Об организации работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении»


Об организации работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении»
Методическая разработка
Автор: Ирина Николаевна Дмитриева , учитель биологии КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
Специалисты отмечают, что в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих, также  нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины .Причины неуспеваемости:
особенности организма школьника;
особенности личности школьника;
бытовые условия;
гигиенические условия в школе;
особенности воспитания в семье;
особенности обучения и воспитания в школе;
причины недостатков бытовых условий;
причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;
условия, порождающие недостатки воспитания в семье;
условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса
Особенности неуспевающих учащихся 
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития 
отсутствие познавательного интереса 
не сформированы элементарные организационные навыки 
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения 
дети, в основном, из асоциальных семей 
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся 
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:1. Низкий уровень умственного развития.Причины: 
Педагогическая запущенность. 
Частые заболевания. 
Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга. 
Проявляется: 
Не умеет устанавливать причинно-следственные связи. 
Учитывать все признаки предмета или явления. 
Видеть общее и. д. 
 2. Несформированность учебных навыков.Ребенок не умеет учиться: 
работать с текстом; 
выделять главное, существенное; 
не может организовать свое время и распределить усилия и т. д. 
 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.Характеризуется: 
отвлекаемостью; 
подвижностью; 
неусидчивостью и т. д. 
 4. Отсутствие познавательного интереса.Обусловлено: 
с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности; 
ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение. 
 5. Несформированность произвольной сферы.Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач. 6. Конфликтные отношения 
со сверстниками; 
учителями; 
отказ от усилий в учебной деятельности. 
7. Низкий познавательный интересНе срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)Нуждается: 
в поддержке 
показа того, что он состоятелен в других видах деятельности 
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить «эффект новизны» при решении учебных задач. 8. Низкий уровень развития словесно-логического мышленияНеобходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала. 9. Низкая работоспособность 
В утомляемости 
Истощаемости 
Медленном темпе работы 
Чему учить?Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.  Как учить?Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:- Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.Как повысить работоспособность: 
Разнообразить виды деятельности. 
Проветривать кабинет. 
Проводить физминутки. 
Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. 
Виды работ со слабоуспевающими учениками 
Карточки для индивидуальной работы. 
Задания с выбором ответа. 
Деформированные задания. 
«Разрезные» теоремы. 
Перфокарты. 
Карточки - тренажеры. 
Творческие задания. 
«карточки-информаторы», 
«карточки-с образцами решения»,
«карточки-конспекты»
Учитель должен:
Знать психическое развитие ребёнка: 
- восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)- память (вербальная, невербальная)Стремиться понять и принять каждого ребёнка 
Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке 
Проявлять 
- разумную требовательность- неиссякаемое терпение- справедливую строгость- веру в возможности ученика
Уметь встать на позиции ученика 
НЕТ насмешливому тону! 
Уметь вести непринуждённый диалог 
Стремиться к внешней занимательности 
Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) 
Учить работать со словарями и другим справочным материалом 
В обучении применять 
- опережающее обучение- различные формы групповой работы- взаимоопрос, самоконтроль- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения
 При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) 
Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) 
Применять частую смену видов деятельности на уроке 
Многократно проговаривать и закреплять материал урока 
Стремиться к алгоритмизации деятельности 
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: 
При закреплении. 
При проверке домашнего задания. 
При самостоятельной работе.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: 
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; 
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, 
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; 
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; 
карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода. 
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). 
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. 
Индивидуальные дифференцированные задания. 
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). 
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности. 
Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения. 
Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам. 
Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. 
Еще часто используют дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, вызывают 3-4 человека к доске, дают им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий. 
Использованная литература. 
М.М. Поташник «Требования к современному уроку». Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008, с. 28.
О.А. Иванова «Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка» (Полимодальный подход в преподавании иностранного языка). «Английский язык» №1 (21) 2008.
М.М. Поташник «Требования к современному уроку». Методическое пособие. Москва. Центр педагогического образования, 2008, с. 30.
З.Н.Никитенко, Н.Д. Гальскова. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2007
Программно-методические материалы. Иностранные языки. Начальная школа. Москва «Дрофа» 2001.