздаточного материала индивидуализировать процесс обучения. В качестве развивающего материала используются игры, задания, упражнения, разработанные Элькониным, Венгер, Айзенком, Готлибом, Никитиными и т. д.
В ходе коррекционно-развивающей работы используются следующие методы обучения:
-развивающие игры, задания, упражнения;
-кинезиологические упражнения.

Практическая направленность программы
Психодиагностика таких детей показала снижение у них характеристик внимания, объема оперативной памяти, низкую учебную мотивацию; у некоторых – недостаточно дифференцированное восприятие и неготовность руки к письму.
Это побудило к созданию данной программы, направленной на профилактику школьной неуспешности и преодоление объективных трудностей в обучении. Использоваться программа может как в групповом варианте, так и индивидуально.
Предлагаемая программа является коррекционно-развивающей психологической программой дополнительного образования.
Цель и задачи программы
Цель:
Профилактика школьной неуспешности.
Задачи:
1. Развитие восприятия;
2. Улучшение характеристик внимания;
3. Расширение объема оперативной памяти;
4. Развитие мелкой моторики;
5. Интеграция работы полушарий.
Адресат программы
Программа ориентирована на старших дошкольников с синдромом дефицита внимания, но может быть использована (с некоторыми изменениями, касающимися преимущественно раздаточного материала) и для младших школьников.
Возрастные границы: 5,5 – 10 лет.
После каждого занятия предполагается консультирование родителей по текущей динамике.
Продолжительность программы
Занятия проводятся 1 - 2 раза в неделю в группах по 5 - 6 человек или индивидуально. В групповом варианте количество встреч - 16, при индивидуальной работе – 10 - 12 занятий по актуальному модулю. Общая продолжительность занятия согласно требованиям СанПин для данной возрастной категории.
Требования к результату усвоения программы
Развитие мелкой моторики, улучшение техники письма, умения работать по клетке;
Более дифференцированное Восприятие;
Улучшение характеристик Внимания (устойчивости, распределения, объема, избирательности);
Увеличение объема оперативной Памяти;
Рост уровня произвольной регуляции деятельности детей.
Система оценки достижения планируемых результатов
Для выявления результативности работы по программе использовались:
Сравнительный анализ результатов диагностики на входе и выходе;
Наблюдение;
Отзывы родителей.
Учебный план

п/п
Тема занятия
Количество занятий
Распределение часов (час.)
Общее количество часов
Форма контроля




Теоретичическая
часть
Практическая
часть



1
Знакомство
1
0,1
0,9
1
наблюдение

2
Основная часть
14
0,8
12,2
14
тестирование

6
Итоговое занятие
1
0,1
0,9
1
тестирование


Итого
16
2,0
14
16





Учебно-тематический план

п/п
Тема занятия
Количество занятий
Распределение часов (час.)
Общее количество часов
Форма контроля




Теоретичическая
часть
Практическая
часть



1
Знакомство
1
0,1
0,9
1
наблюдение

2
Диагностика
1
0,2
0,8
1
тестирование

3
Восприятие
2
0,2
1,8
2
тестирование

4
Внимание
7
0,8
6,2
7
тестирование

5
Объем оперативной
памяти
4
0,6
3,4
4
тестирование

6
Итоговая диагностика.
Закрытие группы.
1
0,1
0,9
1
тестирование


Итого
16
2,0
14
16



В программе выделено 6 тем, общая продолжительность курса 16 часов. Мелкая моторика и интеграция работы полушарий головного мозга не выделяются в отдельные темы, потому что развитие моторики входит как составляющая в упражнения на Восприятие и Внимание (такие как «продолжи узор», «графический диктант», «нарисовать по точкам»), а кинезиологические упражнения, способствующие интеграции работы полушарий, включены во все занятия в качестве динамических пауз.
Содержание программы
Занятие 1. Знакомство
Задачи:
1. Формирование учебной мотивации.
2. Знакомство детей друг с другом, запоминание имен.
3. Сплочение группы, формирование хорошего эмоционального климата.
Для решения задачи 1 используется презентация программы.
Для решения задачи 2 проводятся игры «имя и движение», «что я люблю делать», «прошепчи свое имя», «прошепчи чужое имя».
Игры «поменяйтесь местами все те, кто», «инициатор движения», «дракон, кусающий свой хвост» способствуют решению задачи 3.
Введение ритуала прощания «колодец желаний» помогает снять остаточное напряжение.
Занятие 2. Диагностика
Для диагностики уровня готовности к школьному обучению используются субтесты из методики Н. Е. Водопьяновой и Н. В. Лик (см. Приложение 1):
«лабиринты Озерецкого» – замеряют уровень развития динамической координации руки;
«шифровка» – выявляет уровень развития произвольности внимания и зрительно-моторной координации. При диагностике детей старше 6 лет и школьников, вместо «шифровки» проводится тест Тулуз-Пьерона;
«узоры 2 и 3» – проверка умения произвольно управлять своим поведением;
«повторение цифр» из шкал Векслера – позволяют судить об уровне развития памяти;
«Прогрессивные матрицы Равена» (серии А и В) – дают представление об уровне развития визуального и структурного анализа.
Занятие 3. Восприятие
Задачи развивающего блока:
1. Формирование навыка ориентации на плоскости.
2. Формирование более дифференцированного восприятия формы, размера, расположения в пространстве.
3. интеграция работы полушарий.
Для решения задачи 1 используются упр. «продолжи узор», «графический диктант», «нарисовать по точкам такую же фигуру».
Для решения задачи 2 выполняются упр. «найди одинаковые фигуры», «четвертый лишний», «корректурные пробы» и «шифровки», «пентамино».
Для решения задачи 3 используются упр. «перекрестное касание», «горизонтальные восьмерки».
Занятие 3. Восприятие
Задачи развивающего блока:
1. Формирование навыка ориентации на плоскости.
2. Формирование более дифференцированного восприятия.
3. Интеграция работы полушарий.
Для решения задач 1 и 2 используются те же задания, что и на предыдущем занятии, но с усложнением.
Для решения задачи 3 выполняются упр. «скрестный шаг» и «вертикальные восьмерки».
Занятия 4 – 5. Внимание
Задачи развивающего блока:
1. Развитие устойчивости внимания.
2.Развитие объема внимания.
3. Развитие способности распределения внимания.
4. Развитие избирательности внимания.
5. Интеграция работы полушарий.
Для решения задачи 1используются задания «перепутанные линии».
Для решения задачи 2 – «таблицы Шульте», «лабиринты».
Для решения задачи 3 выполняются «шифровки» и «корректуры».
Для решения задачи 4 – «зашумленные изображения», «найди буквенно-цифровую группу».
Для решения задачи 5 используются упражнения «паровозик» и «мельница».
Занятия 6 - 11. Внимание
Занятия 6-11 по теме «Внимание» имеют те же самые задачи и тот же самый набор заданий, что и занятие 5, но с усложнением. Единственное отличие заключается в меняющихся от занятия к занятию упражнениях по интеграции работы полушарий мозга.
Это упражнения «рисующий слон». «Х», «колечки», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «змейки».
Тема 5: «Объем оперативной памяти».
Занятие 12. Задачи развивающего блока
1. Расширение объема оперативной памяти.
2. Интеграция работы полушарий головного мозга.
Для решения задачи 1 выполняются задания типа «найди недостающую фигуру», «пройди по схеме», «последовательные картинки», «назови лишнее слово».
Для решения задачи 2 выполняется упр. «замок» в парах.
Занятия 13 - 15. Задачи развивающего блока
Развивающий блок имеет те же самые задачи и тот же самый набор заданий, что и в занятии 12. Единственное, при проработке межполушарных связей, добавляются упражнения «ухо-нос», «лягушка», «сова».
Занятие 16. Итоговая диагностика. Закрытие группы
Задачи:
1. Выявление уровня развития мелкой моторики («лабиринты» Озерецкого), восприятия («треугольники» Кумариной), внимания («шифровка»), объема оперативной памяти («повторение цифр» в обратном порядке из шкал Векслера), произвольной регуляции деятельности («продолжи узор»).
2. Закрытие группы.
Завершается группа заданием «подарок другу», когда каждый участник рисует свой портрет на отдельном листе бумаги, а остальные по кругу дополняют его своими пожеланиями. Возможно также награждение каждого участника за его персональные достижения.
Условия реализации программы
Формы и методы работы
Программа может использоваться как в групповом варианте, так и в индивидуальной работе. При этом в индивидуальной коррекции допускается использование отдельных тем программы согласно актуальной проблеме ребенка в количестве 10 - 12 часов на курс.
В зависимости от уровня своего развития и темпа деятельности, дети могут получать разное количество заданий; их сложность, благодаря большому количеству развивающего материала, может отличаться.
Структура занятий
1. Приветствие, самоотчет детей о состоянии, личных достижениях за прошедшую неделю, настрой на занятие.
Задача: создание благоприятной атмосферы и учебной мотивации.
Разминка для мозга
Задача: улучшение питания мозга, повышение готовности к интеллектуальной деятельности.
3. Развивающий блок.
2 - 3 развивающих задания по теме занятия.
Задача: развитие функции согласно заявленной теме.
Динамическая пауза.
Задача: снятие мышечного напряжения от статичной позы, интеграция работы полушарий головного мозга.
2 - 3 развивающих задания по теме занятия.
4. Заключительное упражнение.
Задача: снятие возможного остаточного напряжения, формирование позитивного впечатления от занятия.
Дидактический материал подобран таким образом, что одно упражнение является развивающим для нескольких психических процессов и способностей. Например, задание «продолжи узор» развивает мелкую Моторику, Восприятие, Внимание и Произвольность.
На занятиях используются дидактические материалы:
«Шифровки» и «корректуры»
«Перепутанные линии»
«Графические диктанты» и «продолжи узор»
Таблицы Шульте и «зашумленные» изображения
«Найди недостающую фигуру» и «четвертый лишний»
«Лабиринты»
«Пентамино» и кубики «сложи узор».
Материальное обеспечение программы
Помещение для занятий должно хорошо проветривается, быть оборудовано соответствующими возрасту партами, а также иметь достаточное пространство для выполнения кинезиологических упражнений и подвижных игр.
ЦППМСП располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных в рабочей программе.
Требования к специалисту, реализующему данную программу
Занятия проводит специалист, имеющий высшее образование по специальности психолог (преподаватель психологии), имеющий опыт работы с детьми, обладающий широкой эрудицией; знающий закономерности психического развития ребенка на каждой возрастной ступени; психодиагностику и свободно владеющий методами психологического консультирования, коррекционной и развивающей работы.
Личностные качества психолога: сильный, уравновешенный тип нервной системы; уверенность в себе; требовательность; добросердечие и отзывчивость; гипертимность.
Литература
Основная
Айзенк, Г. Тесты для выявления талантов [Текст]/ Г. Айзенк, Д. Эванс – М.: Эксмо, 2011. – 206 с.
Зегебарт, Г. М. Не просто лабиринты. Набор 1[Текст]/ Г. М. Зегебарт. – М.: Генезис, 2011. – 48 с.
Зотов, С. Г. Повышение скорости чтения [Текст]/ С. Г. Зотов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 125 с.
Сиротюк, А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]/ А. Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2008, -123 с.
Узорова, О. В. 1000 упражнений для подготовки к школе [Текст]/ О В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2010, – 416 с.
Литература для родителей
Зотов, С. Г. Повышение скорости чтения [Текст]/ С. Г. Зотов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 125 с.
Папка дошкольника: перепутанные линии и лабиринты.
Папка дошкольника: подумай, дорисуй.
Папка дошкольника: послушный карандаш.
Папка дошкольника: пройди по схеме.
Узорова, О. В. 1000 упражнений для подготовки к школе [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2010. – 416 с.









13PAGE \* MERGEFORMAT14215


13PAGE \* MERGEFORMAT141315




15