Создание здоровьесберегающей среды через урочную и внеурочную систему работы


Создание здоровьесберегающей среды через урочную и внеурочную систему работы

Учитель физического воспитания Сазонов А.В.

Физическая культура является и одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятий спортом - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков.
Занятия физической культурой и спортом я рассматриваю и как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения
Особое внимание в настоящее время уделяю внедрению в практику уроков физической культуры и спортивно-массовой работы школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни.
Поэтому для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности воспитанников и обучающихся на занятиях стремлюсь увеличивать их двигательную активность, образовательную направленность учебных занятий по физической культуре, расширять внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работы на основе вовлечения учащихся в спортивный кружок, секцию. Так, в школе веду занятия кружка «Спортивное ориентирование», в вечернее время провожу со школьниками занятия по волейболу, подвижным играм.
Убеждён, что физическое воспитание и сохранение здоровья учащихся – одно из важнейших направлений деятельности школы и государства в целом.
Поэтому, считаю ведущей педагогической идей– сохранение и укрепление здоровья детей, систематическое и целенаправленное формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей среды через урочную и внеурочную системуспособствует решению следующих задач моей педагогической деятельности:
-повышение общей физической подготовленности;
-расширение функциональных возможностей организма;
-совершенствование двигательных качеств;
-укрепление опорно-двигательного аппарата;
-повышение общей выносливости:
-воспитание нравственных и волевых качеств личности.
На уроках физической культуры, при подготовке и проведении спортивно-массовых мероприятий мотивирую детей к тому, чтобы они с самого раннего возраста ценили, берегли и укрепляли свое здоровье, стремились стать более здоровыми развитыми не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Физкультурно-оздоровительную работу направляю на выработку у учащихся ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек.

В последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений.
В основе моей педагогической деятельности лежат основополагающие приоритеты:
1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Оздоровительную направленность уроков физической культуры осуществляю при изучении теоретического материла, выполнении практических заданий и игровой деятельности. Физические упражнения подбираю так, чтобы они активно содействовали укреплению здоровья и гармоничному физическому развитию, формировали необходимые двигательные качества, были направлены одновременно на обучение двигательным действиям, способствовали формированию правильной осанки и становлению школы движений.
Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередую с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег чередую с ходьбой. Широко использую специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учу дышать глубоко, без резкой смены темпа.
При проведении занятий я акцентирую внимание на приобретение навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и их влияние на различные системы организма. Считаю, что организация оптимального режима жизни, особенно двигательного, в этот возрастной период, обеспечивает гармоничное развитие организма. Направленность проводимых мною учебных занятий по физической культуре на всех ступенях обучения характеризуется:
- формированием основ знаний о физкультурной деятельности;
- расширением коммуникативного опыта учащихся в совместной деятельности;
- гибким введением новых элементов образования, интегрированием разнообразных видов двигательной деятельности;
- овладением школьниками умениями использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой, имеющих оздоровительную и кондиционную направленности;
- расширением адаптивных и функциональных возможностей школьников, использованием методов индивидуализации физических нагрузок (метод «круговой тренировки» и др.);
- решением оздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание);
- отведением основного учебного времени на работу в режиме игровой и соревновательной направленности;
- развитием индивидуальных свойств личности через личностно-ориентированный подход в двигательной деятельности;
- контролем, направленным на уровень сформированности коммуникативной, теоретической и двигательной компетенции, самостоятельной двигательной активности учащихся.
В процессе физического воспитания предусматриваются и внеурочные формы занятий физическими упражнениями, поэтому одно из приоритетных направлений школы вижу в рациональном использовании разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной двигательной активности.
В целях подготовки школьников к учебной деятельности перед занятиями подготовил физоргов класса, которые проводят комплекс общеразвивающих упражнений с обязательным их воздействием на все мышечные группы продолжительностью 5-7 минут. При выборе содержания и формы двигательной активности учитываю возрастные особенности анатомо-физиологических и психофизиологических функций детей. Один раз в 2-3 недели комплексы общеразвивающих упражнений заменются новыми.
Утреннюю гигиеническую гимнастику организую и провожу совместно с физкультурным активом школы до занятий преимущественно на открытом воздухе при температуре не ниже +10°. Если условия не позволяют проводить гимнастику до занятий на открытом воздухе, то она проводится в хорошо проветриваемых коридорах и рекреациях школы.

С целью создания здоровьесберегающей среды я разработал теоретические основы и физические упражнения, виды игровой и соревновательной деятельности с включением во все разделы школьной программы соревновательно-игровых упражнений из базовых видов спорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность учащихся организую как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период. При организации учебно-воспитательного процесса учитываю многие компоненты: культуру двигательной активности, закаливание, дыхание, питание, массаж, использование факторов природы. Уроки физической культуры, провожу, когда позволяют погодные условия, на открытом воздухе. Организацию учебной деятельности школьников на уроке начинаю с постановки цели, которую ставлю предельно ясной, четкой и увлекательной. В течении урока внимательно наблюдаю за правильностью выполнения учащимися упражнений, заданий. Не опасаясь частичного снижения моторной плотности урока, тут же исправляю допущенные школьниками ошибки, вношу необходимые коррективы.
При организации оздоровительной работы стараюсь вовлечь каждого школьника в активную физкультурно-оздоровительную деятельность, создать такие условия, при которых возможны развитие и реализация физических возможностей и творческих способностей учащихся.
Все виды физкультурно-оздоровительной работы- от гимнастики до учебных занятий, физкультурные минутки, физические упражнения , спортивные часы, и секции по видам спорта и в вечернее время равномерно распределяется в течение учебной недели и вместе с уроками физической культуры составляют ежедневный стабильный двигательный режим, обязательный для всех школьников.
Согласно плану физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе провожу разнообразные внеклассные занятия по физической культуре и спорту. Это предоставляет учащимся получить дополнительное образование в ходе занятий избранным видом спорта и способствует их физическому развитию и оздоровлению.
Одной из форм внеклассной работы являются кружковые (кружок «Спортивное ориентирование» и дополнительные занятия физической культурой, на которых развиваю физические качества и совершенствую двигательные навыки учащихся, изученные на уроках физической культуры.
Проведение соревнований между классами повышает интерес к занятиям физическими упражнениями и наполняет отдых детей положительными эмоциями. В тоже время организую наиболее понравившиеся школьникам подвижные и спортивные игры. Для мальчиков – футбол, волейбол, баскетбол, лапта и др.; для девочек – прыжки со скакалкой, «классики», спортивные игры по упрощённым правилам. В вечернее время провожу занятия по волейболу, которые способствуют совершенствованию общей физической подготовленности, спортивного мастерства.
Наряду с указанными формами физкультурно-оздоровительной работы в школе проходят спортивные соревнования, туристический слёт, спортивные праздники, Дни здоровья. Главное место во внеклассной работе отвожу спортивным мероприятиям. Они проводятся согласно календарному расписанию соревнований в школе с учётом рабочих соревнований. Внутришкольные соревнования провожу между параллельными классами или группами классов.
В плане оздоровления для младших школьников провожу соревнования «Весёлые старты», которые провожу в форме различных эстафет, например, с бегом, прыжками, гимнастическими упражнениями с предметами. Для среднего школьного возраста проходит «Зарница», судьями и помощниками которой являются учащиеся старших классов. Большой физкультурно-оздоровительный эффект оказывают проводимые соревнования и по другим видам спорта: лыжным гонкам, спортивным играм: волейболу, баскетболу. футболу, гимнастике, лёгкой атлетике.
Значительное место в содержании своей работы отвожу развитию двигательных навыков учащихся, ловкости, силы и выносливости, так как они способствуют развитию опорно-двигательной системы, а также органов кровообращения и дыхания; формируют у учащихся потребность к занятиям физической культурой и спортом; учат школьников физической культуре. В 5-11 классах включаю в уроки русскую лапту, спортивные игры.
При проведении физкультурно-оздоровительной работы особое значение уделяю упражнениям, направленным на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, туризм, ориентирование), способствующим расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и ,тем самым, общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Такие занятия стараюсь проводить на открытом воздухе, в лесу при достаточной двигательной активности детей, что обеспечивает хороший закаливающий эффект.
При организации оздоровительной деятельности школьников использую следующие формы:
индивидуальная работа: отдельные задания, упражнения, например, помощь в разработке комплекса физических упражнений для утренней гимнастики; консультации;
групповая работа: тренировки по развитию двигательных навыков;
массовая работа: Дни здоровья, предметные недели, олимпиады и конкурсы, соревнования.
На занятиях физической культуры обращаю внимание на исправление индивидуальных недостатков физического развития. У многих детей нарушена осанка, выражено плоскостопие, присутствуют признаки ожирения. Большинство этих нарушений имеет нестойкий функциональный характер, поэтому стремлюсь подобрать комплекс таких физических упражнений, которые помогают справиться с физиологическими проблемами. В целом моделирую учебный процесс таким образом, чтобы в учебной деятельности преобладали игровая и соревновательная деятельность с включением во все разделы школьной программы соревновательно-игровых упражнений из базовых видов спорта.
Специфика предмета диктует необходимость соблюдения правил техники безопасности при организации занятий физкультурой. Перед каждым разделом программы знакомлю ребят с основными правилами обращения со спортивным инвентарем, требованиями к выполнению упражнений.
Я считаю, что оздоровительная направленность уроков физической культуры и спортивно-массовой работы в школе способствует физическому развитию и совершенствованию учащихся; правильной, нормальной деятельности организма – сохранению и укреплению здоровья, является профилактикой пагубным привычкам.








13PAGE 15


13PAGE 14215






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415